Вы здесь

Учиться дома. Кто имеет на это право согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь?


Средняя общеобразовательная школа подходит не всем детям без исключения. Кому-то мешает сосредоточиться на учебе количество одноклассников – в классах порой бывает 30 и даже более человек. Кто-то не успевает за темпом (достаточно быстрым согласно современной программе) освоения учебных тем. Добавим сюда априори непростые взаимоотношения в детском, и особенно в подростковом коллективе, которые вполне могут “не сложиться”…


Собственно, то, что “дети бывают разные” – не примета сегодняшнего дня. Во все времена были ребята, которые по тем или иным причинам нуждались в пресловутом индивидуальном подходе. Общеизвестна, например, история о Томе Эдисоне. Будущего гения выгнали из начальной школы – его сочли попросту необучаемым (из белорусских общеобразовательных школ за неуспеваемость, к счастью, не выгоняют). О чем в вежливой форме письмом уведомили его мать. Которая письма сыну не показала и ругать его не стала, а напротив, сказала, будто бы в письме директор пишет, что мальчик слишком талантлив для обычной школы. И занялась домашним обучением сына. Итог известен – выдающийся изобретатель сделал ряд открытий и создал множество приборов, изменивших мир (некоторыми из них люди пользуются и в третьем тысячелетии).

Согласно закону

Конечно, лестно воображать, что твой ребенок – гений, вот и не складывается у него со средней школой.  Хотя обольщаться опасно: чревато серьезным разочарованием. Подсчитано, что людей с выдающимися интеллектуальными способностями (скажем так, гениев) согласно статистике, в каждом поколении рождается в среднем один (плюс-минус) на каждые 10 000 человек. Но талантливый или бестолковый, свой ребенок – это свой ребенок, и если он наотрез отказывается посещать школу по причине, например, конфликта с одноклассниками или в связи с другими (кто-то может сказать: “детскими”) проблемами, от этого любящему и ответственному родителю не отмахнуться. И решение этой проблемы, к тому же, не терпит отлагательств.     

Прежде выходом могли быть, например, частные школы (их плюсы и минусы – тема отдельного разговора). Сегодня многие из них прекратили работу, кроме того, оплатить частную школу под силу не каждой семье (до недавнего времени таких учреждений образования было больше, и, соответственно, большей была и “разбежка” цен). Теперь, если с общеобразовательной  школой у ребенка все сложно, некоторые родители уповают на обучение на дому. О том, кто имеет на него право согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, мы спросили у начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирины КАРЖОВОЙ.

И вот что ответила специалист.

– Есть два понятия: обучение на дому по медицинским показаниям и обучение по индивидуальному учебному плану. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для освоения содержания учебных программ на дому. Перечень медицинский оснований для обучения на дому определяется Министерством здравоохранения. Постановлением Министерства образования от 26.07.2022 №211 утверждена Инструкция о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому, которой установлено, что решение об организации образовательного процесса на дому принимает отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (пребывания) учащегося или учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских оснований. Основание – заявление законного представителя учащегося и заключения врачебно-консультативной комиссии.

Соответствующее заявление и заключение врачебно-консультативной комиссии законный представитель учащегося подает в учреждение образования, в котором обучался ребенок до возникновения медицинских показаний, или в учреждение образования по месту жительства (пребывания).

– Как организуется учебный процесс в домашних условиях? И как при обучении на дому, согласно законодательству, осуществляется контроль полученных знаний?

– На основании предоставленных документов учреждением образования будут решены все организационные вопросы, приказом руководителя учреждения образования будут назначены педагогические работники, которые в соответствии с утвержденным расписанием будут посещать учащегося на дому и проводить учебные занятия. Типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 16.05.2022 № 120, для организации обучения на дому установлено отдельное количество часов по учебным предметам. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, обучающихся на дому, осуществляется на общих основаниях в соответствии с Правилами аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184.

Таким образом, для организации обучения на дому одного желания родителей ребенка недостаточно.

