Вы здесь

Кинофестиваль «Лістапад» открывает молодые таланты


Одной из особенностей нынешнего «Лістапада» стало то, что многие мероприятия в рамках кинофестиваля направлены на молодежь: об этом организаторы конкурса говорили не раз. Кроме программы «Лістападзіка», где были представлены ленты о современных подростках, впервые в рамках фестиваля прошел молодежный форум. Почему мультфильмы – это не всегда о детстве, и как молодые видят кино: читайте в материале «Звязды».


Все, что вы хотели знать о «Смешариках», но боялись спросить

Так аниматор Денис Чернов неформально назвал свой мастер-класс, который прошел на киностудии «Беларусьфильм» 8 ноября. Денис Чернов стоял у истоков создания «Смешариков» — известного мультсериала, который за 20 лет вырос до целой вселенной. Сложно найти ребенка и даже взрослого, который не знает этих смешных кругленьких животных. Только на первый взгляд «Смешарики» преподносятся детским продуктом: многочисленные исследования, кино-эссе и разборы критиков свидетельствуют о том, что этот мультфильм — многосмысленное рассуждение о человеке.

В некоторых сериях можно найти визуальные цитаты на ленты «Форрест Гамп» Роберта Земекиса и «Красота по-американски» Сэма Мендеса, спряталась там и аллюзия на советский мультфильм «Ежик в тумане» Юрия Норштейна. А по образу одного из героев вселенной «Смешариков», трудолюбивого медведя Копатыча, авторов вдохновил... актер Анатолий Папанов.

— Во многих сериях мы, как контрабандисты, прятали второе дно, о котором нам было интересно поразмышлять, — рассказал во время встречи Денис Чернов. — Все это было замаскировано. Но, безусловно, есть и обычные развлекательные, комедийные серии.

Так во время мастер-класса зрителям показали «Жизнь на облаке» — серию, рассказывающую о клинической смерти. Понятно, что главная идея завуалирована: если маленькая аудитория просто увидит историю о жизни в высоких горах с красивыми облаками, то более взрослый зритель считает метафору неожиданной катастрофы.

Именно благодаря разноплановости персонажей и смыслов, «Смешарики» привлекают людей разных возрастов. Свидетельством этому стали и посетители мастер-класса: на «Беларусьфильм» пришли как маленькие детки с родителями, так и студенты режиссерских специальностей. И если взрослых интересовали более технические вопросы, например, переход формата из 2D в 3D, то маленькая аудитория задавала вопросы, связанные с характерами героев и их хобби. Один из вопросов – почему веселый зайчонок Крош всегда игривый, и знают ли его друзья, что он гимнаст:

— Понимаете, он холерик — есть такой типаж персонажей, у которых руки действуют раньше головы. Мы как раз стремились обострить героев, сделать так, чтобы каждый из них обладал ярко выраженной характеристикой. Но при этом всегда здорово, когда у героя есть еще что-то скрытое. Так тот же энергичный Крош, на мой взгляд, главный философ во всей компании. Двойственность линии всегда придает героям правдоподобность, интерес и глубину, — отметил аниматор.

Встреча получилась полезной для всех посетителей: дети наконец узнали, была ли между свинкой Нюшей и Барашем взаимная любовь, а студенты получили советы по созданию характеров персонажей, прописыванию сюжетов и работе в команде.

Белорусская мифология, детские травмы и похороны

Эти и другие темы будущих фильмов прозвучали во время питчинга, который проводился в рамках молодежного форума 8 ноября. Участниками конкурса стали студенты и выпускники Белорусской государственной академии искусств, а также Белорусского государственного университета культуры. Ребятам предстояло за 5 минут презентовать свою идею: нужно было не только рассказать о сюжете и героях планируемой ленты, но и поделиться реферансами — фильмами, которые вдохновили; а также отметить локации, где картина будет сниматься. Волнительно. Особенно когда понимаешь, что твой фильм покажут в конкурсной программе «Кино молодых» на следующем «Лістападе». В состав жюри вошли генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский, режиссер Елена Турова, первый секретарь Центрального комитета БРСМ Александр Лукьянов, а также российские кинопродюсеры и режиссеры.

Понятно, что выбрать идею каждого невозможно. Именно поэтому во время питчинга нужно в первую очередь заинтересовать жюри. Кто-то из участников покорял яркой презентацией, другие выбрали стратегию живого диалога — рассказывали со сцены о своей концепции и охотно отвечали на вопросы.

Так, первый участник Вадим Ларченко, студент 4 курса Академии искусств, предложил идею короткого метра, который поднимает вопрос насилия на улице. Молодой спортсменке-каратистке необходимо понять, где проходит граница между самообороной и выплеском агрессии.

Сразу несколько идей фильмов, прозвучавших во время питчинга, были посвящены детским травмам и преодолению их во взрослом возрасте. Примечательно, что тема прозвучала не раз — молодежь интересуется ментальным здоровьем и желает изобразить на экране, как необходимо внимательное отношение родителей к страхам, желаниям и мечтам детей. Так, первокурсница Академии искусств Алиса Лисок предложила концепцию комедии-притчи «Ванька-пастух и Иван программист». Идея будущего фильма родилась из следующей истории: мальчик, родившийся в деревне, мечтает о работе пастуха. Но школьная учительница его высмеивает. Молодой Иван решает соответствовать стандартам социума и избирает «правильную» профессию: он становится программистом — парню это не приносит ни счастья, ни удовольствия.

Одним из советов, которые члены жюри направляли почти всем участникам питчинга, было конкретизирование идеи. Действительно, Вселенная кино, а в особенности продюсерское направление — вещь жесткая, заинтересовать нужно с первых секунд. Участниками питчинга стали и более опытные молодые, которые уже успели получить режиссерский опыт. Выпускник Академии искусств Кирилл Халецкий в прошлом году уже отметился на «Лістападе» в конкурсной программе короткометражных фильмов. Там режиссер представил свой фильм «Дорога». Сейчас Кирилл предложил идею философского фильма под интригующим названием «Никто не придет на мои похороны». Лента должна заставить зрителя задуматься о том, насколько достойна жизнь у него была.

А вот студент 4 курса Белорусского государственного университета культуры и искусств Максим Попов обратился к теме белорусского фольклора, свою будущую ленту под названием «Чертова гора» планирует насытить древними обрядами, а также героями этноса. Один из вопросов, который Максим поднимает в своем фильме: забывает ли белорусская молодежь свои корни и культуру?

Среди концепций, которые члены жюри также услышали во время питчинга, были мистические ленты, а также хорроры. Примечательно и то, что все участники конкурса хотели бы снять свои фильмы в белорусских локациях: планируют задействовать как столицу, так и глубинку. Надеемся, что в следующем году «Лістапад» порадует зрителей интересными и запоминающимися лентами молодых авторов.

Арина КАРПОВИЧ

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».