Вы здесь

Белорусский «Феникс» на черноморском побережье


Как наши вожатые покоряли сердца российских детей.

«Умей посмотреть на себя глазами ребенка. Дорожи доверием и береги детские тайны. Главной ценностью для вожатого является жизнь ребенка. Не ребенок — для вожатого, а вожатый — для ребенка. Не спеши обвинять. Умей прощать чужие ошибки. Научись все видеть и что-то не заметят. Если дал слово — держи. Искренность — это стоимость вожатого. Уважай чужое мнение, но помни о своем. Самоутверждайся только за счет уважения со стороны окружающих. Почитай и следуй традициям своего отряда и уважай традиции других. Прислушивайся к советам окружающих. Критикуешь — предлагай, а предлагая — действуй. Не умеешь подчиняться — не смей требовать. Не осуждай, а обсуждай. Самосовершенствуйся и помогай другим это делать. Не требуй от других того, чего не можешь сделать сам. Уважай у ребенка человека...» Всего морально-этический кодекс вожатого студенческого педагогического отряда «Феникс» имени героя Советского Союза Александра Азончика содержит 28 пунктов. Отряд был создан в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова два года назад.


«Феникс» и еще 20 педотрядов стали участниками Республиканского слета педагогических отрядов, который собрал под Минском более 300 человек. Программа масштабного форума была насыщена разноплановыми активностями. Старт был дан на площади Победы в Минске. В этот же день на базе Минского государственного лингвистического университета состоялась панельная дискуссия"студенческие педагогические отряды: история и современность«. Затем бойцы педотрядов разъехались по столичным учреждениям среднего образования для участия в республиканском проекте «Школа активного гражданина».

Одна из интерактивных площадок «Выбираем педотряд!» была организована на базе столичной 20-й гимназии. Это место было выбрано для встречи совершенно неслучайно. Дело в том, что в 1990-е годы на базе тогда еще 176-й школы уже действовали педагогические классы. Позже здесь была образована и действовала несколько лет информационно-педагогическая гимназия. А в 2014 году именно с этого учреждения началось возрождение в нашей стране педагогических классов. Сегодня 20-я гимназия имеет статус школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. 10-я и 11-я гимназические классы имеют педагогическую направленность. Примерно 80 процентов учащихся педагогических групп избирают после окончания гимназии педагогические специальности. Много выпускников возвращаются в педколлектив уже в качестве учителей. На момент возрождения педагогических классов в коллективе работали десять педагогов, которые ранее закончили данное учреждение. Есть такие и сегодня...

Интересно, что в педотряде «Феникс» Витебского госуниверситета «чистых педагогов» совсем немного, о чем трудно догадаться. Когда они делятся своим опытом, у парней и девушек буквально горят глаза... Например, Елена ПОЛЕСНИКОВА — будущий юрист, обучается сейчас в магистратуре. Считается «ветераном» отряда, так как отработала два летних рабочих семестра по четыре лагерных смены каждый. Командир отряда Дарья КАЗАЧЕНКО и комиссар отряда Екатерина ФОФАНОВА — будущие программисты, обучающиеся на факультете математики и информационных технологий. Они в отряде тоже с момента его создания. Кстати, Дарья всего за один трудовой семестр выросла из статуса воспитателя-стажера до воспитателя-наставника, доказав всем, что не только опытные вожатые могут иметь такой высокий статус, но и новичок.

Честно говоря, не всем дается шанс поработать в таком месте, как Всероссийский детский центр «Орленок», и провести лето на морском побережье в Краснодарском крае. А именно там летом 2021 года «Феникс» получил первое «боевое крещение». «Орленок» — масштабная территория возможностей. За одну смену (21 день) его воспитанники проживают чрезвычайно насыщенную жизнь, воспоминания о которой проносят через годы. А теперь частью их воспоминаний будут и вожатые из Беларуси, которые уже два года подряд (с середины мая и до конца августа) организовывают для них настоящий праздник. Направление отряда дети выбирают сами, в зависимости от цели, с которой едут в «Орленок». Это может быть, например, туристский отряд, где они сначала изучают теорию, а потом применяют полученные знания и навыки в настоящем походе. Или творческое направление...

— Вожатый в «Орленке» — всегда надежная опора. Он начинает свой день с улыбок детей и заканчивает его теплыми детскими объятиями перед сном, — рассказывают о себе бойцы «Феникса». — Вожатый — тот человек, который является моральным ориентиром, знает ответы на множество вопросов или то, где можно найти ответ. И вообще, он просто друг, который готов помочь, если что-то пошло не так. Вожатый не просто ведет детей из точки «А» в точку «Б», он тот, кто может сделать сплоченным отряд, который будет действовать как один механизм. В этом году мы работали с шестой до девятой смены в лагере «Комсомольский». Байки (мотоциклы), танцы, песни, съемки «Ералаша» — вот что окружало нас в течение 100 дней.

