Вы здесь

Писатель, который изобразил внутренний космос человека


Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа продолжает добрую традицию дружеских встреч. Так, 20 октября в доме классика прошел вечер воспоминаний, посвященный Ивану Пташникову, белорусскому писателю, лауреату Государственной премии БССР имени Якуба Коласа. В этом году прозаик отпраздновал бы свое 90-летие. Во время встречи родные писателя, ученые и представители творческой интеллигенции поделились воспоминаниями о нем. Приятным сюрпризом для гостей стало выступление учащихся Минского государственного музыкального колледжа имени Глинки: молодые музыканты исполнили один из любимых романсов Ивана Николаевича «Выхожу один я на дорогу».


Участник вечера вспоминал Алесь Карлюкевич, председатель Союза писателей Беларуси, директор-главный редактор издательского дома «Звязда», отметил, что художественные достижения прошлого до сегодняшнего дня дарят нам свет:

— Иван Николаевич Пташников своими романами и повестями отдал этот свет по-особенному: через желание вглядеться в жизнь простого человека. О белорусской литературе часто говорили и говорят сейчас, что это сельская литература, что основные сюжеты и художественные архетипы привнесены именно из жизни сельчан. Но мне кажется, что если бы мы сейчас внимательно прочитали то, что привнес в литературу именно Пташников, привнес через вглядывание в первую очередь в свою собственную жизнь, жизнь своих родных и близких, то мы бы поняли, что это не просто желание показать белорусскую деревню. Это желание заглянуть в космическую судьбу человека со всеми его устремлениями, мечтами, фантазиями. Полагаю, особенно в последних произведениях, Пташников показал себя как писатель, способный сделать космос отдельного человека масштабным и планетарным.

Татьяна Пташникова, младшая дочь прозаика, поделилась с гостями воспоминаниями об отце:

— Каждый из вас знает его с особой стороны, а для меня он в первую очередь был семьей. Мать все время работала, а отец в то время был литературным работником, его редакция находилась в соседнем доме, поэтому у него была возможность брать работу домой. Он был во всем правильным, добросовестным, и очень любил свою семью, ставил ее в один ряд с творчеством — на первое место.

Во время встречи выступил Геннадий Пашков, публицист, лауреат Государственной премии Республики Беларусь имени Янки Купалы, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Он вспомнил, как работал вместе с Иваном Пташниковым в журнале «Полымя»:

— Это был очень серьезный человек, который никогда не выпекал свое я: сдержанный, основательный и философски молчаливый. Меня взяли литсотрудником в «Полымя» сразу в два отдела: поэзии, к Анатолию Велюгину, и публицистике, к Ивану Чигринову. А Пташников в тот же момент был редактором отдела прозы. Иногда он, шутя, спрашивал меня: «Ну как, “слуга двух господ?”». Я видел его как очень загадочного человека, он был очень скромным в быту, не любил вечеринок с рюмкой: не принимал этого абсолютно.

Поэту, критику и языковеду Михаилу Позднякову пришлось переводить повесть Пташникова:

— Я смаковал каждое слово во время перевода, отклонялся и с наслаждением перечитывал произведение, потому что это перекликалось с моим деревенским детством. Эпизод, когда отец ведет сдавать корову на убой — у меня тоже был такой случай. И то, как Пташников это описывает... Там показаны все мелочи: каждый цветок, каждый солнечный луч и дерево, чувства и мысли. И язык такой красочный и яркий, что переводить было непросто. В повести были диалектизмы, которые нужно было понять и пояснить: слова, которые нигде не были зафиксированы.

В свою очередь писатель и публицист Анатолий Бутевич отметил, что Иван Пташников видел жизнь во всех его проявлениях:

— Иван Николаевич выбрал для себя два творческих направления: военная тематика и так называемая деревенская. Он шел своим путем, насыщал свои произведения детализацией тогдашней жизни, по сути, его произведения — свидетели времени. Помимо описания событий, он несказанно для других показывает большую роль природы. Она становится главным героем. Многие из его произведений носят названия населенных пунктов — также его изюминка. Конечно, он много времени отдал журналу «Полымя», где не только представил себя как писателя, но и смог поддержать многих литераторов, выпустил их в литературу.

Арина КАРПОВИЧ

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции