Судьбоносные для нации личности дают мощь и вдохновение не одному поколению. 140-летие Янки Купалы обволакивает Беларусь праздничным покрывалом, создавая новые поводы для чествования таланта, самобытности. Воплощением самобытности является и Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки». И не зря, наверное, их программа «Фольклор. Золотая коллекция» была представлена в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Как свидетельство, что ансамбль звучит на одной волне с народным поэтом — на волне духовной силы и жизнелюбия...
Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» — наш национальный бренд, коллектив, который в своем фундаменте имеет богатейший фольклорный материал, что создает неповторимый национальный колорит. Концерт в Купаловском «Фольклоре. Золотая коллекция» стал стартом цикла сольных концертов «Хорошки». Живая легенда белорусов«. Нередко наша душа требует танца, а лучше танца с пением и наигрышами, да чтобы еще все вживую. Не поэтому ли на «Хорошек» в Купаловском собрался полный зал?! Чтобы испытать водоворот чувств, который дарит специальное театрализованное действие ансамбля в атмосфере Купаловского. И все сошлось: мощь театра Янки Купалы и харизма и искренность «Хорошек».
Одна из визиток ансамбля — чрезвычайно презентабельная и смыслово-насыщенная хореографическая зарисовка «Комаринская» — в Купаловском возникла в новой эмоциональной окраске, и на то есть основания.
— Эта сцена — с большой историей, работать здесь престижно, но она требует и большой ответственности перед зрителем, перед любимой публикой, — отметил солист Заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Макарук. — Конечно, отдаешь себя без остатка, чтобы, в том числе, получить взамен. Когда получаешь отдачу, хочется работать больше. «Комаринская» мне близка по духу, здесь показана вся наша самобытность: как предки работали, жили, а главное — веселились.
Один из отличительных моментов соло Андрея — когда он трет по моечной доске. «Первое время было как-то непонятно: трэш и трэш по ней... — замечает артист. — А потом со временем, как говорят, «притираешься» и начинаешь искать что — то новое, а вообще веселюсь — не просто делаю движения, а импровизирую».
И это заметно. «Комаринская» показывалась множество раз, но каждый раз выглядит неповторимо, как и сегодня. Все дело в импровизации?.. Конечно! Да и атмосфера Купаловского, и живое исполнение, где присутствует душа, которая получает удовольствие от любимого дела. Иначе как могли бы выдавать артисты такие акробатические трюки! «Браво, ребята!» – кричали в зале. Но вместе с весельем есть в этой композиции очень трогательный, душевный, даже интимный момент: когда сыновья крестятся на птичий щебет, для того чтобы пойти косить. Разумеется, в этом жесте преданность Родине, Богу и великая жажда жизни. Глубокая задумка Валентины Гаевой!
«Хорошки» в Купаловском подарили россыпь красивых музыкальных бусинок. В «Гармошковых наигрышах» солисты Владимир Гинько и Александра Исаенко будто соревнуются: гармошка со скрипкой. Очень эмоционально насыщенная Столинская пастораль «Пастушок»: виртуозные пляски в парах транслируют страстные чувства — будто рассказ истории любви. А наиболее эффектно — когда парни несут девушек на руках, как вазы с букетами.
Особой красочностью впечатлил танец деревни Хорошки «Гусарики»: девушки-птицы по линейке — будто на крыльях-плечах у парня. И своими рукамикрылами рассказывают тайну души... Слова песни от вокалисток способствуют этому: «Люблю тога кавалера, што іграе ў дуду. Я з ім трохі пагуляю і замуж пайду...», «Ой, пшані¬ца яравая, ой, пшаніца мяккая, за гусарыка пайду — буду я багатая!» Девушки балансируют на одной ноге — и это на бис!
Что может быть ярче, чем полька, особенно с наигрышами на гармошке? «Витебская полька» — тому доказательство. Улыбки солисток, страсть, огонь так и манят! Гопают польку — и душа в пляс! Особенно если подключается оркестр с барабанами – шквал энергии!
