Вы здесь

Что общего у космоса со сковородой? ​В семье Якубовских из Жодино с физикой дружат все


В семье ЯКУБОВСКИЙХ из Жодино с физикой дружат все. Элла Николаевна преподает этот учебный предмет в городской гимназии № 1. Ее муж Александр Владимирович — в жодинской средней школе № 9. старший сын Захар окончил факультет радиофизики БГУ, а младший Ярослав сейчас обучается на третьем курсе того же факультета. Семья Якубовских — единственная в стране, где и муж, и жена имеют категорию «учитель-методист». Между прочим, ее наличие — свидетельство высочайшего пилотажа в профессии и готовности делиться с коллегами своими профессиональными идеями и находками, что они с удовольствием и делают. «Когда я провожу мастер-класс, а напоследок мне десять минут аплодируют несколько десятков педагогов, я получаю настоящий кайф от того, что мой опыт будет кому-то полезен», — признается Элла Николаевна.


Семья Якубовских — единственная в стране, где и муж, и жена имеют категорию «учитель-методист».

На своем месте

Интересно, что семья Якубовских создалась почти тридцать лет назад в жодинском лицее (позже он стал восьмой городской школой), куда с разницей в год пришли молодые педагоги. Но если Александр сразу был нацелен именно на работу в школе и окончил Минский государственный педагогический институт (ныне БГПУ), то его будущая жена обучалась в БГУ на физическом факультете на производственном потоке, и ее специализацией была атомная физика и физическая информатика. Но в 1992 году после распада большой страны работы для специалиста по атомной физике не было, а вот учителя физики требовались. Так Элла Николовна оказалась в школе. Сначала думала, что это ненадолго, но очень быстро выяснилось, что она — на своем месте. Смеется, что от своей судьбы не сбежишь. Еще в начальной школе на вопрос, кем ты хочешь стать, отвечала: учительницей. Безусловно, в увлечении точными науками большую роль сыграли педагоги. У Эллы Николаевны физику преподавал Евгений Павлинович Сергеев — лучший учитель физики в городе, строгий, честный и справедливый, настоящая легенда. И у родителей, и у детей он пользовался безусловным уважением. Кстати, как только она пришла в школу, он, уходя на пенсию, передал своей бывшей ученице всю свою методическую литературу. С теплотой вспоминает своих педагогов и Александр Владимирович: Петр Васильевич Хацкевич преподавал в Плисской средней школе, где он обучал физике, а Иван Эдуардович Ермолович — математике.

Кстати, молодая семья сыграла свою свадьбу в День учителя. А потом более двадцати лет супруги работали в одном учебном заведении. «В школе были два кабинета физики: у него и у меня. Мы преподавали в технических классах, потом в физико-математических. Когда родились сыновья, то все заботы делили на двоих, — рассказывает Элла Николаевна. — Не только я, но и муж сидел на больничных с детьми, что для Жодино, где градообразующим предприятием является «мужской» «БелАЗ», нехарактерно. Он отпускал меня и на учебные курсы, и на фестивали педагогического мастерства, и на мастер-классы. У нас никогда не было недоразумений. Мы оба самореализовывались в профессии без ущерба для нашей семьи. Были друг у друга на подхвате. Это счастье, когда в семье разговаривают на одном языке, когда ты можешь поделиться своей проблемой, сомнениями и победами не просто с мужем, а с коллегой и настоящим профессионалом».

Кстати, в разные годы Элла Николаевна и Александр Владимирович побывали на Большом адронном коллайдере в Швейцарии в рамках научной школы для педагогов, куда отбирают на конкурсной основе. Попасть туда можно лишь однажды в жизни. И они свою возможность не упустили…

Александр Якубовский: «Ученики, в первую очередь, уважаю его личность. А то, насколько он разбирается или не разбирается в физике, для меня совсем не важно».

Понять и... полюбить

Физика традиционно считается одной из самых сложных школьных дисциплин. Электростатика, термодинамика, основы МКТ, механические шатания и волны, оптика, кинематика, квантовая механика... Гуманитарии вообще вспоминают школьный курс с тихим ужасом. В частности, Александр Якубовский несколько лет преподавал физику в Жодинской женской гимназии. Интересуемся у педагогов, а все ли могут «подружиться» с физикой, да вообще нужно ли это всем? Учителям оптимизма не занимать. «Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством, — смеются они. — Все, что окружает человека, это физика. Она учит нас жить и взаимодействовать с окружающим миром. Как работают наши мобильные телефоны? Почему опасно ездить со стертыми шинами? Почему происходят солнечные и лунные затмения? Что такое эффект Гало? Все это объясняет физика. Математика — это язык, на котором говорит физика, но математика — наука абстрактная, а физика — конкретная. Чтобы зацепить внимание учеников, можно использовать ключевые вопросы. Почему родниковая вода не замерзает зимой? Что общего у космоса со сковородой? Можно ли сделать так, чтобы вода кипела только в половине сосуда? Почему высоко в горах вывихи у людей происходят чаще, чем внизу? Возможно ли сделать, чтобы тело двигалось бесконечно? Казалось бы, элементарные вопросы, но можете ли вы дать на них быстрый ответ? Ключевые вопросы — тот» крючок«, который не отпускает внимание ученика, пока задача не будет решена. Благодаря открытиям физиков сегодня диагностируются онкологические заболевания. Реставраторы и искусствоведы могут «увидеть» историческую постройку или художественную картину изнутри. А что такое кардиограмма сердца? Это очень красивая осциллограмма, электрические импульсы, идущие из разных областей сердца... Далеко не все из наших учащихся будут решать после школы задачи по физике, но все должны понимать, как действуют базовые физические законы. Наша задача — научить ребенка думать, анализировать, сопоставлять...»

