Белорусского писателя Николая Чергинца (недавно Указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко ему присвоено звание «Народный писатель Беларуси») хорошо знают во многих постсоветских странах. Его детективы издавались в свое время огромными тиражами. Национальной литературной премией Беларуси за 2021 год отмечен роман Николая Чергинца «А он не вернулся из боя». 17 октября 2022 года — 85-летний юбилей писателя, общественного и политического деятеля, человека, который прошел по жизни через многие драматические события... И как литератор, и как политик (многолетний член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), и как воин-афганец, он отмечен множеством государственных и общественных наград. И Советского Союза, и Республики Беларусь, и Российской Федерации, других стран мира... Он и сейчас — в делах, заботах, с людьми и на людях, участник многих встреч. К его мнению, к его авторитетным оценкам прислушиваются люди разных поколений. В 2005 — 2022 годах Николай Иванович возглавлял Союз писателей Беларуси, сейчас — почетный председатель Союза писателей, руководитель общественно-политического консультативного совета СПБ. Оценка его трудов — и звания заслуженного юриста Республики Беларусь и заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь, премия Содружества Независимых Государств «Звезды Содружества».
... Мне доводилось встречаться с писателями, журналистами, общественными деятелями, мастерами культуры в России, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Сербии — все, т председатель Союза писателей Таджикистана Низом Касим, и азербайджанский прозаик, драматург, переводчик Камран Назирли, и сербская поэтесса, переводчица Даяна Лазаревич, другие литераторы, политики хорошо знают Николая Ивановича Чергинца. И как писателя, и как политика. Вспоминают встречи с ним, говорят о впечатлениях от прочтения его книг... Как прожить жизнь, чтобы сделать столько, сколько Чергинец?!. На этот вопрос, наверное, и сам Николай Иванович не ответит. Каждая жизнь индивидуальна и многообразна... И, наверное, свершения, достижения — все это составляющие настойчивого труда, правильного выбора целей, вообще правильного каждодневного выбора жизненных приоритетов... Впрочем, мы сейчас не о законах эргономики, не о законах организации жизни...
Читать произведения Николай Ивановича Чергинца я начал еще школьником. Его повествования о милиции, непростой работе сотрудников правоохранительных органов, детективные романы и повести, всегда чем-то важным отличались от многообразия художественной литературы подобного рода. В книгах было особое притяжение. Чувствовалось, что писатель знает жизнь, знает то, о чем пишет, что он старается понять своих героев, и как-то непринужденно объясняет и читателю мотивы тех или иных поступков, тех или иных действий. Местами жестковатое повествование все равно оставалось достаточно притягательным, поскольку формировало доверие к писателю.
Событием в белорусской литературе стали динамичные, наполненные драматургией жизни, романы Николая Чергинца об Афганистане. Весь Союз переживал за судьбы наших солдат, офицеров, выполнявших свой интернациональный долг в стране, которую мы до конца и сейчас не понимаем. У меня так сложилось в жизни: в 1985 — 1988 годы служил корреспондентом солдатской многотиражки «За Родину» в Ашхабаде, в дивизии, которая готовила пополнение для наших частей и соединений в Демократической Республике Афганистан. Премудростям военного дела обучали в основном офицеры, которые испытали на себе службу (считай: войну!), как тогда говорили, «за речкой». Таким был и командир нашей учебной мотострелковой дивизии — полковник, а вскоре и генерал-майор Евгений Мещеряков, такими были и начальник политотдела полковник Ярослав Иванченко, и замполит батальона старший лейтенант Николай Стрельчук, и мой непосредственный начальник — редактор «дивизионки» капитан Коля Стародымов, награжденный за «Афган» ОРДЕНОМ «За Службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени... Афганских рассказов много от них не удалось услышать, а вот о книгах Николая Чергинца, о его публикациях в «Нёмане», который я и в Ашхабаде выписывал, с некоторыми из них поговорить довелось... Они внимательно, сопереживая героям, читали и «Тайны Черных гор», и другие произведения Николая Чергинца. Белорусский писатель, сам дважды прошедший через афганское горнило, старался донести правду, рельефно, осязаемо выписать те переживания, те мысли, то сердечное и душевное состояние, которыми жили в Афганистане и после него, вернувшись домой. Старался показать и матерей, родных и самых близких тех воинов-интернационалистов, которые не вернулись...
Мне кажется, что и сегодня, когда мир рушится от взрывов, когда в прицеле наемных стрелков — не только солдаты, но и дети, мирные люди, «афганскую» прозу Николая Чергинца стоит внимательно перечитать. И роман «Сыновья», который отдельной книгой переиздавался более 20 раз, — тоже. Кстати, книгу перевели на английский, турецкий, азербайджанский и другие языки. Роман, написанный на русском языке, вышел в свет и на белорусском.
А еще я посоветовал бы, особенно — юному читателю, обратиться к сравнительно недавно вышедшему в свет роману Николая Чергинца «Операция «Кровь». Страницы этого произведения, основанные на строгих документальных свидетельствах, возвращают нас в годы Великой Отечественной войны. И снова писатель предлагает нам, читателям, задуматься о цене человеческой жизни, о нравственном выборе человека, о том, из каких деяний-кирпичиков выстраивается наша жизнь, и что надо для того, чтобы прожить ее достойно.
Алесь КАРЛЮКЕВИЧ
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?