Вы здесь

На «Лістападзе» презентовали программу анимации для взрослых зрителей


В рамках «Лістапада» в кинотеатре «Беларусь» показали программу анимации для взрослых зрителей под общим названием «Образы войны». В программе были представлены мультипликационные ленты Беларуси, Якутии, Сербии, Италии, Палестины и России. Через работы, посвященные разным историческим эпохам, общим лейтмотивом проходит мысль о судьбе обычного человека перед лицом войны. «Звязда» рассказывает, как аниматоры из разных частей мира отражают самое страшное.


Девушка-ночь

Художник-мультипликатор Ахмад Салех в сотрудничестве сразу с несколькими странами — Палестиной, Катаром, Иорданией и Германией, создал трагическую притчу о матери, которая ищет свою дочь: «Кто нибудь видел ребенка, потерявшего свою мать?», спрашивает женщина в пустоту. Вокруг — полуразрушенные многоэтажки, которые эхом отбивают ее запрос. Все герои будто в полусне: они не обращают внимания ни на взрывы, ни на разбомбленные здания. Война — это ужасный фон, музыка, которая не утихает.

Особенность ленты «Ночь» — кукольные герои, их движения маленькие и почти незаметные, будто война высосала из них все силы. Ночь в мультфильме предстает красивой девушкой в Звездном платье: чувствуя боль людей, она дарит им спокойный и тихий сон.

Праздничные оладьи лепешки и поливка для свиней

«Дети войны» — российско-якутская мультипликация режиссера Сардааны Барабановой. В основу документально-художественной работы легли истории жителей Якутии, которые во время войны были детьми. Именно их голосами ведется повествование. Ужасные и натуралистические подробности: «Свиней кормили похлебкой из мяса больных телят — я это ел», «До Покрова мы ходили без обуви, теплой одежды у нас не было. Ноги стыли так, что приходилось согревать их своей мочой», пересекаются со счастливыми воспоминаниями Победы: «В день, когда учитель сказал, что мы победили, во всей деревне пекли лепешки. Я до сих пор больше никогда не испытывала такого сильного запаха».

Через художественные рисунки и анимацию воссоздается жизнь людей в глубоком тылу за тысячи километров от линии фронта.

263 ночи

Киностудия «Беларусьфильм» представила работу Ирины Тарасовой: мультипликационная лента рассказывает о судьбе 26 евреев, которые после уничтожения Минского гетто прятались в подвале дома. В основу «263 ночей» также легла документально засвидетельствованная история:

— Несмотря на богатый визуальный ряд, это полностью документальная история, — рассказала Ирина Тарасова. — Мы не выстраивали сюжет и ничего не добавляли от себя, история сложилась из рассказов детей, которые были в том подвале. В начале работы над фильмом в живых оставалось четыре спасенных, в настоящий момент живы двое.

Одной из особенностей ленты стал звуковой ряд: через скрипы подвальной почвы, строевые песни немецких военных и колыбельные матери сразу ощущается тот страх и вынужденная сдержанность, в которой доводилось жить героям. Из 26 человек, живших в подвале в течение 263 дней, наверх поднялась только половина...

Реальность и сюрреализм

Российская лента «Чужой хлеб» режиссера-мультипликатора Андрея Бахурина рассказывает о девушке, которая в блокадном Ленинграде несет хлеб старенькой соседке. Всю дорогу за девочкой следит смерть, принимая лики бомбы, тени, прохожего на улице.

Главной изюминкой ленты стала ее анимационная часть. Персонажи напоминают героев известного японского аниматора Хаяо Миядзаки: духи, призраки и сюрреалистические животные. В монохромной работе Бахурина только два героя имеют цветные детали: у девочки это красная шапочка, у соседки — золотистый медальон. Будто они единственные, кто пока остался во Вселенной живых.

Ошибка в переводе

«Милостивый ангел» — сербский мультфильм Бетины Сремко. В ленте, напоминающей работы экспрессионистов, рассказывается об авиаударах НАТО, произошедших в 1999 году в бывшей Республике Югославия. Цветные, иногда неоновые кадры мы видим через глаза подростка: завтрак, школа, беременная мать, теленовости, в которых говорят о бомбардировках. Перемежая 2D и 3D приемы, аниматор от субъективного, локального взгляда мальчика переходит на панораму всего города, который пылает в костре.

На протяжении всей ленты никто из героев не разговаривает, только в последних кадрах зритель на черном экране видит слова: «Операция НАТО называлась «Благородная наковальня», но из-за ошибки в переводе прижилось название «Милосердный ангел».

Главный вопрос

Программа «Образы войны» доказывает в очередной раз, что анимация может четко поднимать самые сложные проблемы человечества, отвечать на вызовы времени. Завершающим акцентом достойно стало антивоенное эссе известной итальянской аниматорки Симоне Масси «Достаточно конца войны». Там анализируется история человечества, и делается вывод: «Нам нужно решить главный вопрос: когда человек перестанет убивать человека?»

Арина КАРПОВИЧ

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.