Вы здесь

В гости к нечистикам в деревенский музей в Зароново


Аржевень, Болотник, Банник — эти и другие персонажи белорусской мифологии живут не только в поверьях, которые передаются устно из поколения в поколение, но и в деревенском музее в Зароново. А известный белорусский этнограф-фольклорист Николай Никифоровский даже посвятил представителям «нечистого» мира целую книгу, которая и стала основой необычного музейного зала.


Хранительница музейных ценностей Людмила Никитина в зале белорусской мифологии.

Николай Яковлевич родился в деревне Вымно, что сейчас в Витебском районе, в 1845 году. Сначала планировал связать жизнь с церковной деятельностью, но из-за финансовой ограниченности семьи не смог продолжать учебу за границей, поэтому начал учительствовать. Никифоровский всегда был заинтересован в изучении духовного и культурного наследия белорусов, а появление в Витебске известного этнографа Шейна и сотрудничество с ним на протяжении 20 лет стали судьбоносными в жизни Витебского краеведа, оставившего нам ценнейшие фольклорные сборники. Именно Николай Никифоровский является автором первого крупного исследования материальной культуры и производственной деятельности белорусов XIX века, в частности, крестьян Витебщины, «Очерки простонародной жизни-бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода» (1895). И поныне создателям музейных этнографических экспозиций рекомендовано ознакомляться с этой работой. Среди его известных исследований есть и «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные предания о личности и обители», где собраны 2307 народных преданий и суеверий, обычаев и обрядов северного региона; сборник «Белорусские песни-частушки», где собраны 2356 частушек, был издан уже после смерти автора. Но самой необычной и интересной работой до сегодняшнего дня остается издание 1907 года «Нечистики. Собрание простонародных в Витебской Беларуси преданий о нечистой силе».

В данной книге в алфавитном порядке помещены существа белорусской мифологии с кратким описанием их внешнего вида, привычек и поведения. Так, например, Аржевень — грязно-рыжий, с толстым животом и тонкими, как стебелек хвоща, ногами, живет в аржавении (болото, покрытое ржою), более спокойный, чем его братья Багник и Болотник. А вот как автор описывает Багника: живет в торфяном болоте, никогда не появляется на поверхности и только пузырьками и изредка мелкими огоньками выдает свое присутствие; Болотник — страшный толстяк без глаз, в слое грязи и прилипших водорослей, слизнях, жуках. Эти сведения этнограф долгие годы собирал среди сельчан, и если и правда верить в сверхъестественные силы, люди описывали то, что видели своими глазами. Так Николай Никифоровский создал своеобразный «паспорт» представителей мифологического мира, который и поныне является уникальной жемчужиной белорусской духовной культуры.

Имя земляка-этнографа увековечено на его малой родине в Вымно: одна из улиц агрогородка названа в его честь, в местном музее создана экспозиция, а на аллее славы Подвинья в Новке среди восьми выдающихся личностей есть и бюст Николая Никифоровского.

Наши предки всегда верили в высшие силы, поклонялись им, а жизненные радости или несчастья связывали с могуществом чего-то невидимого. Сегодня мы относимся к мифологии больше с интересом, чем с боязнью, но потустороннее дыхание кое-где замечаем: обращаемся к домовому, если какая-то вещь не может найтись, ставим мисочку с молоком на всякий случай. Мало кто знает, что у белорусских бесов есть ряд отличий от существ русской мифологии, а то, как они выглядят, видели единицы. А под Витебском в деревенском музее можно не только познакомиться с тамошними бесами, но и попробовать варево из котелка живой белорусской Ягини.

Комплексный музей «История Зароновского края», что в Витебском районе, на протяжении 36 лет является культурно-образовательным центром северного региона. Восемь выставочных залов (в их числе натуральная Партизанская землянка), экспозиции под открытым небом и почти 30 тысяч экспонатов — не хватит и целого дня, чтобы детально разглядеть все музейные предметы. А в 2014 году, когда Зароновский сельсовет отмечал 90-летний юбилей, хранительница музейных ценностей Людмила Никитина загорелась идеей создать единственный в Беларуси зал белорусской мифологии. При поддержке райисполкома необычный проект был реализован и стал еще одним интересом Подвинья.

Первая «фишка» зала — его расположение прямо под музеем, в подвале. Из бойких строк стихотворения «Вельмі здзівім зараз вас залай незвычайнай — пасялілася ў нас нечысць віртуальная», которые декламируют юные экскурсоводы, начинается маленькое путешествие в мир белорусского фольклора. Первое отделение зала обитают водные существа: Водяной Дед, Русалка, Тихоня. «Кстати, первый — вечный холостяк, никогда не женится, но у русалки от него рождаются водянятки. Живут недолго, до совершеннолетия, после умирают», — с улыбкой отмечает Людмила Никитина.

А еще рассказывает, что у белорусских русалок были не хвосты, а ноги (после русалочной недели девушки выходили из воды и подолгу качались на деревьях). Переходим во второе отделение зала, где властвуют наземно-подземные бесы. Привычные для нас чертята у наших предков назывались шешками, которые были изворотливыми и подвижными, а вот Ночница — дух в виде женщины, который приходил со злым умыслом к детям, плохо спящим, — внешне полностью соответствует описанию. Но главной хозяйкой этого мифологического царства является Ягиня (именно так существо называлось у белорусов), которая, в отличие от своей русской сестры Бабы Яги, летает не только в ступе, но и на лопате, метле. Только в Зароновском музее она оживает (роль Ягини исполняют экскурсоводы), вместе с посетителями варит суп из куриных лапок и змей, а после предлагает попробовать. Конечно, на такой деревенский экстрим отваживаются немногие — и зря, ведь «всех ведьм тетка» быстро меняет блюдо на вкусное. На печи живет Домовой — большой черный змей, такой, каким его и представляли белорусы. А со стены напротив улыбается бог зимы Зюзя, у которого в музейной инсталляции даже светятся глаза. Сказать, что зал интерактивный — не сказать ничего, ведь экскурсия сопровождается не только цветным светом, но и звуками, присущими нечистикам. Кстати, они, как рассказывается в книге Никифоровского, могут превращаться в различные предметы и образы, но ни одно из существ, которых создали в музее, нестрашное: нечистики у посетителей вызывают умиление, а не отвращение.

Над залом белорусской мифологии работали дружным музейным активом. А все художественное оформление, 3D-изображения существ на стенах — работа выпускницы Зароновской школы Натальи Шикаровой, которая сегодня работает учительницей трудового обучения и искусства в Суйковской школе. На достигнутом, делится Людмила Никитина, останавливаться не собираются: летом планируют раскрасить наружные стены, а еще установить на улице подвижные изображения бесов.

Посетить музей нужно обязательно, ведь где еще встретишь колоритную живую Ягиню, попробуешь мифических сладостей и сделаешь селфи с Тихоней, а еще — в буквальном смысле дотронешься до сверхъестественного и необъяснимого?

Александра ГВОЗДЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».