Человек с детства, когда еще не умеет разговаривать, познает мир через ощущения. Четко различаем разные талии: холодное — горячее, мокрое — сухое, мягкое — колючее. Выставка трех гродненских художников «HOMESAPIENS. ЗАМЕДЛЕНИЕ. GREENHOUSE» в Национальном центре современных искусств как раз про ощущения, про память.
Это не просто ряд работ, объединенных одной темой. То, что мы можем увидеть — большая игра в смыслы. Что вы принесли в своей голове — то и увидите. В некотором смысле, современное искусство можно сравнить с интернетом. Человек проводит в сети много времени, переходит с одной страницы на другую по ссылкам, но «здесь и сейчас» этого сделать нельзя. Человек не интернет. Поэтому вместо ссылок — только личный опыт и багаж знаний.
Заместитель директора по творческой работе НЦСИ Олеся Александровна Иноземцева обратила внимание на то, что для современного искусства большую роль занимает диалог. Художник разговаривает сам с собой, ведет беседу с собственным опытом. Но в то же время художник ставит зрителя на один уровень с ним, предполагает, что вы также пришли прочитать его текст с некоторыми знаниями.
Проект Ивана Русачека, Евгения Ромашова и Эмиля Зенько представлен в различных формах и видах искусства. Здесь можно увидеть офорт, живопись, инсталляцию, фотоснимки и видеоарт.
Под обычными и понятными формами скрывается нечто другое. «HOMESAPIENS» — это «дом умный». Как говорил сам Иван Русачек, это идеальный дворец. Но «умный дом» — это не стены и потолок. Несмотря на то, что автор создает ряд графических работ, особенностью которых становится форма, в которой каждый сможет разглядеть дом, в первую очередь «дом» — это то, что интересует человека.
Дом — это убежище. Поэтому умный, идеальный дом для каждого свой. Художник показывает образы, которые интересуют его — это и обращение к личному опыту, к своим учителям (в первую очередь, к ранним работам Казимира Малевича), и известные каждому образы, как, например, Мадонна.
Дом — это огромный шифр, память и ассоциации, запах и вкус еды. И в эти произведения Ивана Русачека перекликаются с серией фотографий и видео Евгения Ромашова. Его «ЗАМЕДЛЕНИЕ» — это про очень простые, но от этого не менее глубокие и важные чувства, которые в скорости сегодняшнего дня могут приглушаться или подавляться.
Нельзя пройти в выставочный зал и, пробежать взглядом по фотографиям. Нужно сделать паузу и с медитативным саунд-дизайном погрузиться в себя. Проект апеллирует к знакомым с детства чувствам, не все из которых приятны. Наверное, каждый помнит ту боль, когда впервые упал в крапиву или загрязнился в грязи. Но помним ли мы первый поцелуй матери?
На фоне этих двух проектов, абсурдный видеоарт Эмиля Зенько отходит от темы прошлого человека. Художник работал над проектом с 2019 года. И сразу делал видео в формате, который подходил для инстаграма. В «тепличных условиях» художник якобы консервирует смыслы и образы — отсылки к произведениям искусства, литературы, кино, музыки и просто жизни. Как рассказала Олеся Иноземцева, эта идея пришла к творцу, когда он был в Германии. Там хозяйка дома, где он жил, решила демонтировать бассейн. Эмиль Зенько каждое утро наблюдал за различными стадиями происходящего с бассейном. Однажды он решил снять это на камеру и выложить в Инстаграм. Уже в Беларуси у художника появилась идея — совместить вполне обычную вещь (которой стала теплица) и нелепое, сюрреалистическое.
«А что такое искусство? Это рассказ. Художник через свои произведения хочет вам что-то рассказать. Современное искусство — это текст», — объясняет Олеся Иноземцева. Получается, что автор разворачивает книгу, но каждый человек сможет прочитать только те слова, которые знает сам. И никогда не ошибитесь.
Анастасия МАРТИНОВИЧ, студентка IV курса факультета журналистики БГУ
Фото Алеси ЧЕЧУРЫ
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.