Вы здесь

Новые ПДД в Беларуси затронут даже пьяных пассажиров. Что еще планируется изменить с 27 октября


Соответствующий Указ — «О совершенствовании организации дорожного движения» — был подписан главой государства еще в апреле. Последние изменения в ПДД вносились в 2019 году, но правки были незначительны. Документ требовал глобальной корректировки: появились новые средства передвижения, на более современный уровень вышла транспортная инфраструктура, неоднозначными оставались и некоторые моменты в организации дорожного движения.


Фото Елизаветы Голод.

Прежде всего, как сообщили в Государственной автомобильной инспекции, нововведения приняты с целью повышения культуры участников дорожного движения, стимулирования использования электротранспорта и снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Предусмотренные указом меры позволят повысить безопасность на дорогах, а участие в дорожном движении станет более удобным и комфортным для граждан. Какие конкретно изменения ожидают водителей и пешеходов, выясняла корреспондент «Звязды».

 На электросамокате и сегвее — не более 25 км/ч

Что касается терминологии, конкретизированы некоторые названия транспортных средств. В частности, велосипедом будет называться такое транспортное средство, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека, находящегося на нем, в частности, при помощи педалей или ручек. Таким образом, самокаты, одноколесный транспорт не являются велосипедами. Однако к велосипедам приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель. Их мощность не должна превышать 0,25 кВт, а скорость — не развиваться свыше 25 км/ч.

По велосипедной дорожке теперь должны перемещаться не только велосипедисты, а и пешеходы, управляющие электросамокатами, гироскутерами, моноколесами, сегвеями и похожими на них — все это будет называться средствами персональной мобильности. Очень важный момент: такие устройства и приспособления не являются транспортными средствами. Данная категория появилась в Правилах дорожного движения впервые и, соответственно, попала под конкретные требования. В частности, для средств персональной мобильности установлена максимальная скорость-не более 25 км/ч. При этом использовать их могут лица не младше 14 лет, за исключением жилых и пешеходных зон. Запрещается перемещаться на средствах персональной мобильности в состоянии опьянения, а также не держаться за руль (при его наличии).

На средствах персональной мобильности необходимо двигаться по велодорожке, которая обозначается или специальным дорожным знаком, или дорожной разметкой, или зеленым цветом. Если велодорожка отсутствует, разрешается двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине дороги. Проезжую часть на средствах персональной мобильности нужно пересекать по велосипедному переезду, о наличии которого будет свидетельствовать или специальный знак, или соответствующая дорожная разметка.

Статус и преимущества пешеходов

К пешеходу теперь приравнивается и тот, кто движется на средствах персональной мобильности. Несмотря на то, что участвовать в дорожном движении они будут по правилам велосипедиста, за ними закрепляется статус пешехода.

Преимущество пешеходного перехода, движущегося по нерегулируемому пешеходному переходу, считается предоставленным, если приближающееся расстояние между транспортным средством и пешеходом составляет не менее двух полос, включая одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности. Одним словом, если пешеходный переход расположен на широкой дороге, имеющей четыре и более полос, водителю автотранспорта необязательно ждать, пока пешеход, который только подошел к переходу, перейдет на другую сторону. Однако важно не пренебрегать этим правилом и объективно рассчитать возможности своего транспортного средства, предусмотреть действия пешехода. Лучше не рисковать.

Пешеход должен двигаться по тротуару или пешеходной дорожке. В случае их отсутствия — по велосипедной дорожке или по обочине. Раньше по обочине пешеход имел право идти только при отсутствии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожек. Теперь, если есть только велодорожка, он имеет право выбора: или идти по ней, или по обочине.

В темное время суток при движении по краю проезжей части пешеход по-прежнему обязан обозначать себя светоотражающим элементом (фликером). Следовать этому требованию необходимо будет и во время движения на обочине. Обозначать себя фликерами нужно и при перемещении на средстве персональной мобильности в темное время суток или при недостаточной видимости. При этом на самом средстве должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющий своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения. Двигаться на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется в защитном шлеме.

При перемещении на роликовых коньках, лыжах или другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пешеход обязан пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего пешехода, убедившись при этом, что выход на проезжую часть дороги безопасен.

Появляется новая обязанность пешехода — по требованию сотрудника ГАИ пройти осмотр на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических или психотропных веществ.

Пассажир мотоциклиста — только трезвый

Из новой редакции Правил дорожного движения исключены такие термины, как государственный технический осмотр, эстакада. Однако возникли и новые понятия. Например, зона с ограничением максимальной скорости (с какой скоростью двигаться, сообщить дорожный знак), комбинированное транспортное средство (буксировка транспортного средства грузовым автомобилем или седельным тягачом и другим). При этом легковой автомобиль, буксирующий другой легковой автомобиль, не является комбинированным транспортным средством.

Теперь участники дорожного движения имеют право на обжалование не только действий (бездействия), а и решений государственных органов, осуществляющих регулирование и управление в сфере дорожного движения, обеспечении его безопасности.

