Вы здесь

Центральная ось Пекина гармонично нанизала традицию и инновацию города


Пекин всегда привлекает туристов своими уникальными достопримечательностями, например, Императорский дворец Гугун, Летний дворец Ихэюань, Великая Китайская стена и др. Но вряд ли иностранные туристы знают, что Пекин привлечет туристов еще одним объектом ЮНЕСКО: это единственная в мире Центральная ось, которая соединена многими культурными реликвиями в старом городе и продлена современными объектами. В последние годы в Пекине началась работа по подаче заявки на включение линии Центральной оси с ее старинными сооружениями в список Всемирного культурного наследия, потому что Центральная ось гармонично нанизала традицию и инновацию Пекина.


Центральная ось протянулась на 7,8 км через китайскую столицу Пекин вдоль направления север-юг, которое проходит от Барабанной и Колокольной башен на севере города к воротам Юндинмэнь на юге. По ней можно ознакомиться с историей, культурой, искусством, народными обычаями и тенденциями развития города.

Центральная ось воплощает дух города. Китайский архитектор Лян Сычэн в свое время говорил следующее о линии Центральной оси Пекина: «Уникальный и величественный порядок в Пекине создан благодаря этой линии. Симметрично распределенное пространство основано на этой линии; величественный дух проходит с севера на юг, пронизывает весь масштаб».

Гармонично распределенное пространство

Центральная ось была создана во времена правления династии Юань (1271–1368), была расширена во времена правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Вдоль Центральной оси симметрично расположены многочисленные архитектурные сооружения, в том числе три объекта Всемирного наследия: Храм Неба, Большой канал Цзинхан и Запретный город. Кроме этого, на этой оси и вдоль нее расположено много исторических памятников.

Центральная ось на севере начинается от Барабанной и Колокольной башен. Отсюда открывается великолепный вид на центральную часть Пекина и отдаленные районы города. Барабаны и колокола использовали для отсчета времени и подачи сигнала тревоги. Во времена династий Юань, Мин и Цин пекинские Барабанная и Колокольная башни занимали центральное место в системе хронометража Китая и вплоть до 1924 года функционировали в качестве официальных часов Пекина.

Барабанная башня

Дальше надо отметить мост Ваньнин, который является самым северным началом Большого канала Цзинхан. Это самое старое сооружение на Центральной оси Пекина, построенное в 1285 году. Он сыграл огромную роль продовольственного обеспечения в династии Юань. Многие люди прибыли в Пекин с юга по Большому каналу и сошли с лодки на мосту Ваньнин. Он также является реальным свидетельством истории Пекина.

мост Ваньнин

После моста Ваньнин мы видим необычную точку на Центральной оси: парк Цзиншань с искусственной горой. В парке Цзиншань построили красивые беседки, уютные павильоны с ширококрылыми крышами. На вершине горы беседка «Ваньчуньтин» с бронзовым изваянием Будды. Это место было когда-то самой высокой точкой в городе. С северной стороны горы расположены Павильон Императорского долголетия и древняя мемориальная арка, построенная в 1749 году. На вершине парка Цзиншань находится официально установленная центральная точка Пекина. К тому же оттуда открывается замечательный вид на Запретный императорский город (или Музей Гугун), давая возможность любоваться императорским дворцом как с «птичьего полета». Такая структура не случайна. Гора Цзиншань создана для защиты от холодных северных ветров дворцового комплекса Императорского города, расположенного южнее.

Внутри Императорского города находится знаменитый Запретный город, огромный дворцовый комплекс, самые главные соружения которого расположены на Центральной оси. На восточной стороне от дворцового комплекса находится Храм Императорских предков Таймяо (ныне Дворец культуры трудящихся), а на западной стороне – Алтарь богов Земли и Злаков (в парке Сунь Ятсена). Ворота Тяньаньмэнь являются парадными воротами Императорского города. Перед ними рвы Золотой воды.

Вот и Тяньаньмэнь «Ворота небесного спокойствия», южные ворота Императорского города. Здесь оглашались императорские указы, проходят военные парады. Именно здесь 1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики.

