Вы здесь

Где хранятся записная книжка семьи Каганца и рукописная «Белорусская хрестоматия» Эпимах-Шипило. Достопримечательности Государственного архива-музея литературы и искусства


При соприкосновении с понятиями «архив», «дело», «документ» натуре поэтической обязательно придут на память строки стихотворения Максима Богдановича «Летапісец»:

Што тут чынілася ў даўныя гады,

Што думалі, аб чым спрачаліся тады,

За што змагаліся, як баранілі веру, —

Узнаюць гэта ўсё патомкі праз паперу!

Яно забудзецца, умрэ, з вадой сплыве, -

І вось у спомінах устане, ажыве,

Калі знайдуць яго няхітрае пісанне

Пра гэтае жыццё, надзеі, справаванне.


Страница из альбома семьи Максима Богдановича. 1892-1911

Поэт, несомненно, был увлечен тайнами былого, и в работе древнего летописца видел великую историческую миссию. Да не только увлечение управляло им. Поэт, думаю, призывал чтить память о прошлом, беречь то «няхітрае пісанне», через которое дойдут до будущего «жыццё, надзеі, справаванне» в правдивых деталях и образах.

Для газеты «Звязда» и не только

В эти дни во многих публикациях, на конференциях, на открытии выставок, в студенческих аудиториях упоминается 100-летний юбилей государственной архивной службы Беларуси. На страницах газеты «Звязда» нередко появляются статьи, подготовленные на основании архивных документов с подборками к ним иллюстраций и с указанием места хранения «Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства». В эти юбилейные дни назрел повод рассказать об этом заведении, с раритетами которого так часто встречается читатель.

Я. Купала. «Над рекой Аресой». Поэма. Вместо вступления. Автограф. 1933 г.

За шестьдесят два года своей деятельности архив-музей принял в свои хранилища более пятисот двадцати архивных фондов по истории литературы и искусства. Среди них фонды классиков белорусской литературы Янки Купалы, Якуба Коласа, Язэпа Пущи, Адама Бабареко, Максима Танка, Аркадия Кулешова, Пимена Панченко, Янки Брыля, Владимира Дубовки, Ивана Мележа, Ивана Шамякина, Михаила Лынькова, Констанции Буйло, Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Геннадия Буравкина, Нила Гилевича и многих других; актеров-народных артистов СССР и Беларуси Галины Макаровой, Стефании Станюты, Федора Шмакова, Александры Климовой, Владимира Владомирского, Леонида Рахленко, Лидии Ржецкой; композиторов Юрия Семеняко, Евгения Глебова, Петра Подковырова, Яна Тарасевича, Анатолия Богатырева; художников Аркадия Астаповича, Валентина Волкова, Арлена Кашкуревича, Бориса Малкина, кинорежиссеров Владимира Корш-Саблина, Виктора Турова, Виталия Четверикова и многих других.

В. С. Короткевич. Изображение и стихотворение, присланные М. Танку. Бумага, шариковая ручка, автограф. 17.06.1957

Первые шаги

История архива-музея началась 9 июня 1960 года. Именно в этот день было подписано постановление Совета Министров БССР о создании Центрального государственного архива литературы и искусства БССР. На время создания архива многие фонды творческих учреждений хранились в Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства (современный Национальный архив Республики Беларусь). В скором времени эти фонды были переданы новосозданному профильному архиву. Некоторые из переданных фондов сохранились с довоенных времен, как, например, фонд литературной организации «Маладняк», «Белдрамтаварыства», Государственного еврейского театра. А вот личные архивные фонды на то время оставались без внимания практической деятельности государственных архивов Беларуси. До создания архива литературы и искусства архивы личного происхождения, и прежде всего деятелей литературы и искусства, не являлись обязательным объектом их комплектования. Эту работу, при случае, осуществляли музеи — для пополнения своих экспозиций, и библиотеки.

Блокнот отца К. Каганца К. К. Костровицкого с хозяйственными записями и автографами повстанцев 1863-1864 гг.: Михала Радевича, Адама Войцеховского, Михала Добровольского, Болеслава Боровика, Цезаря Мицкевича и других.