Водитель такси может не пристегиваться в населенном пункте только во время перевозки пассажира. Если он едет один на заказ или пользуется транспортным средством в своих целях, с завтрашнего дня водитель такси обязан будет пристегиваться ремнем безопасности.

Еще одно важное нововведение — прежде чем начать движение, водитель мопеда или мотоцикла, перевозящего пассажира, должен убедиться в его трезвости. Если пассажир находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, перевозить его категорически запрещается. Однако данное правило не распространяется на перевозку такого пассажира в боковом прицепе мотоцикла.

Обращаем внимание, что запрещается перевозить детей до 12 лет на мотоцикле, мопеде, в том числе в боковом прицепе к ним. Нельзя будет перевозить пассажиров и на велосипеде, за исключением случаев перевозки детей в возрасте до семи лет. При этом ребенок должен находиться на дополнительном специально оборудованном сиденье, которое фиксирует (предохраняет) ноги ребенка. На голове несовершеннолетнего пассажира в обязательном порядке должен быть защитный шлем.

Запрещается двигаться на велосипеде, мопеде, мотоцикле на одном колесе, а также не держась за руль обеими руками, за исключением случая подачи сигнала рукой. Также не разрешается двигаться на упомянутых транспортных средствах, не держа ноги на педалях или подножках.

Новый пункт в ПДД — нельзя обучать управлению механическими транспортными средствами на участках улиц и дорог, где то запрещено. Перечень таких мест будет определен Министерством внутренних дел.

Вниманию водителей

Новаций для водителей транспортных средств в новой редакции Правил дорожного движения немного. В частности, в ПДД добавились два новых вида маневров — въезд транспортного средства на трамвайные пути и съезд из них. Сигнал поворота теперь нужно будет показывать и тогда, когда въезжаешь на трамвайные пути попутного направления, а также перед выездом из них.

Водитель обязан предоставить предпочтение пешеходам на нерегулируемых и регулируемых пешеходных переходах и велосипедных переездах в случае их движения на средствах персональной мобильности, а также уступить дорогу велосипедистам при одновременном для водителей и пешеходов/велосипедистов разрешительном сигнале регулировщика или светофора.

Изменения касаются въезда на перекресток, где организовано круговое движение. Подача сигнала световыми указателями поворота теперь не требуется. Однако при перестраивании на круге или съезжая с такого перекрестка, сигнал поворота по-прежнему обязателен.

Остановка и стоянка теперь запрещаются только на путепроводах (раньше еще и на мостах, эстакадах) и под ними. На мостах, если то предусмотрено дорожной разметкой, — разрешается. Однако здесь важно не перепутать мост с путепроводом. Мост — сооружение над рекой или другим географическим препятствием. Если под мостом есть еще одна дорога, то этот мост, согласно ПДД, автоматически превращается в путепровод.

Теперь водители должны выдерживать боковой интервал не только с транспортными средствами, движущимися по соседним полосам движения, а и с другими участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге (те же велосипедисты и мотоциклисты). Актуальное данное требование и в отношении технических средств организации дорожного движения и объектов: боковой интервал необходимо выдерживать и с дорожными знаками, отбойниками и прочим. Правка достаточно современная и полезная.

Если во время движения водителю постигла неприятность и есть необходимость устранить неисправность транспортного средства непосредственно на проезжей части, делать это нужно будет в одежде повышенной видимости со светоотражающими элементами. Ранее такое требование имело только рекомендательный характер. Сейчас оно актуально как в темное, так и в светлое время суток.

Стоянка запрещается в местах, оборудованных станциями для зарядки электромобилей. Парковаться на этих местах не имеют права никакие транспортные средства, включая электромобили. Последние — только с целью подзарядки. В ином случае транспортное средство может быть эвакуировано. Такое развитие событий будет ожидать и того водителя, который поставил свое транспортное средство на место, предназначенное для инвалидов. Это не коснется автомобилей, обозначенных соответствующим знаком.

Только со светом!

И еще одна очень важная новация. Если раньше перед началом и окончанием учебного года Государственная автоинспекция всевозможными способами оповещала водителей о включении ближнего света фар в дневное время суток, то сейчас этот момент закреплен законодательством. И отговорки вроде «не знал» и «не слышал» не принимаются. Зафиксированы конкретные даты, в которые, сев за руль своего транспортного средства, водитель обязан включить ближний свет фар даже в светлое время суток: в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября. Таким образом, акции, приуроченные к началу и окончанию учебного года, которые традиционно проводятся сотрудниками ГАИ, закрепляются в Правилах дорожного движения.

Более подробно ознакомиться с изменениями и дополнениями в Правила дорожного движения можно будет на Национальном правовом портале (pravo.by).

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Общество

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Каждый ли желающий может получить белорусский паспорт.  

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ТЕЛЕЦ. Чувство неуверенности может помешать вам сосредоточиться на работе.