— Я, например, после этого лета могу дать фору любому любителю мотоциклов, так как провела три месяца в компании байкеров, которые ради развлечения собирают мотоциклы на скорость, — улыбается Екатерина Фофанова.

«Катя именно тот человек, который может начать смеяться над несмешной шуткой и заставить смеяться всех остальных», — говорят о девушке ее друзья. Кстати, за время «целины» (на сленге студотрядовцев это место работы и проживания отряда. — авт.) с вожатыми происходило много интересных историй. Наверное, довольно сложно подготовиться к встрече с лунатиком? Одна из вожатых встретила такого ребенка ночью и сильно перепугалась, после чего... ребенок проснулся. Дети прятали от вожатых чипсы и другие запрещенные продукты. Делали «доширак» с помощью горячей воды из-под крана...

Своими историями вожатые поделились со старшеклассниками 20-й гимназии. Предложили им стать бойцами педотряда, поучаствовать в конкурсе и доказать, что именно они — лучшие. Все гимназисты были разделены на группы. Каждая получила свое задание. Например, нужно было представить достижения белорусских студенческих отрядов в креативной форме, создать творческий ролик для ТікТок с символикой белорусских студенческих отрядов, составить план-сценарий празднования Нового года в отряде...

— Отличительная черта студотряда — это дружественная, а иногда даже семейная обстановка, — продолжали рекламировать бойцы «Феникса» студотрядовское движение среди гимназистов. — Студенческие отряды дают уникальную возможность самореализоваться и попробовать себя в разных направлениях деятельности. Вот и мы воспользовались шансом, на определенное время стали педагогами. Теперь, попробовав себя в роли воспитателя, можем сказать, что воспитателем нельзя стать — им нужно родиться... Нельзя научиться отдавать себя детям, научиться просыпаться утром ради них. С этим нужно родиться. Этим нужно гореть...

Ребята констатируют, что республиканские слеты студотрядов для каждого бойца — не просто повод показать себя, но и возможность встретиться с друзьями. А для кого — то еще и повод получить классный мерч (атрибутика и символика студотрядов-отдельная тема). Совсем скоро в нашей стране стартует патриотическая акция «Зимний маршрут», организатором которой выступает Республиканский штаб студенческих отрядов БРСМ. Путь бойцов сводных студотрядов будет пролегать через небольшие города и поселки, где студенты организуют ряд профориентационных интерактивов, тематических занятий, концертных и социально значимых программ, помогают в расчистке от снега памятников и обелисков, оказывают шефскую помощь по хозяйству ветеранам, участникам Великой Отечественной войны и просто одиноким пожилым.

Бойцы «Феникса» говорят: «Наш отряд — это маленькая семья, с которой мы достигаем общих целей, грез и побед, преодолеваем страхи и препятствия и становимся лучшими. Мы ценим каждого члена нашей команды, поэтому стараемся заботиться друг о друге. У всех вожатых существует поверье, что жизнь разделяется на «до» и «после» «Орленка». Для многих из нас это уже не легенда, а правда жизни. И нам всем очень хочется снова туда вернуться...»


Александр ПРОХОРОВ, второй секретарь Центрального комитета БРСМ:

«Этот год для студотрядовского движения сложился очень удачно. Всего в этом году в составе 441 студенческого педотряда были трудоустроены 5667 человек. Мы хорошо поработали, как на территории нашей страны, так и за рубежом — в Российской Федерации. Получаем оттуда только положительные отзывы о работе наших парней и девушек. Более того, у нас подписаны соглашения с российскими студенческими отрядами, мы обмениваемся опытом, и на наш форум приехали лучшие российские студотряды. Педагог — не только почетное звание, но и большая ответственность, ведь именно в его руках самое дорогое — наши дети. И от того, какие установки будут даны, какие жизненные ориентиры, духовно-нравственные ценности закладываются в молодого человека, зависит будущее нашей страны. Республиканский слет объединил лучшие студенческие педагогические отряды страны. У молодежи горят глаза, они ждали этот слет и серьезно к нему готовились...»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Сегодня в Беларуси чуть более 800 населенных пунктов еще не имеют качественной воды.

Экономика

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Как известно, с 23 января у нас изменилась ставка рефинансирования.

Общество

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

О том, какие эмоции почувствовал, когда понял, что победил.