Вы здесь

Кинофестиваль «Лістапад» открывает молодые таланты


Одной из особенностей нынешнего «Лістапада» стало то, что многие мероприятия в рамках кинофестиваля направлены на молодежь: об этом организаторы конкурса говорили не раз. Кроме программы «Лістападзіка», где были представлены ленты о современных подростках, впервые в рамках фестиваля прошел молодежный форум. Почему мультфильмы – это не всегда о детстве, и как молодые видят кино: читайте в материале «Звязды».


Все, что вы хотели знать о «Смешариках», но боялись спросить

Так аниматор Денис Чернов неформально назвал свой мастер-класс, который прошел на киностудии «Беларусьфильм» 8 ноября. Денис Чернов стоял у истоков создания «Смешариков» — известного мультсериала, который за 20 лет вырос до целой вселенной. Сложно найти ребенка и даже взрослого, который не знает этих смешных кругленьких животных. Только на первый взгляд «Смешарики» преподносятся детским продуктом: многочисленные исследования, кино-эссе и разборы критиков свидетельствуют о том, что этот мультфильм — многосмысленное рассуждение о человеке.

В некоторых сериях можно найти визуальные цитаты на ленты «Форрест Гамп» Роберта Земекиса и «Красота по-американски» Сэма Мендеса, спряталась там и аллюзия на советский мультфильм «Ежик в тумане» Юрия Норштейна. А по образу одного из героев вселенной «Смешариков», трудолюбивого медведя Копатыча, авторов вдохновил... актер Анатолий Папанов.

— Во многих сериях мы, как контрабандисты, прятали второе дно, о котором нам было интересно поразмышлять, — рассказал во время встречи Денис Чернов. — Все это было замаскировано. Но, безусловно, есть и обычные развлекательные, комедийные серии.

Так во время мастер-класса зрителям показали «Жизнь на облаке» — серию, рассказывающую о клинической смерти. Понятно, что главная идея завуалирована: если маленькая аудитория просто увидит историю о жизни в высоких горах с красивыми облаками, то более взрослый зритель считает метафору неожиданной катастрофы.

Именно благодаря разноплановости персонажей и смыслов, «Смешарики» привлекают людей разных возрастов. Свидетельством этому стали и посетители мастер-класса: на «Беларусьфильм» пришли как маленькие детки с родителями, так и студенты режиссерских специальностей. И если взрослых интересовали более технические вопросы, например, переход формата из 2D в 3D, то маленькая аудитория задавала вопросы, связанные с характерами героев и их хобби. Один из вопросов – почему веселый зайчонок Крош всегда игривый, и знают ли его друзья, что он гимнаст:

— Понимаете, он холерик — есть такой типаж персонажей, у которых руки действуют раньше головы. Мы как раз стремились обострить героев, сделать так, чтобы каждый из них обладал ярко выраженной характеристикой. Но при этом всегда здорово, когда у героя есть еще что-то скрытое. Так тот же энергичный Крош, на мой взгляд, главный философ во всей компании. Двойственность линии всегда придает героям правдоподобность, интерес и глубину, — отметил аниматор.

Встреча получилась полезной для всех посетителей: дети наконец узнали, была ли между свинкой Нюшей и Барашем взаимная любовь, а студенты получили советы по созданию характеров персонажей, прописыванию сюжетов и работе в команде.

Белорусская мифология, детские травмы и похороны

Эти и другие темы будущих фильмов прозвучали во время питчинга, который проводился в рамках молодежного форума 8 ноября. Участниками конкурса стали студенты и выпускники Белорусской государственной академии искусств, а также Белорусского государственного университета культуры. Ребятам предстояло за 5 минут презентовать свою идею: нужно было не только рассказать о сюжете и героях планируемой ленты, но и поделиться реферансами — фильмами, которые вдохновили; а также отметить локации, где картина будет сниматься. Волнительно. Особенно когда понимаешь, что твой фильм покажут в конкурсной программе «Кино молодых» на следующем «Лістападе». В состав жюри вошли генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский, режиссер Елена Турова, первый секретарь Центрального комитета БРСМ Александр Лукьянов, а также российские кинопродюсеры и режиссеры.

Понятно, что выбрать идею каждого невозможно. Именно поэтому во время питчинга нужно в первую очередь заинтересовать жюри. Кто-то из участников покорял яркой презентацией, другие выбрали стратегию живого диалога — рассказывали со сцены о своей концепции и охотно отвечали на вопросы.

Так, первый участник Вадим Ларченко, студент 4 курса Академии искусств, предложил идею короткого метра, который поднимает вопрос насилия на улице. Молодой спортсменке-каратистке необходимо понять, где проходит граница между самообороной и выплеском агрессии.

Сразу несколько идей фильмов, прозвучавших во время питчинга, были посвящены детским травмам и преодолению их во взрослом возрасте. Примечательно, что тема прозвучала не раз — молодежь интересуется ментальным здоровьем и желает изобразить на экране, как необходимо внимательное отношение родителей к страхам, желаниям и мечтам детей. Так, первокурсница Академии искусств Алиса Лисок предложила концепцию комедии-притчи «Ванька-пастух и Иван программист». Идея будущего фильма родилась из следующей истории: мальчик, родившийся в деревне, мечтает о работе пастуха. Но школьная учительница его высмеивает. Молодой Иван решает соответствовать стандартам социума и избирает «правильную» профессию: он становится программистом — парню это не приносит ни счастья, ни удовольствия.

Одним из советов, которые члены жюри направляли почти всем участникам питчинга, было конкретизирование идеи. Действительно, Вселенная кино, а в особенности продюсерское направление — вещь жесткая, заинтересовать нужно с первых секунд. Участниками питчинга стали и более опытные молодые, которые уже успели получить режиссерский опыт. Выпускник Академии искусств Кирилл Халецкий в прошлом году уже отметился на «Лістападе» в конкурсной программе короткометражных фильмов. Там режиссер представил свой фильм «Дорога». Сейчас Кирилл предложил идею философского фильма под интригующим названием «Никто не придет на мои похороны». Лента должна заставить зрителя задуматься о том, насколько достойна жизнь у него была.

А вот студент 4 курса Белорусского государственного университета культуры и искусств Максим Попов обратился к теме белорусского фольклора, свою будущую ленту под названием «Чертова гора» планирует насытить древними обрядами, а также героями этноса. Один из вопросов, который Максим поднимает в своем фильме: забывает ли белорусская молодежь свои корни и культуру?

Среди концепций, которые члены жюри также услышали во время питчинга, были мистические ленты, а также хорроры. Примечательно и то, что все участники конкурса хотели бы снять свои фильмы в белорусских локациях: планируют задействовать как столицу, так и глубинку. Надеемся, что в следующем году «Лістапад» порадует зрителей интересными и запоминающимися лентами молодых авторов.

Арина КАРПОВИЧ

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Козерогам важно на этой неделе закончить неотложное дело, которое уже давно не дает покоя.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.