Вы здесь

Две ночи не сомкнул глаз, показал пример человеческой выносливости


Барон Пьер де Кубертен еще не возродил олимпийское движение, а уроженцы Беларуси уже выступали на первых международных соревнованиях по доступным им видам спорта. Одним из тех, чье имя сохранила спортивная история был Михаил Фадеевич Дзевочко — один из первых профессиональных велосипедистов в истории Беларуси. Он принимал активное участие в велопробегах, побеждая ведущих гонщиков своего времени.


Михаил Фадеевич Дзевочко родился в 1863 году в Минске. Его отец был мелким чиновником. Положение семьи трудно назвать завидным, она жила на небольшую зарплату. Однажды в город приехала бродячая цирковая труппа, их балаган стоял на Ярмарочной площади. Ученику начального городского училища Мише Дзевочко очень понравилось выступление пожилого артиста, который лихо разъезжал по арене на велосипеде. Чтобы привлечь новых зрителей, этот артист в шутовском наряде часто катался по городским улицам. На манеже он делал сложные трюки на одном колесе, становился ногами на седло, крутил педали руками. Заметив, что Миша по нескольким выступлениям подряд не сводит с его восторженных глаз, он научил мальчика ездить на велосипеде. Мальчик крепко подружился с артистом. Но пожилой велосипедист сильно заболел и лежал в одной из минских больниц, где его посещал Миша Дзевочко. В один осенний день мальчик пришел в больницу к своему другу. В палату его не пустили. Фельдшер передал записку, в которой было написано «Это тебе наизусть». А сторож вывел из сарая велосипед и отдал его Мише.

Так Михаил Дзевочко стал владельцем первого велосипеда в Минске. Это было необычное сооружение. На огромное переднее колесо с педалями без передачи крепились руль и седло, а сзади находилось очень маленькое заднее колесо. «Мой «паук» был капризен и по-своему выражал недовольство Минскими улицами. Получив сильный толчок о колдобину, он становился на дыбы и безжалостно сбрасывал меня через переднее колесо. Если я быстро не успевал отскочить в сторону, то еще получал от него хороший пинок задним колесом», — вспоминал Михаил Дзевочко о своем первом велосипеде.

После окончания городского училища отец устроил мальчика рассыльным в управление Либаво-Роменской железной дороги. «Паук» помогал Михаилу выполнять должностные обязанности. В свободное от развоза служебных бумаг время парень наблюдал за работой чертежников. Вскоре он научился снимать копии с чертежей и перешел на новую работу. По долгу службы на железной дороге Михаил девочка часто бывал в Москве, где велосипед уже был очень популярен. В Москве Михаил Девичко впервые увидел велосипед с цепной передачей, попытался на нем ездить и показал себя как способный гонщик. Вскоре товарищи помогли ему перевестись в управление Московско-Курской железной дороги, и Михаил Дзевочко покинул Минск.

В 1883 году на выступлении в Московском Манеже молодой гонщик занял второе место. А через несколько месяцев победил в шоссейной гонке на 50 верст по проселочной дороге. Велосипеды нельзя сравнить с современными. Михаил прошел дистанцию за 2 часа 11 минут 55 секунд, показав прекрасное время. После этих соревнований Михаил Дзевочко окончательно покинул трек и стал гонщиком-шоссейником. На этом поприще его ждала всероссийская слава и звание первого международного гонщика-велосипедиста.

«Среди смельчаков был и я»

Особенно популярным стало имя девочки после международной гонки, проводившейся по маршруту Петербург — Москва в 1895 году. «Организация большой дорожной международной гонки Петербург-Москва явилась для нас, россиян, замыслом немного смелой, поскольку против иностранных сил нужно было выставить свои силы, которые с гордостью защитили бы славу российского велосипедного спорта. Отсутствие этих сил сделало бы нас смешными в своем замысле. И вот нашлось несколько смельчаков, которые записались на эту гонку. Среди них был и я. Победить зарубежных знаменитостей я не мечтал, да и мыслима ли это вещь: на их стороне и осведомленность, и денежные средства, и, наконец, такие силы, как Гергер, Фишер, Кехер, Регейс и другие. Все они занимаются исключительно велосипедной ездой. Регейс показал свои руки с рядом крупных мозолей и объяснил, что это от руля . У меня же на руках не было ни одного мозоли, и поэтому, естественно, в голове промелькнула мысль отказаться от конкуренции с таким мастером своего дела. Но поезд на всех парах нес участников к цели, выполнение такой мысли было равносильно сознанию своей трусости», — писал в своих воспоминаниях Михаил Дзевочко.

Несмотря на сомнения, у отчаянного велосипедиста было преимущество перед иностранными соперниками: он прекрасно знал маршрут гонки, привыкал ездить по этим дорогам. Для езды по ним нужны были сила, выносливость и опыт.

В гостинице на Невском, где остановились велосипедисты, Михаил Дзевочко был удивлен количеством огромных ящиков с велосипедами непобедимого Франца Гергера и его лидеров. Всего машин было более тридцати, новеньких, одного веса и одной марки. У Михаила Дзевочко был только один велосипед. Что у Михаила в 19-м веке, что у современных велосипедистов такое количество машин вызывает только один вопрос «зачем». Но на это были свои причины.

Фирмы-производители велосипедов, что тогда, что сейчас всячески добивались победы на гонках спортсменов, которые ездили на машинах их марки. Победа гонщика для них прежде всего реклама и прибыль. А ради этого можно не скупиться на машины, тем более, что они часто выходят из строя. В 19-м веке техническая помощь на дистанции не практиковалась. Победа зависела не только от таланта гонщика, но и от технического уровня велосипеда.