Несколько строк о документах архива-музея, свидетельствующих о далеком девятнадцатом веке. Упомяну самый ранний оригинальный документ, который имеет все основания называться уникальным: записную книжку семьи художника и писателя Каруся Каганца — Казимира Костровицкого. Книжка сначала принадлежала деду писателя Самуилу Костровицкому, а после отцу, участнику восстания 1863 г. Карлу Костровицкому. Первая запись в ней сделана в 1813 г. За обложкой этой книжки более ста пятидесяти лет сохранялись прощальные автографы осужденных на высылку сокамерников Карла Костровицкого, известных руководителей восстания на Минщине.

К уникальным стоит отнести и фонд Григоровича. Он, кроме того что хранит рукопись неизданного второго выпуска «Белорусского архива», подготовленного Григоровичем в 1825 году, имеет копии документов по истории Беларуси от 1240 года. Оригиналы этих документов, к большому сожалению, не сохранились, и копии, сделанные два столетия назад, являются бесспорными свидетелями их существования.

Церковная летопись приходской Дукорской Петропавловской церкви. Рукопись. 1886-1918

Хочется упомянуть и рукописную «Белорусскую хрестоматию» 1889 года, которую «собрал и уложил Бронислав Эпимах-Шипило», благодаря которой в белорусской литературе сохранились имена авторов и поэтические произведения наших давних времен.

«Белорусская хрестоматия», собранная и записанная Б. Эпимах-Шипило. Автограф. 1889-1931

Потерянное и сохраненное

Многие замечательные люди прошлого с большим вниманием относились к документальным источникам, собирали и хранили их, создавали уникальные коллекции и целые музеи. В их ряде великие белорусы Иван Григорович, Александр Ельский, Бронислав Эпимах-Шипило, братья Иван и Антон Луцкевичи, Ромуальд Земкевич и другие, чьи сборы были известны далеко за пределами их частных владений. К большому сожалению, время не было милостивым к этим уникальным коллекциям: некоторые утеряны полностью, некоторые дошли до нас лишь небольшими фрагментами. Но они заложили практику собирания прежде всего личных архивов, сделали первые шаги к методике их систематизации и описания и создали предпосылки для организации их комплектования в государственных архивах в будущем.

Б. Малкин. «Желтый клоун». Серия «Цирк. Клоуны» Монотипия. 1966-1968 гг.

Беларусь утратила значительное количество архивных источников, в том числе и за ХІХ век. Мы до сих пор в поисках наших сокровищ, отправляемся в другие страны, чтобы выявить рукописи и документы Богушевича, Дунина-Марцинкевича, Янки Лучины и других. При этом я имею в виду не только архивистов, но и исследователей-литературоведов. Во многих случаях выпадает шанс получить копии. Исследователи оставляют их в своих личных собраниях, архивисты создают коллекции. С такой коллекцией можно познакомиться и в архиве-музее. Ее составляют документы и рукописи Адама Мицкевича, Владислава Сырокомли, Франтишки Богушевича, Янки Лучины и других. Все они получены из различных хранилищ России и Польши как непосредственно архивом, так и через ученых.