Коснулась струны души солистка Марина Анкуда с шуточной песней «Арэшанька»: «Як у полі пад арэшанькай сядзяць дзеўкі з качарэшанькай... Сталі дзевак камары есці...»
Музыкально-хореографическая композиция «Белорусские мадонны» мирового масштаба: женщины идут, покачиваясь, неся большой символ — полотенце. Высокое звание мадонн — прообраз богинь — подчеркивают изысканные головные уборы из соломы. Звезды на них сверкают надеждой и величием.
Вокально-инструментальная композиция «Что же ты не пришел...» — гармония четверых солистов, что наилучшим образом презентует их харизму: «Аддай ты мяне, мая мацінка, за каго я хочу...»
А представляете ли, что в одном из танцев главный — бубен? Да, да, его подбрасывают, и происходит действие: «Вёскі дзве пайдуць па кругу — музыканты, весялуху!»
Бархатное Соло Цимбал с переливами, от которых хочется взлетать, петь, мечтать, предвещает новый эмоциональный всплеск — «Ходит пава». И особенно радуется глаз: непревзойденные головные уборы, яркие юбки с оранжевыми вставками, поражающая пластика... Ну, а если видишь фиолетового солиста-«павлина» с делегацией девушек в разноцветных пестрых нарядах — лучшей экзотики не представить!
— Насчет костюма к номеру «Пава» вот что хочу сказать, — делится художник по костюмам Алексей Гаевой. — Есть такой белорусский анекдот. Крестьянин говорит: «Пан, ты на льва падобны». — «Ну і дзе ты, дурань, льва бачыў?» — «Вунь Марыя на асле едзе». — «Ну дык на асле ж!» — «Вось на яго і падобны!» Поэтому петух — это ассоциация: как себе мог представить павлина человек, который его никогда не видел.
Алексей Гаевы обнаруживает свое отличительное видение искусства с помощью специальных образов, воплощенных в костюмах. «Сначала есть танец, музыка — остается только не испортить. Если композиция вдохновляет, то хочется и доделать что-то, создать соответствующий образ», — считает он. И это оценивают зрители.
— Ощущения от сегодняшнего концерта невероятные! — отмечает солистка заслуженная артистка Республики Беларусь Елена Якубец, которая сразу впечатляет своей лучезарностью и искренностью, льет доброту как солнышко. — Открытие сезона прозвучало ярко! Радует, что зрители проявляют интерес к нашему творчеству — полный зал. Любовь ощущалась с первого номера. Аплодисменты, блеск в глазах, улыбки – изумительный обмен энергиями! Мы получили большое удовольствие, и зрители, надеюсь, тоже.
Музыкально — хореографическая композиция «Перепелочка» — как выявление чуткой и нежной, тонкой и необъятной души Валентины Гаевой, ее креатива и любви к делу. Три ангела в белом — Ирина Грушова, Елена Макарук и Василий Приходько, заслуженный артист Республики Беларусь, — движутся в плавном, мелодичном танце.
Соло черноволосой красавицы солистки Ольги Невмержицкой будто добавило мощи душевной лирике в композиции «Дума»: «Не суди, мама, строго ты меня...»
Дал встряску, демонстрируя изобретательность на трещотках, неповторимый Федор Балабайко, заслуженный артист Республики Беларусь. Ему на цимбалах виртуозно аккомпанировали Ульяна Гаврилова и Зинаида Савватеева.
Было ощущение, что танцуешь и поешь вместе с артистами — такой эффект создал зал Купаловского, домашний, уютный и будто родной. И финальные «Скокі» так и тянули забежать на сцену и присоединиться к танцорам. Ведь какие выкрутасы они делали! Крутили девушку-солистку как волчок, летали дугой над сценой — одним словом шокировали и одновременно заряжали танцевальным рвением!
«Хорошки», убедилась, — это всегда настроение, праздник и радость, ведь постоянно душа нараспашку! Да как иначе, если они желают, приглашая на новую встречу: «Будзьце здаровы, жывіце багата, хлебам і сонцам хай поўняцца хаты!»
Наталья СВЕТЛОВА
Фото автора
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.
«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».
Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.