Вы здесь

Продолжается развитие автомобилей на альтернативных видах топлива


Сегодня основное внимание в транспортной сфере страны приковано к созданию комфортных и безопасных автомобильных дорог. Согласно государственной программе «Дороги Беларуси» на 2021 — 2025 годы, в этом году были запланированы работы по ремонту, возведению и реконструкции около 700 километров республиканских автодорог, а также ряда дорожных сооружений. Как сообщил заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Григорий Глазко, эти задачи выполнимы.


Фото: sputnik.by.

Более 2 тысяч километров дорог и дополнительно 77 мостов

В текущем году изначально планировалось отремонтировать чуть более 500 километров дорог и 2315 погонных метров дорожных сооружений республиканской сети, а также не менее 1100 километров дорог и 1084 погонных метра мостов местного подчинения.

Григорий Глазко отметил, что в госпрограмму включены объекты, финансирование которых должно осуществляться за счет как бюджета, так и кредитов иностранных банков. Однако из-за введения санкций выделение кредитных ресурсов со стороны банков приостановлено. Поэтому правительством принято решение о дополнительном выделении на нужды дорожного хозяйства страны 300 миллионов рублей. Из данной суммы 200 миллионов направлены на ремонт республиканских автодорог и мостовых сооружений, а 100 миллионов рублей — на поддержание местной сети.

По оценкам транспортного министерства, это позволит дополнительно отремонтировать 250 километров республиканских и 425 километров местных дорог.

В целом же по итогам года ожидается приведение в хорошее эксплуатационное состояние более 700 километров автокоммуникаций и 2500 погонных метров мостовых сооружений республиканской сети, свыше 1,5 тысячи километров местных дорог и 1080 погонных метров мостов на них.

Мостам Минтранс отдает особое внимание, поскольку от их состояния зависит качество маршрутной сети в целом. Поэтому диагностика и обследование таких объектов проводятся регулярно. В программу «Дороги Беларуси» вошли 32 моста, требующих первоочередного ремонта. С учетом выделенных средств сегодня осуществляются их восстановление и реконструкция. Часть дополнительного финансирования пойдет на обновление 77 мостов (35 — республиканской сети, 42 — местной). Таким образом, выделение дополнительного финансирования не только позволит заместить недополученные ресурсы, но и выполнить ремонтно-строительные работы на белорусских дорогах страны в полном объеме.

В этом году планируется ввести в эксплуатацию мост через реку Западная Двина на подъезде к Новополоцку, обход городского поселка Мир протяженностью 4,6 километра. Заканчивается строительство Юго-Западного обхода Могилева длиной 11,5 километра. В следующем году планируется начало реконструкции дороги Полоцк — Лепель протяженностью 61,5 километра.

Китайские кредиты вместо европейских ресурсов

Несмотря на получение средств из бюджета, Министерство транспорта не отказывается от сотрудничества и с другими инвесторами, рассматривая различные варианты, включая государственно-частное партнерство. В частности, на принципах последнего планируется реализация проекта по реконструкции трассы М10. На данный момент объявлен третий, завершающий этап конкурса, результаты которого во многом определят перспективы реализации проекта.

Что касается поиска источников дополнительного финансирования, здесь рассматриваются различные пути решения проблемы. Например, Минтранс сейчас прорабатывает вопрос по привлечению кредитных средств Китая для реконструкции участка Р46 Лепель — Полоцк — граница РФ (Юховичи). Подобным образом будет решаться и кредитование реконструкции трассы М3 Минск — Витебск.

Внимания требуют и местные дороги

Как проводятся ремонт и реконструкция сети местных дорог, можно увидеть на примере Центрального региона страны. Как отметил начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности дорожного движения «Минскоблдорстрой» Валентин Вовченко, на балансе предприятия находится 16,2 тысячи километров автодорог общего пользования, из которых только 8,5 тысячи обеспечены твердым покрытием (асфальтобетон, цементобетон, черный щебень). По результатам весеннего комиссионного осмотра установлено, что 2,6 тысячи километров местных дорог на территории области находятся в ненадлежащем состоянии и требуют первоочередного и немедленного ремонта.