Площадь Тяньаньмэнь на Центральной оси является самой большой в мире площади. По обеим сторонам от площади расположены Дом народных собраний на западной стороне. 15 октября текущего года в нем открывается XX съезд Коммунистической партии Китая. На восточной стороне площади Национальный музей, который образован после объединения Музея китайской революции и Национального музея китайской истории в 2003 году. Оба музея были открыты в 1959 году. Экспонаты в Национальном музее Китая рассказывают о 5000-летней истории китайской цивилизации. В южной части площади высятся «Башня лучников» Цзяньлоу и Ворота Чжэнъянмэнь (или по-другому Цяньмэнь). Это все, что осталось от южной стены Внутреннего города старого Пекина.

Вид с птичьего полета на Центральную ось

Торговая улица Дашилань — одна из древних и самых оживленных улиц в Пекине. Она расположена южнее площади Тяньаньмэнь в самом центре одного из торговых районов китайской столицы — улицы Цяньмэнь. Дашилань приятно удивляет своей традиционностью. Здесь нет супер-современных магазинов со стеклянными стенами и эскалаторными лестницами. Гуляя по Дашилань, вы как бы попадаете в старый Пекин. В торговый район Дашилань стала постепенно превращаться с 1420 года, во времена правления минского императора Юнлэ.

Мост Тяньцяо был восстановлен совсем недавно, поэтому когда речь идет о Тяньцяо, скорее это название района города. В цинскую эпоху тут был огромный рынок и вокруг селились артисты и художники. Сейчас тут находится два театра, в том числе акробатический. Недалеко расположен вход в храмовый комплекс Тяньтань на восточной стороне от Центральной оси, напротив него — алтарь Сяньнунтань (алтарь обожествленному основоположнику земледелия Шэньнуну). Южнее моста Тяньцяо главные южные ворота, ведущих во Внешний город Пекина Юндинмэнь. Это и есть южная точка старой части Центральной оси.

Ворота Юндинмэнь

Центральная ось — это основа старого Пекина, представляющая собой высшее достижение в планировании, проектировании и строительстве древней столицы восточной цивилизации. 

Центральная ось меняется по мере развития города, растёт. Если Центральная ось старого Пекина заканчивается на севере двумя башнями, то сегодня она продлилась дальше до объектов 29-тых Олимпийских игр (2008 год) на север, а на юг до Пекинского международного аэропорта Дасина. 

Таким образом Центральная ось нанизывает не только традиционные реликвии старого Пекина, но и его новые современные достопримечательности. Гармоничное расположение главных спортивных объектов Национального стадиона и Птичьего гнезда по обеим сторонам продолжительной части центральной оси подразумевает гармоничное сочетание и симметрию противоположных сторон ян и инь. Великолепность и грандиозность столицы связаны именно с ее гармоничной симметрией планировки.

Историческая линия

Центральная ось имеет большое историческое значение. Президент Академии культурных ценностей Китая Шань Цзисян сказал: «Ось представляет собой нечто большее, чем наследие, потому что она является продолжением традиционных концепций китайского городского планирования, которые все еще влияют на городское строительство». «Архитектура (вдоль оси) представляет собой не только древнюю столицу, но и часть истории китайской цивилизации», отметил заместитель директора управления культурного наследия Юй Пин. Значение города в древнекитайской культуре трудно переоценить. 

Первая линия Центральной оси была сооружена не в Пекине. Идея «гармоничная планировка столицы» уже была обнаружена на руинах Эрлитоу (от 3800 до 3550 лет тому назад), столице позднего периода династии Ся. Но стандарты проектирования и развития древнего китайского ландшафтного дизайна и архитектуры были установлены при динасдии Чжоу, в трактате «Чжоу ли•Као гун цзи» («Чжоуские ритуалы•Записи об изучении ремесел». В этой книге древние китайцы разработали чрезвычайно интересную и строгую градостроительную теорию, принципам которой следовали неукоснительно. Приведем цитату о планировке столицы: «[Она должна представлять собой] квадрат со стороной в 9 ли, [на каждой] стороне — трое ворот. В столице [должно быть] девять улиц, идущих с севера на юг и девять — с запада на восток... Слева [должен размещаться Храм] Предков, справа — [Алтарь] Земли и Злаков, впереди — [Зал] аудиенций, сзади — рынок». Описанная в нем столица была образцом не только для древних архитекторов, но и для градостроителей более поздних эпох, вплоть до начала XX в. 
Почему Центральная ось протянулась вдоль направления север-юг? Трактат «Као гун цзи» предписывает наблюдать за тенью от вертикальной вехи при восходе и заходе солнца, а также в полдень и учитывать положение Полярной звезды, для того чтобы точно сориентировать будущую столицу по странам света. Наиболее короткая тень в полдень указывает на юг, значит на южной стороне больше света. Вопрос ориентации будущего города по странам света — чрезвычайно важный компонент городского планирования. 

