Вы здесь

Давняя история в новом спектакле РТБД «Камень глупости»


Есть старая голландская пословица: иметь камень в голове. Так говорили о глупом, сумасшедшем. И чтобы человек поумнел, нужно было удалить этот камень. Сюжет стал довольно популярен у художников Средневековья: можно вспомнить знаменитую картину Босха с изображением удивительной хирургической операции — буквально шарлатанство. Поэтому вторая идиома «удалять камень» значит «обманывать». Давнюю историю воплотил на сцене РТБД режиссер Дмитрий Зимин в спектакле «Камень глупости» по пьесе современного драматурга Константина Стешика.


У главного героя, сорокалетнего Романа, есть проблема — после операции на мозге он больше не может наслаждаться жизнью. А все потому, что хирурги удалили камень глупости, поэтому сейчас Роман остро чувствует, каково все бессмысленное. Раздражают друзья: спортсмен, который не болеет, потому что никогда не пьет таблеток, и предлагает лечиться травниками; одиночка, который лишился всех материальных вещей; молодая семейная пара просветленных, которые верят, что молоко — это навоз, а сахар — самый сильный наркотик. Они рекомендуют главному герою перейти на сыроедение или еще лучше — на моноедение. Почти все в пьесе точно знают, что делать главному герою. Старые родители давно разошлись, живут уныло и одиноко, притом делают вид, что все нормально и правильно. В общем безумии Роман чувствует себе самым умным. Но, тем не менее, почему-то личная жизнь кажется пустой и серой. Ему хочется сбежать и спрятаться, и решает он это сделать довольно радикально — уйти окончательно.

Единственное светлое, что осталось у героя, — разговоры с Мариной, подругой из больницы, которая, к сожалению, свою операцию не пережила. Но в памяти она остается веселой, остроумной, уверенной, особенно на контрасте с Романом, которого она называет «тютем». Наверное, так на самом деле он себя и чувствует — ослабевшим, растерянным, подавленным. Совершить план не получается: закончить жизнь не поднялась рука, а выдержать изоляцию от людей сложно и страшно. Не менее трудно что-то изменить, чтобы заполнить пустоту в сердце, почувствовать мощь и желание идти дальше, увидеть необычное и красивое, даже если ничего не происходит.

Свет и тень, черное и белое — таким строится окружение главного героя на сцене. Минималистичная, графическая композиция распадается на две реальности. Одна — физическая, то, что можно увидеть глазами. Комната отца: две табуретки, на одной стоит бутылка и рюмки. Жилище матери: одно желтое кресло. А резкие тени складываются во второе внутреннее пространство холода и отпечатков личной боли, который каждый скрывает за попытками что-то кому-то доказать.

«А ты почувствуй себя самым глупым», — легко бросает Марина. И именно это самое невыносимое. Хочется, чтобы жизнь была идеальной, сложилась правильно. Но мы продолжаем делать ошибки, исправить которые или сложно, или нет желания их признать, или не позволяет гордость, или слишком поздно. А причины нужно искать в первом, втором и третьем пунктах. Жить вообще страшно. Потому что страшно умирать.

Тема смерти — логичной и случайной — проходит через всю историю. Роман сам оказался на границе, а теперь видит старых родителей, которые поодиночке стали якобы совсем маленькими. Как песчинки в большом пространстве и даже в собственных квартирах. И главному герою страшно однажды стать таким же в глазах дочери — незначительной бессмысленной точкой. А хочется, чтобы спустя годы, десятилетия о нем и жене сказали: «Могучие мои старики». Звучит гораздо лучше. Как подтверждение, что все не было напрасно. Хотя бы потому, что о тебе говорят с теплотой и гордостью, даже если ты в понимании общества не сделал ничего значимого. Ты не художник, не писатель, не ученый, не значимый деятель, не новатор. Обычный человек, который все-таки смог преодолеть ощущение экзистенциального грусти и перестать неистово искать объяснения. Встать, сделать шаг — и снова научиться жить.

Каждый герой пьесы варится в одиночестве, даже если выглядит счастливо и спокойно. Всегда очень хочется создать иллюзию, что все хорошо. Так мы выглядим сильнее, неуязвимыми. Но необходимо позволять себе побыть «тютем» и принять это. Вселенная разваливается, так как не хватает целостности внутри, потому что добровольно (или, бывает, нет) удаляем камень глупости — обманываем всех вокруг и себя тоже.

Арина ПРОНИКОВА

Фото с сайта РТБД

Выбор редакции

Образование

В фокусе — профессиональное образование

В фокусе — профессиональное образование

Руководители образовательных ведомств Андрей Иванец и Конгратбай Шарипов уверены, что сотрудничество в сфере образования является важным фактором для устойчивого социально-экономического развития двух стран.

Общество

«Серая» зарплата — печальные результаты

«Серая» зарплата — печальные результаты

Что теряют работник и государство?

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.

Спорт

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Фехтовать наша героиня умеет тремя видами оружия: саблей, шпагой и рапирой.