Вы здесь

Вопрос строительства дороги от деревни до остановки


Жительница деревни Ольховка Могилевского района обратилась в Совет Республики за содействием в строительстве дороги от ее деревни до железнодорожной остановки «Новая Нива». Причем делает это она не впервые. Обращение уже было рассмотрено могилевскими рай- и облисполкомами. Местная власть объясняет гражданке, что участок дороги, о котором она ведет речь, стихийный и не относится к дорогам общего пользования. А до железнодорожной остановки нужно ехать по подъездной дороге до садоводческого товарищества «Новая Нива» и далее по дорогам товарищества. Но жительницу такой ответ не устроил. Она снова обратилась в Совет Республики с той же проблемой. Женщина попросила рассмотреть ее жалобу «с учетом интересов населения» с выездом на место и участием представителей местных органов власти, парламента и жителей.


И мы едем. В рассмотрении обращения участвуют заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Олег Дьяченко, председатель Молодежного парламента Могилевского района Андрей Трей, заместитель председателя Могилевского райисполкома Виталий Старченко, председатель Могилевского райсовета депутатов Сергей Ерощенко, председатель Семукатского сельского совета Тамара Укружская, инженер ДРСУ-128 Дмитрий Бирюков, представитель Досовичского лесничества Николай Новальнев.

Участок дороги, о котором упоминает жительница, проходит через глухой лес. Протяженность его около 220 метров. Проехать там на машине невозможно. Поэтому следуем по указанному маршруту пешком. Погода сухая, даже солнечная, но лесная дорога залита водой. Она стоит в глубоких колеях, оставленных от большегрузных машин. Есть вообще очень заболоченные места. Там сделаны деревянные настилы, по ним без резиновых сапог невозможно было бы пройти. Трудно представить здесь гражданскую дорогу, ведь подобных стихийных в лесу сколько угодно. Конечно, если бы это был единственный путь, который связывает деревню с «большой землей». Но есть другие. Специалисты говорят, что за полкилометра отсюда есть хорошая гравийная дорога. А это, мол, внутреннего пользования, по ней лес вывозили.

— Это и не дорога, и не улица, — говорит заместитель председателя Могилевского райисполкома Виталий Старченко. — Ее и дорогой назвать можно лишь условно, так как ее, по сути, нет. Это будет считаться уже как новое строительство. Представляете, в какую сумму оно обойдется? И это притом, что до железнодорожной остановки можно добраться в обход через садовое товарищество.

Председатель Семукачского сельсовета Тамара Укружская вслух прикидывает, сколько человек реально пользуется лесной дорогой. По ее подсчетам, из постоянных два — сама заявительница и еще одна дачница. Она считает, что женщина могла бы добираться до Могилева и через Семукачи.

— Какой смысл в этой дороге? — не понимает она. — Вообще на каком основании мы будем строить дорогу в лесу? И с освещением получается несогласованность. Мы что, должны будем и провода через лес тянуть? А в пожароопасный период лесники могут еще и оштрафовать за незаконное пребывание в лесу.

— Здесь нет дороги, — полностью согласен с председателем сельсовета инженер ДРСУ-128 Дмитрий Бирюков. — Это ведомство вообще лесничих. Здесь есть направление, и не более того. Это та тропинка, по которой мы идем, минуя лужи да овраги. Чтобы построить здесь дорогу, нужны проектно-сметная документация, исследования грунта. К тому же земли лесфонда отчуждаются только по решению Президента.

— Здесь вообще опасно ходить, — считает сенатор Олег Дьяченко. — Внезапно человеку станет плохо, упадет в колею — и кто его здесь найдет. Особенно если пенсионеру за 70.

Кстати, заявительница просит сделать лесную дорогу удобной не только для прохода пешком, но и для проезда спецтранспорта, той же скорой помощи. В качестве аргумента она прилагает фрагмент некой карты, где через данный участок действительно проходит дорога. Мол, видите, дорога была, поэтому приводите ее в нормальное состояние. К сожалению, уточнить, что это за карта, невозможно. Ведь это только часть с конкретным участком. Специалисты полагают, что это некая туристская схема, где возможны свободные отступления. Представитель Досовичского лесничества внимательно изучает рисунок.

