Вы здесь

«Эпоха Данилюк». Два десятилетия певицы в Большом театре


В своих дневниках Светлана Данилюк писала: «Какой Минск красивый город. Как радостно сюда возвращаться!» По национальности украинка, она принесла своим голосом славу Большому театру Беларуси и всегда была верна нашей стране, куда бы ни привели ее тропы жизни.


Светлана Данилюк.

Светлана Филипповна родилась 25 сентября 1939 года в Киеве. Во время Великой Отечественной войны отец, Филипп Данилюк, был мобилизован и домой уже не вернулся. Светлану воспитывала мать. 

Отучилась в семилетке, поступила в Киевский кинотехникум на отделение оборудования и эксплуатации киноустановок, где была самой активной участницей самодеятельной студии. По воспоминаниям оперной певицы, выбрала это учебное заведение, потому что в названии было слово «кино». 

В 1963 году Светлана Данилюк окончила Киевскую консерваторию по классу пения под руководством известной советской и украинской оперной певицы Зои Михайловны Гайдай, которая отмечала природные способности девушки. Известный педагог имела сложности с определением диапазона голоса — выбор стоял между сопрано и меццо-сопрано. 

После окончания консерватории артистка не пошла работать в академический театр оперы и балета УССР в Киеве, а по приглашению дирижера Бориса Афанасьева стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. 

Во время работы в Перми в 1965 году была удостоена второй премии на ІІІ Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в Москве. 

Впервые в Беларусь Светлана Данилюк приехала осенью 1965 года. По приглашению известной певицы Ларисы Александровской солистка Пермского театра дебютировала в Минске. На сцене Белорусского театра оперы и балета артистка исполнила партию Кармен в опере Ж. Бизе. Высокая, статная, с неповторимой внешностью, она покорила зрителей своим уникальным голосом. 

Переезд в столицу БССР тогда так и не состоялся. Необходимо было дождаться истечения трехлетнего срока — распределения. Только через год Светлана Данилюк получила разрешение перейти в Минскую оперную труппу, где позже станет настоящей звездой оперы. 

«Эпоха Светланы Данилюк» — так назвала народная артистка Беларуси Наталья Гайда период работы певицы в Белорусском театре оперы и балета. 

Светлана Данилюк блистала в партиях Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Амнерис, Азучены, Эболи («Аида», «Трубадур», «Дон Карлос» Дж.Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Сантуццы («Сельская честь» П.Масканьи), Ортруды («Лоэнгрин» Р.Вагнера), Любаши («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Марины Мнишек, Марфы («Борис Годунов», «Хованщина» М.Мусоргского), Кончаковны («Князь Игорь» А.Бородина). 

В национальном репертуаре она создала потрясающие по своей глубине образы Алеси («Алеся» Е.Тикоцкого), Вероники («Зорка Венера» Ю.Семеняко), Любки («Седая легенда» Д.Смольского).

«Мои роли — мои спутники, мои друзья, мои возлюбленные. Всю творческую жизнь они со мной. И не только я оказывала влияние, создавая их на сцене и окрашивая красками своей души, но и они всю жизнь влияли на меня — кто больше, а кто меньше. Это исполненные мною Кармен, Любаша, Амнерис и Эболи. Все эти трагические героини много привнесли в мой внутренний мир и, безусловно, оставили след в моей душе!» — признавалась Светлана Данилюк.

Талантливая артистка много гастролировала по СССР. Голос белорусской дивы прозвучал в Киеве, Перми, Риге, Ереване и в спектаклях московского Большого театра СССР. Приглашения приходили и от зарубежных оперных театров (Болгария, Венгрия, Польша, Франция). В Москве записала три диска-гиганта на фирме «Мелодия».

Кадр из фильма «Светлана Данилюк». Фото из архива Большого театра Беларуси.

Благодаря своим чрезвычайным способностям, артистизму и яркому образу в 1972-1973 годах певица была приглашена на стажировку в самый престижный Театр мира «Ла Скала». В Милане белорусская Прима осваивала всю глубину оперного искусства под руководством Маргариты Кароза, одной из известнейших оперных певиц своего времени. 

В дневниковых записях Светлана Данилюк записала: «То, что отталкивало в театре бутафорской искусственностью, в Милане привлекало естественностью. Якобы я оказалась среди героев, судьба которых столько раз проживала на сцене. Здесь хочется петь». 

Сказочное путешествие в сердце мировой оперы оставило след в душе певицы. Новый опыт, знакомства и музыка подарили новый импульс творчеству дивы. Вернувшись в Минск, Прима раскрыла новые грани своего таланта перед публикой. 