Элла Якубовская: «Наша задача — научить ребенка думать, анализировать, сопоставлять...»

Педагоги констатируют, что разница в обучении физике девушек и парней все-таки есть. Девушкам нужно сначала показать, дать подумать, а потом пояснить. Ребята же сами стараются пояснить, а потом стараются поскорее проверить свою догадку на опыте. Они продуцируют больше идей, а девушки сначала накапливают знания, а потом начинают объяснять. И собранная на лабораторной работе цепочка у них чаще не работает, девушки чаще сомневаются, а парни подключают «метод научного тыка». И к проведению исследовательских работ ребята более склонны.

«Знание физики нужно всем, — говорит Александр Якубовский. — Другое дело — на каком уровне? Одним физика нужна для будущей профессии, вторым — для сдачи ЦТ, третьим — для того, чтобы знать элементарные вещи. Я — справедливый учитель, и в ученике, в первую очередь, уважаю его личность. А то, насколько он разбирается или не разбирается в физике, для меня совсем не важно. Он может знать физику ровно настолько, насколько он хочет ее знать. Нужно уважать его выбор. Часто говорю детям: «Я знаю и умею столько, что могу вас этому научить. Возможно, вам это в жизни когда-то пригодится...»

Разница в обучении физике девушек и парней все-таки есть.

Плохой мотиватор

«Учитель должен верить в своих учеников. Тогда эта вера им передается. Результаты любого из них могут измениться к лучшему, так как не являются раз и навсегда заданной величиной. Моя задача — сначала научить ученика решать задачи и только потом оценивать это умение, иначе ученики будут бояться допустить ошибку. И они должны знать критерии, по которым будет оцениваться их работа. Последние должны быть прозрачные. Мы не ставим задачу — поймать учеников на незнании. Не прячем от них, какие будут задания на контрольной. Между прочим, все контрольные работы у нас с мужем — авторские, чтобы у детей не было соблазна списать. Они не знают содержание заданий, но какие будут задания, для них не секрет, — подчеркивает Элла Николаевна. — Когда дети знают «правила игры» — они их принимают, но потом начинают требовать то же от других учителей. Спрашивают, а по каким критериям вы будете оценивать прочитанный параграф? Для них непонятно, как это — просто прочитать параграф...

Для меня качественный урок — тот, в конце которого ученик говорит: «Я понял» или «Я это могу». Пусть кто-то решит задачку второго уровня, а кто-то — олимпиадную задачку, все зависит от поставленной цели. Самый благодарный момент в процессе преподавания — услышать от ученика возглас: «Ого! Так вот оно что!» Я понимаю, что именно в этот момент он переходит на новый уровень знаний или приобретает новый навык и готов идти дальше. Давно убедилась, что школьная оценка — плохой мотиватор. У меня есть ученик, который пришел в физико-математический класс с «семеркой». Это тот минимум, с которым можно прийти в профильный класс. Но у него была внутренняя мотивация, он собирается поступать на инженерную специальность в БНТУ, к тому же юноша попал в окружение таких же мотивированных детей и за год вышел уже на крепкую «девятку». И у меня, и у мужа есть ученики, получившие на ЦТ по физике сто баллов. Конечно, это радует наше самолюбие, но более важно для нас, чтобы каждый наш выпускник нашел свое место в жизни и самореализовался. И если мы можем им в этом помочь, значит, работаем не зря".

Спрашиваем у собеседников, а открыта ли наша школа к новым идеям? Какие образовательные технологии могут обеспечить качество образования в соответствии с вызовами времени, когда все знания находятся от ученика на расстоянии одного клика?