Еще одним важным моментом является то, что в трактате «Као гун цзи» для определения столицы употреблен термин «государство». Это чрезвычайно ярко иллюстрирует важность столицы в древнем Китае. Пекин как столица с 1153 по 1911 существовала 758 года. Как обычно перед сооружением столицы сначала надо определить геометрический центр, где размещались наиболее важные компоненты города. Именно он был центром не только города, но и государства, относительно которого надлежало сориентировать остальные важнейшие компоненты столицы. Таким образом на Центральной оси находился «смысловой» центр страны.

Культурная линия

Центральная ось представляет китайскую цивилизацию, отражая наиболее важные аспекты культуры страны, такие как уважение центра и природы, гармони, толерантность китайцев, соблюдение порядка и др.

Уважение природы

Соблюдая высказываниям трактата «Као гун цзи», культурные реликвии на центральной оси наилучшим образом воплощают идею уважения природы и центра в городском строительстве.

Уважение центра связан с принципами у-син. В соответствии с принципами у-син (пять стихий) в развертке «земля в центре» на Алтаре богов Земли и Злаков в самом центре желтая земля.

В древности название Китай «Чжунго» означает центральную страну, которая находилась в бассейне реки Хуанхэ. Племена на этой земле вступили в аграрное общество раньше, чем некоторые племена того же времени.  Таким образом, более передовая сельскохозяйственная культура в бассейне реки Хуанхэ стала центром чаяний соседних племен. 

Во многих местах на оси отражаются гармоничные отношения между человеком и природой. К примеру, императорский дворец. В народе его называется Пурпурным Запретным городом. Это название связано с астрологией. В древности считали, что на небе в центральном дворце живёт Небесный император, а император на земле считался его сыном. Отсюда и название императорского дворца – Пурпурный дворец. Кстати, император живет во Дворце Небесной чистоты, а императрица – во Дворце Земного покоя. Между ними стоит павильон Единства Неба и Земли, что символизирует гармоничное сочетание женского и мужского начала, процветание и продолжение рода.

Влияние идеи «гармонии» на современную жизнь

Расположение Пекина почти идеально соответствует правилам фэншуй: к северу от него лежат горы, с запада и востока – более низкие холмы. Сам Пекин расположен на равнине. С гор стекают реки, к югу от города протекает небольшая река. В самом городе были прорыты каналы и устроены озера.

Сегодня современные сооружения продлили Центральную ось Пекина дальше – на север столицы, до спортивных объектов Олимпийских игр 2008 года. Расположение главных спортивных объектов Национального стадиона «Птичье гнездо» и плавательного комплекса «Водный куб» по обеим сторонам Центральной оси подразумевает гармоничное сочетание и симметрию двух противоположностей – ян и инь. Внешняя форма национального стадиона круглая, а плавательного комплекса – квадратная. Они вместе отражают идею «небо круглое, а земля квадратная». Эту идею отражают Храм Неба и Храм Земли. Цвет этих двух сооружений тоже имеет символическое значение. Красный цвет стадиона символизирует огонь, солнечную энергию ян, а синий цвет плавательного комплекса является символом воды, лунной стороны инь. Эти два сооружения представляют подъём и спуск, означают симметрию противоположных сторон ян и инь, а в итоге – гармонию, спокойствие. Ведь по традиционной китайской философии гармония инь и ян достигается путём соблюдения золотой середины во всех отношениях.

Расположение спортивных объектов показывает, что китайцы, используя закон двух противоположностей инь и янь, стремятся к достижению гармонии в разных отношениях.

