На открытии международной специализированной выставки «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро» министр энергетики Виктор Каранкевич заявил, что, несмотря на непростые условия, белорусская энергосистема работает стабильно, потребители страны надежно и бесперебойно обеспечиваются энергией в востребованных объемах. А перед энергетической отраслью стоит задача модернизировать инфраструктуру электросетей, чтобы обеспечить дистанционные снимки и автоматизированный контроль всех данных, связанных с распределением и поставкой электроэнергии. Все это будет увязано в единую систему и интегрировано в ЕРИП.
Накопленный в области опыт и производственный потенциал, модернизация основных производственных фондов белорусской энергосистемы позволяют эффективно реагировать на внешние вызовы, консолидировать усилия и имеющиеся ресурсы на выполнение важнейшей задачи по укреплению энергетической самостоятельности и безопасности Беларуси, констатировал министр:
— Одновременно реализовывается и комплекс мероприятий по импортозамещению. Возможности отрасли и промышленных организаций максимально направлены на замену отдельного оборудования, запчастей и комплектующих импортного производства отечественными аналогами, в том числе с применением метода реинжиниринга.
Определяется и согласуется цена на газ на 2023 год и принципы формирования объединенного рынка. Высокую степень готовности имеет и договор формирования объединенного рынка электроэнергии. Он почти прошел все внутригосударственные процедуры и в ближайшее время будет представлен на рассмотрение правительством Беларуси и России, очертил Виктор Каранкевич, говоря о состоянии реализации программы по формированию объединенных рынков природного газа и электроэнергии.
Главная задача в энергосистеме Беларуси — ввод второго энергоблока БелАЭС в эксплуатацию. Программа по развитию атомной энергетики почти полностью выполнена. До конца года планируется подписать межправительственное соглашение по обращению с радиоактивными отходами, поделился глава Минэнерго:
— Сроки включения первого энергоблока БелАЭС в энергосеть страны скорректированы. Выход из планово-предупредительного ремонта, в котором находился блок, — важная задача, и нужно быть уверенным, что он будет надежно функционировать до следующего ремонта. На втором энергоблоке, который готов на 97 %, ведутся дополнительные технологические и пусконаладочные работы.
За время деятельности реактора Беларусью выработано 9,3 млрд кВт·ч электроэнергии, что позволило заместить 2,4 млрд м3 газа.
Прорабатываются вопросы относительно сервисного обслуживания энергетического оборудования с привлечением российских компаний, имеющих схожий опыт. Уже есть конкретные предложения по развитию взаимовыгодного сотрудничества, добавил министр:
— Все инвестиционные проекты реализовываются. Также строятся пиково-резервные энергоисточники с установкой высокоманевренного генерирующего оборудования установленной мощностью 800 МВт на четырех крупных электростанциях «Белэнерго»: Березовская и Лукомльская ГРЭС, Новополоцкая ТЭЦ, Минская ТЭЦ-5. Идет модернизация подстанции 750 кВ «Белорусская», перевод подстанции 220 кВ «Слуцк» на больший класс напряжения 330 кВ. В ближайшее время запланировано ввести в эксплуатацию две подстанции 110 кВ (в Гродненской и Брестской областях) с применением современного оборудования и элементов автоматизации и цифровизации технологических процессов.
Еще одна приоритетная для энергосистемы задача — работа по электросетевой модернизации для обеспечения возросших нужд промышленных предприятий (включая свободные экономические зоны) и населения (на отопление и горячее водоснабжение). Модернизируются и реконструируются подстанции всех классов напряжения, строятся новые высоковольтные и распределительные линии электропередачи.
Пилотный проект по использованию электротранспорта в производственных целях, реализованный в «Гомельэнерго», показал точные результаты: экономию затрат на топливо, эксплуатационные расходы, содержание транспортных средств, положительные экологические аспекты.
— В энергосистеме используется всего 12 электромобилей. Как только начнется изготовление электромобилей в Беларуси, в энергоснабжающих организациях их количество для использования в производственных целях будет увеличиваться, — выразил надежду Виктор Каранкевич. В целом это перспективное направление для страны. Созданы стимуляционные условия по приобретению и эксплуатации электротранспорта, развивается электрозарядная инфраструктура. В Беларуси 693 электрозарядные станции. Согласно программе развития электротранспорта на 2021-2025 гг., предусмотрен рост использования в стране легкового и общественного электротранспорта и расширение сети зарядных электростанций.
Ирина СИДОРОК
Фото автора
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.