— Даже при наличии мобильных телефонов и социальных сетей законы Ньютона дети самостоятельно не усвоят, если им не расскажут о них в школе. Важно, чтобы ученик не только умел правильно «гуглить». Он должен критически оценивать полученную информацию. И — самое главное — составить свое мнение, — говорит Элла Якубовская. — Это важнейшая читательская компетенция. Методы обучения, которые раньше обычно использовались на уроках, не всегда работают на формирование медиакомпетенций ученика. Эту проблему осложняет информационный взрыв. Различные виды медиа выдают противоречивую, иногда взаимоисключающую, информацию об одних и тех же событиях, научные открытия и актуальные проблемы современности. Для того, чтобы разобраться в море информации, ученику необходимо научиться мыслить критически. Работать над развитием критического мышления можно на любых предметах. Моя задача — научить работать на уроке физики с физической информацией, которая встречается в медиаисточниках. Очень полезна для формирования критического мышления работа с рекламой. Что могут означать термины, которыми оперируют рекламодатели: «квантовая медицина», «полифакторное воздействие», «бактерицидный синий свет», «экологически безопасные излучения»? Как красный свет может справляться с хроническими заболеваниями? Может ли синий свет оказывать успокаивающее и обезболивающее воздействие? Что нужно знать, чтобы не «повестись» на такую рекламу?

Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и обучающей литературе, в журналистских статьях, много их в кинофильмах. Есть шутка на эту тему: «Смотрел фильм и плакал». — «А почему плакал?» — Потому что физик!"

Среди эффективных технологий обучения учителя упоминают формирующее оценивание (в Беларуси это активная оценка), кооперативное обучение, проектное обучение и исследовательский подход.

— Какие умения и навыки требуются человеку в ХХІ веке? Коммуникативность, творчество и любознательность, умение работать с информацией, критическое и системное мышление, умение формулировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность, навыки командной работы. Активная оценка учит детей навыкам самооценки, рефлексировать свою деятельность — это очень важный навык, — рассуждают наши собеседники. — Проектное обучение — планировать свою деятельность и презентовать ее результаты. Даже при трудоустройстве ты должен уметь себя презентовать и делать это эффектно и максимально убедительно. Нужно уметь работать на общую цель в команде, потому что все открытия сегодня делаются на стыке наук в междисциплинарных командах.

Формула успешного человека

Младший сын Ярослав не раз побеждал на научно-исследовательских конференциях и конкурсах

Кстати, оба сына у семейной пары Якубовских увлекались исследовательскими работами, были победителями международных конференций и конкурсов научных и исследовательских работ. Могли поступить в любой вуз на самую престижную специальность, в том числе и по итогам ЦТ, имея очень высокие баллы, но выбрали факультет радиофизики БГУ. Объясняют, что радиофизика — это симбиоз физики и техники, который дает гораздо больше возможностей, чтобы выбрать себе позже специализацию. В школьные годы они были участниками республиканской летней научно-исследовательской школы в спортивно-оздоровительном комплексе «Бригантина» БГУ, а когда стали студентами — направилась туда в качестве вожатых, руководили исследовательскими работами подростков, попробовали себя и в педагогической деятельности.

А есть ли в семье еще что-нибудь, кроме физики, что всех объедевает?

— Наша дача, — отвечает Элла Николаевна. — Мой муж любит строить и благоустраивать, трудиться своими руками и сыновья ему в этом помогают. Для него важно, чтобы нам всем там было комфортно. Поэтому у нас есть на даче и душ, и баня, и отопление, и беседки. К сожалению, место для строительства уже закончилось (смеется. — Авт.). А я люблю выращивать цветы, томаты, огурцы. Конечно, я все это могу купить. Но для меня такая работа — отдых и возможность переключиться. В выходные мы школьными делами принципиально не занимаемся. У педагога должны быть личная жизнь и личная территория. Пока дети не выросли, мы всегда отдыхали вместе, вместе путешествовали по Беларуси и за ее пределами. На День учителя все обязательно соберемся за одним столом. Раньше у нас был еще один семейный праздник — День машиностроителя, так как мои родители стояли у истоков «БелАЗа». А сейчас там работает много наших выпускников, причем на управленческих должностях.

На глазах педагогов сменилось несколько поколений. Их представители очень отличаются между собой...

Некоторые из учеников спрашивают: «А не пожалели ли вы, что стали учителем?» Я им отвечаю, что если вы будете профессионалом в том деле, которое выбрали, то будете успешным человеком. Работа должна приносить удовольствие и материальный достаток, но на первое место нужно ставить все-таки удовольствие от того, что ты делаешь. Мне удалось соединить и первое, и второе. Я материально обеспеченный человек. И, благодаря детям, всегда чувствую себя молодой. На моих глазах сменилось несколько поколений, их представители очень отличаются между собой. Моя ученица была классным руководителем у моего сына, и ему с ней очень повезло.

— В последние годы дети часто говорят: «Спасибо вам за урок!», и это вдохновляет. Девятиклассники спрашивают: «А если я приду к вам в физико-математический класс, вы меня возьмете?» — «А тебе не будет сложно?» - «Пусть будет сложно, но я хочу учиться у вас». Наверное, это о чем-то свидетельствует? Дети выбирают не только профиль, но и учителя. 22 пары детских глаз смотрят на тебя, ученики готовы с тобой общаться весь урок, а не отсиживаться. Значит, я на своем месте!».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из личного архива героев

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.