— На деле перед нами единственная квартальная просека, а что за дорога на карте, я не могу понять, — говорит он. — На наших картах все дороги указаны, а этой нет.

Изучаем другие лесные дороги. Все они принадлежат садовому товариществу «Новая Нива». Видно, что на них поддерживается порядок. Тамара Укружская говорит, что сама заинтересована, чтобы населению жилось легче. В свое время до Ольховки не было даже и проезда, но председатель сельсовета позаботилась, чтобы его сделали, так как видела, что это реально важно и необходимо. Что касается лесной дороги, то здесь она убеждена, что заявительница идет на принцип и не считается с тем, насколько это затратно и бесперспективно.

— Женщина принесла на прием граждан фото лесной дороги с этими ужасающими колеями, — говорит Тамара Укружская. — Конечно, какая была реакция. У нас спросили: «Это что, у вас люди так по деревне ходят?» Никто же не знает, что они это в лесу наснимали.

Председатель Могилевского райсовета Сергей Ерощенко поддерживает коллегу, говорит, что по инициативе Тамары Укружской на территории сельсовета сделано 28 километров дорог. Она сама первая же добивается, когда видит, что их нужно делать.

— Ремонтировали даже такие дороги, которые раньше были непроездными, а иногда заброшенные, — говорит он. — Но они были действительно нужны. Ежемесячно в каждом нашем сельисполкоме проводятся Дни Советов, на них поднимаются различные вопросы, касающиеся и дорог, и качества воды, и колодцев, и автолавок. Что возможно сделать и целесообразно, все решается. А что касается лесной дороги, строить ее ради двух-трех человек нет смысла. Только большие затраты понесем. Через некоторое время эта дорога вообще будет невостребована.

В деревне Ольховка встречаемся с самой заявительницей. В разговоре участвуют также ее дочь, приехавшая из Могилева, и сосед.

— Дорога нам нужна, — говорит женщина. — Ко мне обращаются дачники, и я озвучиваю и их просьбы. Если нужно, все они подпишутся за эту дорогу. Жители деревень Коркать, Пуща, Ольховка постоянно ею пользовались. Все ходят сюда. Сейчас людей мало, но летом дачники приезжают вместе с детьми.

— Мы всю жизнь по этой дороге ходили, — подключается дочь заявительницы. — У нас одна дорога на станцию. Других нет. Раньше по этой дороге и машины ездили, и тракторы.

Женщины считают, что их дорога больших вложений не требует. Мол, там всего две низинки, где вода стоит. Трубу положил, насыпь сделал — и все. Но власти смотрят на проблему по-другому.

— Любое решение должно быть экономически взвешено, — говорит заместитель председателя Могилевского райисполкома Виталий Старченко. — Обустройство новой дороги — это большие затраты и сроки. Чтобы дорога служила, нужно будет вложить большие средства. Оправдается ли то? Источников финансирования такого объекта в районе на данный момент нет. В Могилевском районе проживает большое количество населения. Обращений бывает много. Людей интересуют разные вопросы, мы выезжаем, смотрим, когда обращение обосновано, решаем проблему. А это обращение требует больших финансовых средств. При этом его целесообразность под сомнением.

— Если у кого-то есть желание идти по тропинке через лес, никто не против, — резюмирует сенатор. — Но человек требует дорогу там, где находится квартальная просека. Нужно смотреть на вещи реально. Кто будет пользоваться этой дорогой? В Ольховке зарегистрированы 3 человека, в Коркати — 13, в Новой Ниве — 12, в Пуще — 9 человек. Но еще не факт, что они ходят именно этой дорогой. Во-первых, большие расстояния, от той же Коркати до Ольховки пять километров, во-вторых, есть альтернативные пути решения вопроса. По запросам жильцов в пробке, например, ходит маршрутка.

Между тем, заявительница настаивает на своем.

— На Островщину сделали дорогу, а там зимой люди даже и не живут, — говорит она. — Но они стали добиваться, писали в Минск, и им сделали. Мы тоже добиваемся уже с 2010 года. Но ничего не делается. Значит, коллективное обращение напишем и каждый подпишется.

Обращение жительницы деревни Ольховка пока в работе. В указанный законодательством срок по нему будет дан обоснованный ответ.

Нелли ЗИГУЛЯ

Могилевский район

Фото автора

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.