Вы здесь

Большой театр Беларуси представил шестую версию балета «Жизель». Чем она удивит?


Мистический, романтичный, символический — балет Адольфа Адана оправдывает эти определения. История о крестьянской девушке, которая была обманута любимым, умерла, но даже в другом мире защищает его от мести вилис — душ умерших девушек. Два акта разделяют не только деяние, но и два мира — живых и умерших. Который поразит больше?


Но интрига не только в этом. Ведь если театр за свою историю обращается к балету в шестой раз, то, наверное, собирается удивлять. Накануне премьеры постановщики и исполнители главных ролей отметили, на что стоит обратить внимание.

1. Версия «Мариинки»

Первая работа в качестве балетмейстера-постановщика Игоря Колба, который в свое время в «Жизели» Мариинского театра исполнял партии Альберта и Ганса. Еще до назначения главным балетмейстером театра Игоря Павловича пригласили «перенести» версию Мариинки в Большой театр Беларуси.

— За основу взята версия Жана короли и Мариуса Петипа, полностью сохранившаяся канва Мариинского театра. Я считаю, что это правильное направление. Потому что в Мариинский театр — это «Дом Петипа», где сохранены все первые редакции, есть архивный список, что и когда в этом балете менялось, убиралось или добавлялось. Для меня, выросшего на версии мариинскакга театра, было важно, чтобы первоначальный вариант хореографии был сохранен. С одной стороны мы можем говорить, что эта уже история балета. А с другой стороны — не было бы этих версий, не было бы и развития у других хореографов, берущих за основу то, что стало классикой. Но у нас есть нюансы, которые мне кажутся актуальными на сегодняшний день. Я задумался: чем шестая версия будет отличаться от первой, появившейся в этом театре в 1953-м году? Шаг за шагом на работу налагалась история театра, нанизывались дополнения, которые диктует сценическое полотно сегодняшнего дня, технические возможности. Я черпал идеи благодаря сцене Большого театра. Пространство позволяет мыслить широко благодаря тому, что мы имеем. Мне кажется, я не упустил ничего из того, что можно было использовать. Надеюсь, что удивим и теми дополнениями, которые придумали. Мне было важно сделать не просто перенос, а интересное воплощение для сегодняшнего зрителя и для артистов, которые на этом спектакле растут и становятся личностями, — объяснил Игорь Павлович.

2. Премьера в премьере

Мировой премьерой назвал дирижер Николай Колядко исполнение па-де-де в первом акте, которое появилось благодаря Игорю Колбу. Он нашел в архиве музыкальный фрагмент, который не использовался — и решил оживить спектакль.

— Но это был только клавир, не было партитуры. Поэтому мы обратились к композитору Вячеславу Кузнецову, который сделал оркестровую версию, которая вписалась в балет, — отмечает Николай Колядко. — У Игоря Павловича вообще множество идей, он неравнодушный человек.

3. Роли-мечты

Игорь Колб признался, что на работу его вдохновляли артисты — два исполнителя главных партий в этом спектакле. И если исполнительница партии Жизели Людмила Хитрова уже знакома с другими редакциями, то француз Эвен Капитен, который танцует на белорусской сцене, первый раз в роли Альберта сумел обрести овации.

— Для меня эта роль — мечта, — рассказала Людмила Хитрова. — Несмотря на многочисленные прогоны и утром и вечером, несмотря на большое количество музыки и этого спектакля в моей жизни, он мне не надоедает, и каждую репетицию я выхожу и заново проживаю эту историю. Ни один наш шаг Игорь Павлович не оставил без внимания. Ни один жест, ни один взгляд. Даже то, как должны лежать волосы на моей голове. Большое счастье для артиста работать с человеком, который имеет большой опыт. Мы, как резинки, впитывали в себя каждое слово. И сегодняшний спектакль (я говорю прежде всего о своей партии) совсем не похож на тот, что я танцевала пять лет назад. Моя Жизель светлая, романтичная, очень влюбленная...

— Для меня тоже мечта-танцевать в «Жизели», ведь это классический спектакль. Когда я приходил смотреть прошлую версию, то чувствовал трепет. В отличие от Людмилы я не танцевал другие редакции, учил партию впервые. То, что Игорь Павлович показывал, позволило воплотить такого Альберта, каким я его всегда представлял. Он веселый, нахальный, богач с прекрасным будущим, который любит соблазнять. В конце первого акта он понимает, что заигрался, из-за чего произошла трагедия. Он сожалеет и чувствует себя виноватым.

У Эвена Капитена действительно удалось не просто станцевать партию с точки зрения хореографии, но создать образ человека, который хотел бы оторваться от Земли, взмыть душой вместе с невидимой девушкой. Для его премьера роли, а для зрителей это может быть открытие нового Альберта.

4. Второй слог

Второй состав исполнителей главных партий также удивит любителей и знатоков белорусского балета, но:

— Мне принципиально важно понимать, кто в следующем году, а кто через год будет занимать те или иные позиции в театре, — отметил Игорь Колб. — Я из тех людей, которые точно планируют не только свой график, но и время артистов. Мы живем в таком мире, в котором нужно понимать и слышать потребности всех. Как человек, отвечающий за балетную труппу, знаю, какая молодежь учится в хореографическом колледже, кто может к нам прийти, даже тогда, когда закончится мой контракт. Независимо от того, как будет складываться мой путь, театр будет продолжать свою жизнь, надеюсь, благодаря направлению, которое я хочу создать в работе с труппой. Во втором составе партию Жизели будет танцевать Елизавета Мусорина, выпускница Минского хореографического колледжа, Надежда театра, Альберта — Артем Баньковский. Если первый состав – международный (Людмила Хитрова приехала к нам из России), то во втором — направление на выпускников нашего колледжа. Я озабочен тем, чтобы было большое количество слогов, которые бы могли танцевать спектакль.

5. Не только люди

Между прочим, участниками балета стали еще и животные. Крестьянский быт в первом акте оживляют пони с коляской. А воплотить сцену охоты помогают собаки, что вызвало заметное оживление в зрительном зале.

— Я сомневался правильно это или нет, — признается Игорь Колб. — Но в источниках встретил, что в 1841 году в театре Гранд-опера в первом акте сцена охоты выезжала на лошадях. Я подумал, что маленькое пони никого не обидит в сцене крестьянской свадьбы.

6. Изменения есть

Виноградники, сбор урожая, пожелтевшие листья... Почти как сейчас. Но поскольку спектакль классический (то есть далек от нас по происхождению), сценография Вячеслава Окунева остается как олицетворение архаики. Любители театра заметят изменения в костюмах артистов. И поймут смысл спецэффектов, которые разворачиваются на сцене (техника в помощь!). Балет «Жизель» — то произведение, где авторами была заложена мистика, поэтому подобные изобретения лишь подчеркивают его дух, который заложен даже в линии движений. И здесь стоит обратить внимание на танец крестьян в первом акте: он развивается не по прямой, сейчас артисты выстраиваются крестом, разделив главных героев. А во втором акте крест создают вилисы. Символ судьбы, который ведет героев... Балет «Жизель» вообще держится на символах — они прежде всего раскрываются через язык танца, что было заложено когда-то еще первыми создателями.

Лариса ТИМОШИК
Фото Михаила НЕСТЕРОВА (с генерального прогона)

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.