Вы здесь

«Эпоха Данилюк». Два десятилетия певицы в Большом театре


В своих дневниках Светлана Данилюк писала: «Какой Минск красивый город. Как радостно сюда возвращаться!» По национальности украинка, она принесла своим голосом славу Большому театру Беларуси и всегда была верна нашей стране, куда бы ни привели ее тропы жизни.


Светлана Данилюк.

Светлана Филипповна родилась 25 сентября 1939 года в Киеве. Во время Великой Отечественной войны отец, Филипп Данилюк, был мобилизован и домой уже не вернулся. Светлану воспитывала мать. 

Отучилась в семилетке, поступила в Киевский кинотехникум на отделение оборудования и эксплуатации киноустановок, где была самой активной участницей самодеятельной студии. По воспоминаниям оперной певицы, выбрала это учебное заведение, потому что в названии было слово «кино». 

В 1963 году Светлана Данилюк окончила Киевскую консерваторию по классу пения под руководством известной советской и украинской оперной певицы Зои Михайловны Гайдай, которая отмечала природные способности девушки. Известный педагог имела сложности с определением диапазона голоса — выбор стоял между сопрано и меццо-сопрано. 

После окончания консерватории артистка не пошла работать в академический театр оперы и балета УССР в Киеве, а по приглашению дирижера Бориса Афанасьева стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. 

Во время работы в Перми в 1965 году была удостоена второй премии на ІІІ Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в Москве. 

Впервые в Беларусь Светлана Данилюк приехала осенью 1965 года. По приглашению известной певицы Ларисы Александровской солистка Пермского театра дебютировала в Минске. На сцене Белорусского театра оперы и балета артистка исполнила партию Кармен в опере Ж. Бизе. Высокая, статная, с неповторимой внешностью, она покорила зрителей своим уникальным голосом. 

Переезд в столицу БССР тогда так и не состоялся. Необходимо было дождаться истечения трехлетнего срока — распределения. Только через год Светлана Данилюк получила разрешение перейти в Минскую оперную труппу, где позже станет настоящей звездой оперы. 

«Эпоха Светланы Данилюк» — так назвала народная артистка Беларуси Наталья Гайда период работы певицы в Белорусском театре оперы и балета. 

Светлана Данилюк блистала в партиях Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Амнерис, Азучены, Эболи («Аида», «Трубадур», «Дон Карлос» Дж.Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Сантуццы («Сельская честь» П.Масканьи), Ортруды («Лоэнгрин» Р.Вагнера), Любаши («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Марины Мнишек, Марфы («Борис Годунов», «Хованщина» М.Мусоргского), Кончаковны («Князь Игорь» А.Бородина). 

В национальном репертуаре она создала потрясающие по своей глубине образы Алеси («Алеся» Е.Тикоцкого), Вероники («Зорка Венера» Ю.Семеняко), Любки («Седая легенда» Д.Смольского).

«Мои роли — мои спутники, мои друзья, мои возлюбленные. Всю творческую жизнь они со мной. И не только я оказывала влияние, создавая их на сцене и окрашивая красками своей души, но и они всю жизнь влияли на меня — кто больше, а кто меньше. Это исполненные мною Кармен, Любаша, Амнерис и Эболи. Все эти трагические героини много привнесли в мой внутренний мир и, безусловно, оставили след в моей душе!» — признавалась Светлана Данилюк.

Талантливая артистка много гастролировала по СССР. Голос белорусской дивы прозвучал в Киеве, Перми, Риге, Ереване и в спектаклях московского Большого театра СССР. Приглашения приходили и от зарубежных оперных театров (Болгария, Венгрия, Польша, Франция). В Москве записала три диска-гиганта на фирме «Мелодия».

Кадр из фильма «Светлана Данилюк». Фото из архива Большого театра Беларуси.

Благодаря своим чрезвычайным способностям, артистизму и яркому образу в 1972-1973 годах певица была приглашена на стажировку в самый престижный Театр мира «Ла Скала». В Милане белорусская Прима осваивала всю глубину оперного искусства под руководством Маргариты Кароза, одной из известнейших оперных певиц своего времени. 

В дневниковых записях Светлана Данилюк записала: «То, что отталкивало в театре бутафорской искусственностью, в Милане привлекало естественностью. Якобы я оказалась среди героев, судьба которых столько раз проживала на сцене. Здесь хочется петь». 