Перед Михаилом Дзевочко возникла практически нереальная задача — на одном велосипеде проехать 700 километров по дороге, которую дожди превратили в кашу из глины и песка, усеянного камнями. К тому же, его велосипед был легким и не очень прочным. Надо было искать подходящую машину. Михаилу Дзевочко ничего не оставалось, как забрать велосипед своего лидера. Так гонщик лишил себя лидера на первом этапе, но зато получал велосипед.

Старт гонок был назначен на 5 часов дня 29 июня 1895 года, за двенадцать верст от Петербурга, в деревне Средняя Рогатка. К старту погода окончательно испортилась, пошел проливной дождь. Участники стартовали группами с промежутками 5 минут. Дзевочко входил в третью, сильнейшую группу. Практически сразу Михала Дзевочко настигла неудача — на скользкой дороге заднее колесо занесло: гонщик полетел в одну сторону, велосипед — в другую. В результате погнута педаль и сильно разбито колено. Из-за ремонта машины и перевязки ноги Дзевочко значительно отстал от соперников. Но он все же смог наверстать и даже обогнать соперников.

Шоссейные международные гонки вызвали большой интерес. По всему маршруту гонщиков встречало много людей. В одном только Чудове (99 верст), куда Дзевочко приехал первым, его встретили тысячи горожан и жителей из близлежащих деревень. Здесь гонщика ждал его первый лидер, с которым они обменялись велосипедами. Дождь наконец перестал, но наступил мрак. А впереди был Новгород. В Новгороде Михаил Дзевочко сделал длительную остановку: промыл рану, очистил одежду от грязи, поел. Но на отдых времени не было-на пятки наступал гергер. Опять испортилась погода, пошел дождь. Всю ночь Михаил ехал от Новгорода до Крестов, куда приехал к шести утра насквозь промокший. Из-за начавшейся лихорадки Дзевочко не мог есть. Кое-как согревшись, Дзевочко с лидером перекусили и снова отправились в путь. Не доезжая тридцати трех верст до Валдая, гонщик снова остался без лидера. Тот проколол шину.

Гонка Петербург — Москва для Дзевочко тянулись цепью необычных приключений и всяких неприятностей. За Валдаем на него напали мужики, и он едва от них ушел. В Торжке один из темпераментных болельщиков бросился к Дзевочко и схватил машину за руль. Машина осталась в руках захваченного жителя Торжка, а бедный гонщик, выпрыгнув из седла, растянулся во весь рост на мостовой. Второе колено оказалось разбито и на его перевязку потребовалось много времени.

Практически перед самой масковой Михаила Дзевочко настигло последнее дорожное несчастье — прокол шины. «Я был почти уверен в победе. Если бы даже Гергер и сейчас настиг меня, то у меня хватило бы еще сил побороться с ним на последних саженях», — писал Дзевочко в воспоминаниях.

Результат гонки оказался блестящим: Михаил Дзевочко опередил иностранного чемпиона Франца гергера на 44 минуты, пройдя 650 верст за 36 часов 10 минут 53 секунды. Спортивный журнал «К спорту» так подводил итог этому выдающемуся событию: «Победитель соревнования Дзевочко в течение двух ночей не сомкнул глаз, неустанно педалируя и показывая тем пример человеческой выносливости. Знаменитый Ф. Гергер, взявший многочисленные дорожные гонки и в том числе интернациональный пробег Бордо-Париж, несмотря на огромный свой опыт, подготовленность и лучшие условия, в которых ему пришлось ехать, уступил нашему соотечественнику, показавшему, какие способности, физическая и моральная выдержка таятся в русском спортсмене».

Спустя 10 лет, в 1905 году судьба вновь свела Франца Гергера и Михаила Дзевочко. До сих пор на Западе и в крупных городах России велосипедных соревнований устраивалось все меньше и меньше. Один за другим закрывались частные велотреки. Велогонки перестали приносить прибыль, их стали вытеснять конные бега и начавшие входить в моду мотоциклы. Ради заработка именитые гонщики выступали на Московском ипподроме в забегах вместе с конниками. В отчетах об этих ристалищах в петербургском журнале «Велосипедист» можно найти сообщение, что «москвичи затеяли что-то невиданное в России, они устроили соревнование между велосипедистом М. Ф. Дзевочко и десятью лошадьми! Два дня длилось небывалое соревнование, и... Дзевочка снова выходит победителем, а Ф. Гергер теряет сознание».

Последнее сообщение спортивной печати о знаменитом велогонщике белорусе Михаиле Дзевочко относится к 1906 году, когда энтузиасты велоспорта пытались повторить юбилейную гонку Петербург — Москва. Из этой затеи ничего не вышло. Средств на ее организацию не оказалось. В то время Михаил Фадеевич Дзевочко жил в 27 верстах от Москвы в работниках у какого-то инженера.

Как сложилась дальнейшая жизнь велосипедиста-неизвестно. Как и неизвестная дата и обстоятельства его смерти. Но точно известно, какая это масштабная фигура в истории белорусского спорта.

Валерия СТЕЦКО 

Выбор редакции

Экономика

Предложение снижается, а цены растут

Предложение снижается, а цены растут

Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.

Культура

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.

Общество

Маршрут по родниковому краю

Маршрут по родниковому краю

Первыми его начали осваивать гродненские творцы.