Вы здесь

Дань традиции: люди и произведения на V Триеннале декоративно-прикладного искусства «Декарт-22»


Это искусство выросло из творчества, доступного каждому. В белорусских семьях оно жило веками, просто являлось настолько привычным, что не все задумывались: это ценность, которую нужно сохранять и на уровне вещей, и на уровне навыков, и на уровне традиции, которая должна иметь продолжение. Недаром на открытии V Триеннале декоративно-прикладного искусства «Декарт-22» во Дворце искусства речь так или иначе заходила о прошлом, в котором едва ли не каждый белорус имеет своих художников. И не зря центральным объектом на втором этаже дворца является произведение Марии Тарлецкой «Жизнь бывших людей», которое не просто напоминает нам о связи с предками, а является живым ее воплощением и даже голосом предшественников. Две части этой инсталляции контактируют между собой и — о чудо! — они разговаривают. А нас тем временем хотят убедить: декоративно-прикладное искусство может иметь неожиданное звучание.​


Постоять, послушать голос символической старины реально во время осмотра экспозиции. И все время он будет сопровождать посетителей: здесь якобы остановка во времени. Задержаться в нем необходимо, чтобы понять, что дальше. А дальше двинуться не получается без оглядки назад, хочешь ты этого или не хочешь. Такое искусство...

— Для нас всех декоративно — прикладное искусство — как бабулькино ремесло, — отметила заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Каждый из нас может вспомнить в своей семье людей, которые ткали, пряли, делали что-то из керамики, были кузнецами. Например, мой дед был кузнецом, а бабушка очень красиво ткала и вышивала.

Наверное, поэтому нас так манит декоративное искусство, заметил известный художник-график Андрей Басалыга:

— Видимо, оно сидит глубоко-глубоко, способность к нему передается на генном уровне через поколения, так как издревле занимается им наш народ. Я вспомнил своих бабушек, которые занимались ткачеством — изготавливали полотенца, покрывала. Первое, что я увидел — это цвета покрывал своей бабушки... Дед мой был Бондарем — это ремесло, которое воспитывает художников. А сегодняшняя выставка богата не только на материалы традиционные и нетрадиционные.

Произведения сотканные, сплетенные, склеенные или отлитые... Из нитей, ткани, глины, стекла, металла, дерева... Созданные с большим уважением к традиции, заявляют о ее поддержке и продолжении. Попытка делать свое, немного иначе, развивая традицию присутствует — можно увидеть неожиданные формы и эксперименты — они тоже уходят из традиции, но несут черты новаторства, в частности, так вырастает современное объектное искусство.

Видимо, традиции у нас очень сильные, их сразу замечаешь и отмечаешь в самых разных направлениях и произведениях — а их очень-очень много. Большая экспозиция. Но Триеннале — выставка, которая происходит раз в три года, поэтому и есть соблазн представить художников и их произведения по максимуму. 

Проект «Декарт-22» состоит из нескольких частей: ткачество, керамика, произведения из стекла, арт-объекты, даже отдельные авторские выставки. Например, часть главной экспозиции посвящена знаменитому художнику-керамисту Валерию Калтыгину, автору пленэра «Арт-жыжаль» — он в этом году отмечает юбилей.

И есть продолжение, которое олицетворяют творцы нового поколения. Это другая керамика, которую объединил проект «Пласт». Ольга Семашко и Анна Амбросова выступили его кураторами: решили ограничить художников плоскостью. Таким образом керамика может стать картиной, может быть горизонтальной или вертикальной, может иметь различные формы, фактуры, цвета...

Отдельное пространство выделено под художественное стекло. Произведения, созданные во время симпозиума на стеклозаводе «Неман», что подчеркивает соединимость художников с промышленниками. Ведь суть декоративно-прикладного искусства еще и в том, что оно рождается из будничных, знакомых каждому вещей и может отделывать нашу жизнь через авторскую фантазию. Об этом могла бы рассказать Татьяна Малышева, которая более 40 лет работала на «Немане». Ее композиции разных лет — это дань уважения мастерице-юбилярше.

И невозможно здесь без текстиля — много, самый разный. Помимо художественного текстиля, который может быть в виде знакомых нам гобеленов или панно, есть еще интересное явление, что представлено в зале 2: это маленькие формы текстиля, в которых художники могут экспериментировать.

— Мы старались сделать так, чтобы зрители могли увидеть текстиль с разных сторон: классическое ткачество, гобелены, и эксперименты, потому что сейчас такое время, когда происходит синтез разных направлений, материалов, смешиваются разные техники, и это хорошо, — объясняет куратор проекта, председатель секции «текстиль» Белорусского союза художников Ольга Редникина. — На самом деле не важно, с каким материалом ты работаешь, главное, как ты обнаруживаешь свою идею. Что касается минитекстиля, то этот проект впервые мы делали на прошлом Триеннале, а в этом году решили отойти от традиционного понимания текстиля как нити или ткани, а попросили художников обнаружить текстиль в любых материалах. И настолько неожиданные результаты! Можно увидеть, как себя ведет стекло как основа для текстиля, металл, пластик, бумага...

В этом году организаторы предполагали провести Триеннале в формате художественного фестиваля. Не только во Дворце искусства можно знакомиться с творцами и произведениями. В галерее «Лабиринт» Национальной библиотеки Беларуси организована выставка памяти трех выдающихся Текстильщиков, ушедших из жизни за последние три года: Аллы Непочелович, Ларисы Густавой и Владимира Лисовенко. В галерее Леонида Щемелева — персональная выставка Маргариты Щемелевой. Вообще в этом году задействованы все площадки Музея города Минска, поэтому в течение ноября у зрителей есть много возможностей присоединиться к декоративно-прикладному искусству Беларуси.

Лариса ТИМОШИК

Фото автора

Выбор редакции