Вы здесь

Три дня — и топливо на дворе. Про санитарные рубки, ландшафтные биотопы и заготовку дров


В этом году Беларусь трижды сталкивалась с сильными ветрами, которыми было повреждено 4,4 миллиона млн м3. Эта цифра сопоставима с повреждениями лесов в 2016 году, когда в Смолевичском районе буря положила 4,5-4,7 млн м3. Тогда последствия ликвидировали в течение полутора лет. Нынешние буреломы лесники должны ликвидировать оперативно, чтобы сохранить техническое качество древесины. В рамках акции «Восстановим леса вместе» с 8 по 22 октября Министерство лесного хозяйства имеет целью восстановить леса в Могилевской области, которые были повреждены природной стихией. Здесь планируют засадить лесом около 640 поврежденных гектаров. В этом году в стране посадят также около 40 тысяч гектаров нового леса. При этом с приобретением дров в стране проблем нет — два-три дня — и топлива на дворе, заверили в Минлесхозе.


Дрова «государственные» и «частные»

Ситуацию с дровами, как свидетельствуют лесники, они взяли на ручное управление еще в начале года, помня о прошлогоднем опыте больших очередей за этим топливом в лесхозах и гортопах. Поэтому в среднем по Беларуси население в этом году ждало привоза не более двух-трех дней. Практически сутки — для тех, кто согласен на любой природный состав дров (преимущественно сосновые), до недели — для желающих приобрести поколотые дрова или определенных лиственных пород, рассказал Александр Драгун, первый заместитель министра лесного хозяйства:

— С реализацией дров нет сложностей. Мы всегда имеем стратегический неприкосновенный запас около миллиона кубических метров древесины, чтобы оперативно удовлетворить дополнительный спрос на древесину в стране, если он возникнет. Определенный запас сформирован из тех же буреломных лесосек. Льготы на стоимость топлива имеют владельцы топливных книжек (деревенские жители с пропиской — постоянной регистрацией). По прейскуранту — тоже недорого, в зависимости от породы дерева, и того, рубленые ли жжения.

Действительно, если право на льготы у тебя есть, то дрова не кажутся дорогими. Приведу цифры в одном из районов страны. Местные жители, имеющие топливные книжки, согласно нормативам, могут приобрести на зиму по субсидируемой цене 2,7 м3 дров и 2,4 тонны брикета. Если человек отказывается от торфа, он может взять аж 4,9 м3 дров стоимостью 225 рублей. К цене топлива добавляется и стоимость дороги на него привоз (если не забираешь сам). Для местных эти километры также субсидируются, и если сельсовет обеспечивает привоз, на цену это существенно не влияет.

Те, у кого льгот нет, должны платить по полной. Разница получается весомая. Один кубометр рубленых дров, купленных в гортопе по свободной цене (для тех, кто не имеет постоянной регистрации на селе), обойдется в 98,66 рубля, плюс расходы на дорогу (около 90 рублей) — в итоге четыре «кубы» обойдутся почти в 500 рублей. А у «частника» можно тот же объем (стоимость дороги заложена в сумму) купить за 340 рублей. Такая разница получается из-за того, что частники часто продают дрова, срубленные незаконно, а лесхоз заготавливает древесину легально, уверен Александр Драгун:

— В государстве существует такое понятие, как «мелкий отпуск древесины на корню», и мы активно привлекаем к этому людей. Они могут прийти в лесничество, написать заявление и получить 50 м3 леса для заготовки (правда, не везде). При этом им нужно заплатить зарплату работникам, отдать налоги, так что и итоговая цена не будет меньше лесхозной... А вот если пилить лес нелегально с минимальными затратами, то можно позволить себе продавать дешевле.

Естественный отпад — это норма

Лес — это не парк, и наличие определенного отпада в лесу — норма, сосредоточил внимание первый замминистра:

— Мы иногда сталкиваемся с таким подходом, что любое дерево, упавшее в лесу, или стоит наклоненное или засохшее, должно срочно быть убрано. Однако если мы начнем выбирать из леса всю такую древесину, — лес перестанет быть лесом. Такое понятие, как естественный отпад, никто не отменял, и он должен быть. У нас есть рекреационно-оздоровительные леса, которые предусмотрены для отдыха людей, и их мы убираем в первую очередь. А есть природоохранные леса, редкие типичные ландшафтные биотопы, 17% лесов находятся под определенными природоохранными ограничениями.

На уборку поваленных бурей деревьев направляются только наиболее опытные работники, имеющие допуски с точки зрения охраны труда, подчеркнул представитель Минлесхоза, отвечая на вопрос, почему бы обычным белорусам тоже не помочь в расчистке завалов и не заготовить себе таким образом дров:

— Чтобы человек взял бензопилу и свалил дерево правильно, не убив самого себя, существует специальное обучение, некоторых учат даже по несколько лет. А обычный человек разве знает, как спилить сухое дерево в лесу, чтобы не навредить себе? И даже те деревья, что уже лежат, — как вы их привезете? Для этого необходима специальная технология и техника.

Не потревожить черного аиста

В январе-феврале пострадало почти 28 тысяч гектаров лесов и около миллиона м3 древесины. Во время ликвидации последствий этой стихии сильные мартовские ветры дополнительно повредили 11,5 тысячи гектаров (300 тысяч м3). В начале мая и июня прошел самый массовый ветровал на 37,5 тысячах гектаров (2,7 миллиона м3). Практически половина из пострадавшего леса сосновые, и столько же — листовые, напомнил первый замминистра:

— Сплошные санитарные рубки мы должны были закончить до 1 сентября, уборку от захламленности и проведение выборочных санитарных рубок — до 1 ноября. Активные работы уже завершены. Неубранными осталось только 87 гектаров, и на то есть причины. Лесоповалы есть и на особо охраняемых природных территориях, и в местах, относящихся к биотопам, где запрещены сплошные санитарные вырубки. Был повален лес и в охранной зоне местожительства черного аиста, поэтому ждали, пока закончится период его гнездования.

Среди трудностей, с которыми дополнительно столкнулись лесники во время ликвидации последствий стихии, — труднодоступность мест из-за их заболоченности и удаленности от подъездных путей, а также засеянные поля вокруг леса. С территорий в 10 тысяч гектаров, подлежащих сплошным санитарным вырубкам, 7,5 тысячи (2,4 миллиона м3) — в Могилевской области, добавил специалист.

25 миллионов новых деревьев

Теперь задача — максимально быстро провести лесовосстановление на пострадавших площадях. И одна из целей акции «Восстановим леса вместе» — показать обычным людям проблему повреждения лесов сильными ветрами, чтобы они также поучаствовали в работе и увидели, в каких условиях работали лесники весь год, в том числе на трудно доступных участках, очертил Александр Драгун:

— Мы прилагаем максимум усилий, чтобы после рубок леса очистить эти участки, убрать все изнанки и создать условия для качественной посадки новых лесов. Сегодня площадь лесокультурного фонда на ветровально-буреломных участках — более пяти тысяч гектаров, 3,9 тысячи гектаров из которых — на Могилевщине. До 1 июня 2024 года необходимо посадить лес на всех поврежденных территориях, а это 25 миллионов саженцев.

На поврежденных участках потребуется 43% сосны, 36 % — елей, около 11 % — дуба черешчатого, около 7 % — ольхи черной и менее чем по 3% других лиственных деревьев. Конечно, таких запасов у лесхозов той же Могилевщины нет, поэтому помогут соседи. Витебская область планирует, например, передать около миллиона саженцев дубов, Брестская – около 300 тысяч елей.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.