Сказочное путешествие в сердце мировой оперы оставило след в душе певицы. Новый опыт, знакомства и музыка подарили новый импульс творчеству дивы. Вернувшись в Минск, Прима раскрыла новые грани своего таланта перед публикой. 

Яркая и непоколебимая, артистка была нонконформисткой и всегда избирала свою дорогу. В середине 1980-х это привело к конфликту с театральным руководством. Из-за резкого несогласия с репертуарной и постановочной политикой Белорусского театра оперы и балета Светлана Данилюк приняла решение покинуть сцену, на которой ее голос звучал 20 лет. 

В 1986 году перешла в Белорусскую государственную филармонию, где и работала до последних дней солисткой. 

Разнообразный концертный репертуар Светланы Данилюк включал произведения русских, белорусских, украинских, западноевропейских композиторов, романсы, которые она очень любила и своим исполнением превращала в настоящий моноспектакль. 

Выступала с камерными программами, исполняла альтовые партии в крупных вокально-симфонических произведениях («Страсти по Матфею» и. С. Баха, 9-я симфония Л. Бетховена, Реквием Дж. Верди, «Stabat Mater» Дж. Перголези, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). 

Белорусская публика всегда дружелюбно встречала певицу. Всенародная любовь изображалась и в наградах, которые получила Светлана Данилюк. Так, всего через два года после переезда в Минск, в 1968 году, ей было присвоено звание Заслуженной артистки Белорусской ССР. Еще через три года, в 1971-м, солистка Белорусского театра оперы и балета стала народной артисткой Белорусской ССР. 

В 1977 году певица получила звание, о котором мечтала еще во время учебы в Киевской консерватории, — «Народная артистка СССР». За личный вклад в развитие белорусской оперы и многолетнюю плодотворную работу в 1999 году Светлана Данилюк награждена медалью Франциска Скорины. 

В 2022 году Большой театр Беларуси почтил память известной певицы благодаря солистке театра Оксане Волковой и сыну оперной дивы Максиму Федосееву. 

«PRIMA DONNA» — проект заслуженной артистки Беларуси Оксаны Волковой из цикла «Звезды Большого театра Беларуси», посвященный увековечиванию памяти Светланы Данилюк. Нехарактерный для оперного театра формат был представлен публике 28 октября. 

В первой части вечера зрители имели возможность увидеть документальный фильм «Светлана Данилюк», созданный в 2021 году на студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм». Богат на перипетии творческая и жизненная судьба Светланы Данилюк предстала в ленте в самых разных ракурсах, которые часто меняются: как при ярком свете театральных прожекторов и софитов, так и при камерном, почти интимном освещении скрытого от всех мира ее мыслей и чувств. 

И на сцене, и в жизни Светлане Данилюк выпадал шанс сыграть множество самых разных ролей: от «королевы» до «простой учительницы». В фильме снимались звезда мировой оперной сцены Мария Гулегина, народные артисты СССР Тамара Синявская и Владислав Пьявко, народные артисты Беларуси Александр Анисимов, Нина Ломанович, Наталья Гайда, Наталья Руднева, Заслуженный деятель искусств Беларуси Маргарита Изворска-Елизарьева и другие. Рассказ ведется от имени сына певицы и одновременно режиссера Максима Федосеева.

Выставка в Большом театре. Фото Они Кирпича.

Светлана Данилюк и Виктор Федосеев познакомились в Киеве накануне ее переезда в Пермь. Только в Минске молодые люди смогли пожениться. В столице Беларуси и родился сын певицы. 

Во втором отделении на сцену театра вышли звезды белорусской оперы: Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Мария Галкина, Татьяна Гаврилова, Марина Лихошерст, Владимир Громов, Станислав Трифонов, Андрей Валентий, Дмитрий Шабетя, Александр Михнюк. Певцы исполняли романсы П. Чайковского и С. Рахманинова. За роялем была обладательница медали Франциска Скорины Юлия Щербакова. 

В фойе театра продолжает работу выставка, посвященная памяти Светланы Данилюк, где можно увидеть фотографии певицы и костюмы к знаковым спектаклям оперной дивы. 

Обладательница красивого сильного голоса, неповторимой яркой внешности, Светлана Данилюк стала легендой белорусской оперы и заняла свое почетное место в пантеоне знаменитых артистов Беларуси. 

Яна ЦЕГЛА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.