Важную часть источников БГАМЛИ составляют фонды творческих учреждений, среди которых редакции литературно-художественных журналов и газеты «Літаратура і мастацтва», национальные театры, киностудия «Беларусьфильм», Академия музыки, Белорусская государственная филармония и другие. Отдельно стоит упомянуть фонд белорусского музея имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе. Именно он содержит самое значительное количество источников, относящихся к началу ХХ века. Этот документальный сбор целенаправленно создавался в Вильнюсском музее в течение двадцати пяти лет. Одну из самых больших частей архивного фонда Музея имени Ивана Луцкевича составляют материалы белорусских издательств, издательских обществ, а также журналов и газет. Среди них – издательские общества «Заглянет солнце и в наше оконце» (Петербург), белорусское издательское общество в Вильнюсе, «Мінчук» (Минск), «Наша хата» (Вильнюс), редакции газет «Наша Ніва», «Гоман», «Змаганне», «Голас беларуса», «Народны звон», «Наперад», редакции журналов «Маланка», «Крывич», «Саха» и другие. Именно в редакциях журналов и газет сохранились автографы выдающихся деятелей белорусской литературы, в том числе М. Богдановича, К.Буйло, З.Бядули, Т.Гартного, Ивана Луцкевича, Б.Эпимах-Шипило, А.Бурбиса. Белорусский музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе успешно комплектовал личные документы многих белорусских деятелей: рукописи, письма, фотографии и прочее. Среди имен, чьи архивы или их части сохранились в его собраниях, А.Гриневич, Якуб Колас, Б.Тарашкевич, В.Ластовский, братья Луцкевичи, Тётка (Алоиза Пашкевич) и другие.

Фотография поэта Я. Лучины (И.Неслуховский). Фотоателье «Фотография И.Гринберга», Санкт-Петербург. 1875

Возвращение и память

Самые разные обстоятельства вынуждали белорусов заселять многие города России, пространства Урала, Сибири, казахстанской степи, неизведанные уголки почти всех республик бывшего СССР. На 1970-е-1990-е годы приходится самое активное комплектование архива-музея документами по истории белорусской литературы и искусства именно в этих регионах. Архивные фонды А.Остапенко, Я.Брайцева, А.Бабареко, К.Буйло, В.Дубовки, А.Ельского, А.Жаврука, Е.Мазалькова, В.Мачульского, Н.Садковича, И.Любана, К.Каганца и других были обнаружены и приобретены в Москве; М.Богдановича — в Ярославле; Л.Бенде, П.Кобзаревского, М.Горецкого - Л.Чернявской — в Санкт-Петербурге; З.Верас, Н.Талерки, И.Тулейки — в Вильнюсе; В. Гарбука — в Пятигорске; Я.Дылы — в Саратове; И. Ласкова и А.Барковского — в Якутске; П. Сокола, В.Телеша, П. Мироновича — в Латвии; С.Лиходиевского — в Ташкенте. Большую роль в деле сохранения этого мощного наследия белорусского народа сыграли и играют их потомки. На протяжении многих десятилетий старательно сберегались в семьях архивы Горецкого, Бабареко, Жаврука, Брайцева, Остапенко, Каганца, Касперовича и многих других. Упорядоченные и в хорошем состоянии, они были переданы архиву-музею на хранение в полном составе.

Фотография Александра Дмитриевича Туманова — начальника канцелярии управления Вильнюсского генерал-губернатора. С дарственной надписью М. А. и К. М. Снитком от 25.11.1865. Фотоателье «Светопись Левицкого», Вильнюс.

Сегодня Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства — один из уникальных объектов научных интересов литературоведов, языковедов, историков культуры и исследователей еще целого ряда гуманитарных дисциплин. Большую часть его фондов, свыше восьмидесяти процентов, составляют личные фонды деятелей литературы и искусства, а из них наибольшее количество, свыше двухсот двадцати, — фонды писателей. В рукописях и документах, которые они хранят, отражены жизнь, деятельность их создателей и главное — их творческая лаборатория. Именно личные фонды деятелей литературы и искусства расширяют их библиографию, становятся основой для создания собраний произведений и источником неожиданных научных открытий.

Анна ЗАПАРТЫКО, директор Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

 

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на декабрь

Гороскоп на декабрь

Благоприятный период для Стрельцов, а Ракам нужно вплотную заняться здоровьем.

Общество

Академик, первый хирург-трансплантолог, министр. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Савченко

Академик, первый хирург-трансплантолог, министр. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Савченко

Академик Николай Евсеевич Савченко — один из знаменитых белорусских медиков.

Общество

Ксения Галецкая: «Голова от успеха не кружится»

Ксения Галецкая: «Голова от успеха не кружится»

Она принадлежит к числу юных артистов продюсерского центра «СПАМАШ», но по своим вокальным и артистическим способностям не уступает многим профессионалам.