На вопрос о планируемом возведении твердого покрытия на всех неасфальтированных участках местных дорог представитель областного предприятия ответил, что существует программа перехода с гравийки на асфальтобетон. Но из-за ограниченности средств говорить о степени реализации проекта пока не приходится. Перевод одного километра дороги с гравийного на асфальтобетонное покрытие обходится в 300 тысяч рублей. Поэтому в приоритетах — ремонт аварийных участков дорог. Сейчас вся деятельность ведомства направлена на приведение в соответствие с действующими нормами прежде всего асфальтированных участков с высокой интенсивностью движения транспорта и тех, вблизи которых расположено много населенных пунктов.

Бензин, электричество, газ, а потом и водород?

Не менее важны и транспортные средства, которые ездят по дорогам нашей страны. В последние годы все больше внимания уделяется электротранспорту, его разработкой и производством занимаются крупнейшие белорусские предприятия. Так, в номенклатуре всей техники, которую выпускает Минский автомобильный завод, есть модели электрического транспорта.

Главный конструктор – начальник управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники МАЗа Андрей Савчиц отметил, что в настоящее время в номенклатуре выпускаемой техники есть типовые модели электрического транспорта: троллейбус, в том числе с автономным ходом, электробус, грузовой автомобиль до 12 тонн полной массой в готовом исполнении. Разработанные технические решения специалисты завода могут переносить на абсолютно любую модель техники, то есть, любой дизельный вариант с электрическим приводом предложить рынке в короткие сроки.

Совместно с другими предприятиями страны и Национальной академией наук Беларуси на МАЗе методично ведется работа по локализации компонентов. Так, с помощью «Могилевлифтмаша» осваивался электрический тяговый двигатель. Сейчас на заводе занимаются высоковольтной коммутацией и накопителями энергии. Одна из главных проблем, препятствующих развитию электротранспорта, — значительно возросшая стоимость литиевых батарей. Поэтому на МАЗе рассматривают альтернативные варианты.

Андрей Савчиц отметил, что уже в этом году серийные варианты электротранспорта могут быть представлены в массовое производство. В следующем году же-усилится степень локализации компонентов, будет получен полностью белорусский электротранспорт.

В тоже время рассматриваются и альтернативные виды топлива. Заместитель главного конструктора МАЗа по автомобильной технике Николай Локотко отметил, что сокращение мировых запасов нефти и рост цен на нефтепродукты стимулировали поиск альтернативных видов топлива.

Результатом стало использование на транспорте природного газа: он в два раза дешевле, чем дизель, а в природе существует в виде практически готового топлива. Природный газ полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к топливу для автомобилей. Он образует минимальное количество токсичных веществ, содержит минимум соединений, вызывающих коррозию двигателя автомобиля, обладает хорошим смесеобразованием с двигателем, имеет высокое октановое число и минимальное содержание смолистых веществ, что предотвращает нагараобразование.

Между руководством Беларуси и «Газпромом» подписан Протокол намерений о расширении и применении природного газа в качестве моторного топлива. Разработаны мероприятия по расширению строительства различных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и по газификации автотранспорта. МАЗ предлагает целую линейку автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Наиболее востребован коммунальный транспорт с различной колесной формулой, полноприводная автотехника и пассажирская техника. Преимущество МАЗа в том, что он предлагает готовый продукт газобаллонного оборудования самого высокого качества, которое имеет все необходимые сертификаты. Кроме работы на сжатом природном газе, МАЗ ведет еще одно перспективное направление — использование в качестве топлива сжиженного газа, хранящегося при минусовой температуре.

У сжатого газа, а тем более сжиженного — очень большие перспективы в качестве автомобильного топлива, уверен специалист.

— Вся техника, выпускаемая нашим предприятием, соответствует 5-му экологическому классу. МАЗ имеет опыт проектирования электромобилей, авто на газомоторном топливе, так что на очереди, следующим этапом — водородный автомобиль, — подчеркнул Николай Локотко.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Сегодня в Беларуси чуть более 800 населенных пунктов еще не имеют качественной воды.

Экономика

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Как известно, с 23 января у нас изменилась ставка рефинансирования.

Общество

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

О том, какие эмоции почувствовал, когда понял, что победил.