Высокого уровня толерантность

Характерной чертой китайской цивилизации является многообразие в одном-единственном процессе развития китайской культуры. Во многообразии сооружений на Центральной оси проявляется высокого уровня толерантность китайской нации. В планировке Пекина реализуется принцип Великой триады - представлений о гармонии Неба, Земли и Человека. В старом районе Пекина было построено много храмов и алтарей, где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения: Алтарь Земли и Злаков находился внутри стен Внутреннего города, Храм Неба – во Внешнем городе, а три остальных алтаря – Солнца, Земли и Луны – за пределами крепостных стен. Необходимо также напомнить еще о Храм императорских предков Таймяо, который находится к востоку от Алтаря Земли и Злаков находится, где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения. Таким образом, император был обращен не только к природе, но и миру живых, выраженным в Алтаре Земли и Злаков, к миру своих предков (Храм Таймяо), тем самым, поддерживал гармонию мира.

Храм Неба

На этой оси есть не только императорские дворцы, храмы, а также жилые дома простых людей, торговые районы, монгольные хутуны-переулки. Эти строительные комплексы отличаются друг от друга в зависимости от своих функций, создавая тем самым как регулярное повторение, так и организованное изменение. Таким образом гармонично охватываются единства и перемены.

Соблюдение порядка

Центральная ось представляет собой высочайшие стандарты проектирования и развития древнего китайского ландшафтного дизайна и архитектуры. Центральные проспекты словно выведены по линейке с юга на север и с востока на запад. «Ось унаследовала китайский городской порядок и философию городского планирования тысячелетней давности и стала свидетелем уникальной китайской цивилизации и культурных традиций, а также представляет долгую историю и культурную уверенность Пекина», – сказал Шань Цзисян.

Новые сооружения на площади Тяньаньмэнь продолжают традицию. Мы знаем, что Храм предков и Алтарь Земли и Злаков считались символом государственности (с глубокой древности в китайском языке словосочетание шэ-цзи – Алтарь Земли и Злаков – часто употребляется в значении «государство», «народ»). Если обратите внимание на комплексы сооружений Императорского дворца и площади Тяньаньмэнь, то заметите, что современный Национальный музей на одной и той же стороне с Храмом Императорских предков, в котором чтили память предкам императорской семьи. Как было сказано выше, Национальный музей был образован после объединения музея Китайской революции и Национального музея китайской истории. Экспонаты в Национальном музее отражают историю и традицию китайской нации, что является продолжением идеи Храма предком. Дом народных представителей находится на той стороне, где расположен Алтарь Земли и Злаков. Такая планировка подсказывает, что в любое время народ и земля представляют основу страны.

Директор Центра национального наследия Университета Цинхуа Люй Чжоу сказал, что центральная ось меняется по мере развития города: «Глядя на масштаб, форму и цвет зданий вдоль оси, а также на городские ворота, улицы и комплексы зданий, можно увидеть четкий порядок. Идея ритуала в традиционной китайской культуре полностью воплощается в украшении зданий вдоль оси, о чем свидетельствует форма близлежащих правительственных учреждений, резиденций и храмов».

Живая линия

Центральная линия обладает жизнью. Она растет со временем, становится все длиннее. Раньше в районе Тяньцяо бывали акробатически выступления, были торговые улицы. Сегодня Пекин производит огромное впечатление на иностранцев своим разнообразием и множеством интересных вещей, от баров и ресторанов до музеев и галерей. Старые хутуны-переулки Шичахай, восстановленные хутуны Сяньюйкоу, новая улица Ванфуцзин и другие модные места вдоль центральной оси идеально подходят для молодежи, здесь можно насладиться кофе, едой, музыкой, выступлениями и выставками, а также совершать покупки и просто прогуляться. Это доказательство того, что традиции и инновации могут гармонично сосуществовать.

Охрана наследия Центральной оси Пекина охватывает все виды исторических и культурных реликвий в районе старого города Пекина, представляющих собой грандиозное повествование о китайской цивилизации. На центральной оси есть много исторических объектов, культурных реликвий и ландшафтов, в общем охватывающих 60% центральной части Пекина. поэтому общее применение центральной оси в качестве объекта Всемирного наследия отвечает требованиям подлинности и целостности.

Получение статуса Всемирного наследия не только сделает ось более известной во всем мире благодаря распространению китайской цивилизации и традиционной культуры по всему миру, но и поможет защитить старый город Пекина и улучшить окружающую среду для жителей. Надеемся, что в недавнем будущем включение Центральной оси в Пекине в список Всемирного наследия привлечет еще больше иностранцев в Китай.

Чжан ХУЭЙЦИНЬ,

доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра культуры Беларуси Второго Пекинского университета иностранных языков

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».