Яркая и непоколебимая, артистка была нонконформисткой и всегда избирала свою дорогу. В середине 1980-х это привело к конфликту с театральным руководством. Из-за резкого несогласия с репертуарной и постановочной политикой Белорусского театра оперы и балета Светлана Данилюк приняла решение покинуть сцену, на которой ее голос звучал 20 лет. 

В 1986 году перешла в Белорусскую государственную филармонию, где и работала до последних дней солисткой. 

Разнообразный концертный репертуар Светланы Данилюк включал произведения русских, белорусских, украинских, западноевропейских композиторов, романсы, которые она очень любила и своим исполнением превращала в настоящий моноспектакль. 

Выступала с камерными программами, исполняла альтовые партии в крупных вокально-симфонических произведениях («Страсти по Матфею» и. С. Баха, 9-я симфония Л. Бетховена, Реквием Дж. Верди, «Stabat Mater» Дж. Перголези, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). 

Белорусская публика всегда дружелюбно встречала певицу. Всенародная любовь изображалась и в наградах, которые получила Светлана Данилюк. Так, всего через два года после переезда в Минск, в 1968 году, ей было присвоено звание Заслуженной артистки Белорусской ССР. Еще через три года, в 1971-м, солистка Белорусского театра оперы и балета стала народной артисткой Белорусской ССР. 

В 1977 году певица получила звание, о котором мечтала еще во время учебы в Киевской консерватории, — «Народная артистка СССР». За личный вклад в развитие белорусской оперы и многолетнюю плодотворную работу в 1999 году Светлана Данилюк награждена медалью Франциска Скорины. 

В 2022 году Большой театр Беларуси почтил память известной певицы благодаря солистке театра Оксане Волковой и сыну оперной дивы Максиму Федосееву. 

«PRIMA DONNA» — проект заслуженной артистки Беларуси Оксаны Волковой из цикла «Звезды Большого театра Беларуси», посвященный увековечиванию памяти Светланы Данилюк. Нехарактерный для оперного театра формат был представлен публике 28 октября. 

В первой части вечера зрители имели возможность увидеть документальный фильм «Светлана Данилюк», созданный в 2021 году на студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм». Богат на перипетии творческая и жизненная судьба Светланы Данилюк предстала в ленте в самых разных ракурсах, которые часто меняются: как при ярком свете театральных прожекторов и софитов, так и при камерном, почти интимном освещении скрытого от всех мира ее мыслей и чувств. 

И на сцене, и в жизни Светлане Данилюк выпадал шанс сыграть множество самых разных ролей: от «королевы» до «простой учительницы». В фильме снимались звезда мировой оперной сцены Мария Гулегина, народные артисты СССР Тамара Синявская и Владислав Пьявко, народные артисты Беларуси Александр Анисимов, Нина Ломанович, Наталья Гайда, Наталья Руднева, Заслуженный деятель искусств Беларуси Маргарита Изворска-Елизарьева и другие. Рассказ ведется от имени сына певицы и одновременно режиссера Максима Федосеева.

Выставка в Большом театре. Фото Они Кирпича.

Светлана Данилюк и Виктор Федосеев познакомились в Киеве накануне ее переезда в Пермь. Только в Минске молодые люди смогли пожениться. В столице Беларуси и родился сын певицы. 

Во втором отделении на сцену театра вышли звезды белорусской оперы: Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Мария Галкина, Татьяна Гаврилова, Марина Лихошерст, Владимир Громов, Станислав Трифонов, Андрей Валентий, Дмитрий Шабетя, Александр Михнюк. Певцы исполняли романсы П. Чайковского и С. Рахманинова. За роялем была обладательница медали Франциска Скорины Юлия Щербакова. 

В фойе театра продолжает работу выставка, посвященная памяти Светланы Данилюк, где можно увидеть фотографии певицы и костюмы к знаковым спектаклям оперной дивы. 

Обладательница красивого сильного голоса, неповторимой яркой внешности, Светлана Данилюк стала легендой белорусской оперы и заняла свое почетное место в пантеоне знаменитых артистов Беларуси. 

Яна ЦЕГЛА

Выбор редакции

Здароўе

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Рассказала врач-терапевт, заведующий отделением профилактики 11-й городской поликлиники Минска Светлана Янушко.  

Спорт

Олег Шепель: Мировое паралимпийское движение многое потеряло от нашей изоляции

Олег Шепель: Мировое паралимпийское движение многое потеряло от нашей изоляции

История паралимпийского спорта — показатель развития страны.

Общество

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Каждый ли желающий может получить белорусский паспорт.