Вы здесь

Стародавнее ткачество все чаще украшает современный интерьер


Кажется, наступает время, когда мы начинаем доставать из бабушкиных сундучков самотканые покрывала, ковры, половики и полотенца. Действительно, со вкусом подобранные традиционные вещи могут сделать нашу квартиру либо дом особенно уютным и оригинальным. Возможно, многие еще отдают предпочтение хайтеку и минимализму в интерьере. Но замечено, что самотканые вещи все больше завоевывают наше жилое пространство. Вероятно, то происходит еще и потому, что старинное ремесло активно пропагандируется, сохраняется и восстанавливается.


Например, недавно из фондов Гродненского историко-археологического музея в филиале «Городница» выставлены уникальные ткацкие изделия, которые были характерны только для Понеманья. Это белые и переборные полотенца, двойные ковры, многонитевые покрывала, скатерти и пояса. Надо сказать, что народный текстиль Гродненщины имеет свою четкую региональную распознаваемость, характерные художественные черты.

В чем они проявляются? По словам научного сотрудника отдела народного творчества Елены Сороки, отличить «гродненский» текстиль несложно. Мы подходим к очень красивой коллекции полотенец. Как пояснила экскурсовод, так называемые многонитовые изделия выделяет совершенство рельефной структуры сотканной ткани. На концах полотенец — узоры крестиком и гладью. Позже их дополняли тканым переборным бордюром с растительными мотивами.

— Вот образец переборного полотенца. Он примечателен вертикальной композицией в один ряд либо несколькими одинаковыми последовательно. Для них характерна вертикальная композиция — равномерно расположенные в один или несколько рядов изображения ромбов, розеток, звездочек, цветов. Самый популярный мотив – древо жизни. На свадебном рушнике гродненской мастерицы Елены Шапель помещены звездочки — символ ребенка, — рассказывает Елена Сорока.

В связи с этим вспомнилась находка в деревне в мамином шкафу. С полки достали целую стопку самотканых полотенец. Большинство из них — обычные льняные дорожки с вышивкой, но есть несколько именно с вертикальным узором в виде небольших квадратов. Не иначе, как Гродненский переборный рушник. В моей городской квартире он украшает деревянный стол, который, кстати, остался еще от бабушки. Стол покрасили, но все равно видно, что он старый, и это делает комнату очень уютной. Теперь задалась целью приобрести тканые покрывала. Но не простые, а двойные. Как оказалось, они в свое время являлись визиткой народного ткачества Понемонья. А пришли такие двойные или двухосновные ковры в крестьянский быт во второй половине ХІХ века. Для них нужны широкие ткацкие станки, специальные навыки. Поэтому заказывали их в основном зажиточные крестьяне для свадебного приданого. Но постепенно этой техникой овладели многие деревенские женщины.

— В межвоенный период исследователи назвали двойные ковры «гродненскими», так как они изготавливались вблизи Гродно. Даже есть мнение, что здесь в предвоенное время могла существовать ремесленная мастерская двойных ковров с богатым ассортиментом изделий высокого художественного уровня, — сообщила сотрудница музея.

Во второй половине XX века двойные ковры ткали в Гродненском, Свислочском, Мостовском, Зельвенском районах, а также В Каменецком районе Брестской области. В деревнях возле Гродно такие изделия называют «ткацкие ковры». А самой известной ткачихой, которая их ткала на Гродненщине, была Ядвига Райская из деревни Одельск Гродненского района. На выставке мне довелось увидеть ковер, который мастерица выткала в 1989 году. Он выдержан в зелено-серых оттенках. Центральное поле ковра заполнено крупными стилизованными растительными мотивами, окантовка из мелких геометрических и растительных узоров, по краю отделан бахромой. Сегодня такие ковры — настоящий раритет, а некогда ткачиха их изготавливала за зиму до десяти, этим и зарабатывала себе на жизнь. Умело ткать до двенадцати узоров, заказывали в основном в желто-бордовых, черно-красных, зелено-красных, бело-бордовых тонах. На всех ее коврах есть дата изготовления. В следующем году к 100-летнему юбилею со дня рождения мастерицы музей будет устраивать выставку ее изделий.

В наше время двойные ковры ткут только отдельные мастерицы, рассказала сотрудница музея. Такую традицию восстановили в деревнях Гудевичи Мостовского района и подбела Каменецкого района Брестской области. Кстати, технология двойного ткачества в 2011 году внесена в список историко-культурного наследия Беларуси как национальная ценность.

На выставке довольно много изделий, дошедших с 1960-х годов. Тогда появились различные декоративные нити, искусственный шелк, ирис, мулине. Изделия носили декоративный характер, украшали комнаты.

Обращаю внимание и на тканые половики. Они сейчас снова в тренде. От работника музея узнаю, что такие половики на Гродненщине имели свою особенность. Это переход от светлого цвета к более темному в сочетании с широкими монохромными полосками. У ткачих были популярны так называемые радужные узоры. Их сами мастерицы называли «полосатиками». Кстати, такими пестрыми узорами ткали и ковры. Наверное, их немало хранится в деревнях. Кажется, традиция возвращается и в города. Действительно, почему не застилать такими коврами диваны, тахту или кровать вместо синтетических пледов? В последнее время ткацкие изделия можно приобрести во время ярмарок, праздников либо просто сделать заказ в Центре ремесел того или иного района.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Культура

Любовь Черкашина: «Мой стиль жизни — не фокусироваться на плохом!»

Любовь Черкашина: «Мой стиль жизни — не фокусироваться на плохом!»

О спорте, секретах замужества, воспитании детей, красоте и здоровых привычках в интервью.

Культура

Леонид Щемелев: человек, раненый красотой

Леонид Щемелев: человек, раненый красотой

Народный художник может быть примером в том, как создавать свою судьбу.