– А если говорить об обучении по индивидуальному учебному плану? Может ли выступать аргументом в его пользу желание родителя?

– Относительно обучения по индивидуальному учебному плану тоже одного желания учащегося или его родителей недостаточно. Должны быть веские причины, не позволяющие посещать занятия и проходить в установленные сроки аттестацию. Эти причины должны быть подтверждены документально. Порядок перевода на индивидуальный учебный план законодательно регламентирован. Никаких новшеств в этом вопросе нет. Родители пишут заявление на имя руководителя учреждения образования, указывают причину, по которой желают перевести ребенка на индивидуальный учебный план, и прикладывают документы, подтверждающие указанную причину. Руководитель после рассмотрения вопроса на педагогическом совете принимает окончательное решение, о котором информирует законных представителей ребенка. Что касается «просто слабого ученика, которого надо подтянуть по предмету» или «слабой социализации», то одна из основных задач учреждения образования – обеспечить социализацию ребенка, научить его находить выход из любой складывающейся ситуации, порой и очень непростой, помочь усвоить пропущенный по какой-то причине материал. И для этого в учреждениях образования есть все возможности: оказание психолого-педагогической помощи, проведение поддерживающих занятий за счет часов учебного плана, индивидуальный подход на уроке с учетом особенностей ребенка, взаимодействие с родителями как в рамках учебной деятельности, так и в рамках совместных внеклассных мероприятий.

Психологический аспект

Словом, обучение на дому возможно далеко не для всех, только по медицинским показаниям, а желания родителей тут недостаточно. Но даже если, согласно законодательству, ваш ребенок имеет право учиться дома, важно понимать: домашняя обстановка расслабляет, и обучение на дому требует железной самодисциплины – в первую очередь родительской. Расчитывать, что при самом индивидуальном подходе педагоги сделают все за вас – увы, напрасно. И если у вас не хватало терпения проверить, сделал ли (и правильно ли сделал) ребенок домашнее задание, когда он посещал школу, скорее всего, обучение дома (если ребенок физически способен ходить в школу) – не ваш вариант. И, может быть, не стоит пытаться на такое обучение перейти (если, конечно, речь не идет о заболеваниях, не позволяющих посещать школу), а лучше поискать какое-то другое решение проблемы: сменить школу или класс, поработать с психологом. Ведь важный аспект обучения на дому – неизбежная социальная изоляция ребенка.

“В прошлом году, после операции, моя дочь полгода была на обучении на дому, – рассказывает мама 15-летней школьницы. – Скажу сразу: это было сложно. Если бы она могла ходить в школу, я бы уже через месяц обучения на дому предпочла этот вариант. Прежде всего, учителя ведь приходят на дом не с утра, а после окончания уроков в школе. К этому времени ребенок зачастую уже “потерял” рабочее настроение. В результате дочь сильно отстала от одноклассников по учебной программе. Плюс отсутствие общения со сверстниками: кругом общения ребенка в течение этого полугода были в основном дедушка с бабушкой.”

И, наконец, еще одна сторона “медали”. Вопрос, для кого в случае положительного решения об образовании на дому будет больше плюсов – для ребенка или для родителя? Если для ребенка – что ж, стоит попробовать добиться права учиться дома.  Но, возможно, это решение “в пользу родителя”? Порой родители детей с теми или иными особенностями развития по разным причинам предпочитают не афишировать диагноз, а обучение на дому они воспринимают как возможность индивидуального подхода к их ребенку. Конечно, в каждом конкретном случае вопрос, надо ли пробовать перейти на обучение на дому, требует индивидуального решения. И тем не менее, стоит подумать о том, что ребенок вырастет, и ему придется жить в том обществе, от которого вы сейчас пытаетесь его оградить. Психологи много пишут о родительской тревожности и гиперопеке и о том, как они влияют на будущее ребенка. Важно, чтобы в вашем решении попробовать перейти на обучение на дому этих составляющих не было.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.