Вы здесь

Увидеть палитру интересного самовыражения художников Беларуси


По доброй традиции на днях в Республиканской художественной галерее Дворец искусства «прошло открытие V Триеннале декоративного искусства Белорусского союза художников «Декарт-22». В экспозиции можно увидеть современные текстиль, керамику, стекло, батик, металл, созданные за последние три года. Накануне открытия представители Министерства культуры, художники, скульпторы и специалисты музейных учреждений встретились, чтобы поговорить на тему «Современное белорусское декоративно-прикладное искусство: эстетическое воспитание, имидж и презентация Беларуси в мире».


— Последние годы особое внимание отдается возрождению и развитию национальных традиций декоративно-прикладного искусства, различных видов народных ремесел, объединений носителей нематериального культурного наследия и передаче их опыта и умений молодому поколению, формированию национального бренда, — отметил консультант управления культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Иван Галабурда. — Необходимо последовательно решать задачи популяризации национальных видов народных художественных ремесел и на их основе формировать бренд.

В качестве примера представитель министерства упомянул Ивановскую школу бондарства, которая сегодня уже стала брендом региона. В общем, если говорить об отрасли декоративно-прикладного искусства в нашей стране, сегодня в стране существует 104 Дома ремесел, на базе которых создаются и другие клубные объединения. Работает 1880 любительских коллективов и студий декоративно-прикладного и изобразительного искусства (из них 1665 для детей). Эти клубные формирования объединяют 16 334 участников, включая 14 167 детей. Наименование «народно-образцовый» присвоено 72-м таким коллективам, а пять коллективов носят звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь». Для наглядности Иван Иванович также рассказал, что в 2021 году список историко-культурных ценностей Республики Беларусь пополнили 18 объектов, в числе которых 11 нематериальных проявлений творчества человека. Белорусские объекты, включенные в список ЮНЕСКО, становятся все более известными и узнаваемыми на международном уровне. Так, в штаб-квартиру ЮНЕСКО в 2021 году была направлена номинация «Соломоплетение Беларуси. Искусство, ремесло и умение» для включения в репрезентационный список нематериального культурного наследия человечества, и в декабре текущего года запланировано рассмотрение данной номинации.

Что касается фестиваля декоративного искусства, то его насыщенная программа позволяет вживую познакомиться с тем, как сегодня высказываются, ищут себя творцы разных направлений. Как отметила первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович, очень важно учитывать, что любое искусство — текстиля, керамики, металла — всегда происходит из Народного, которое является источником вдохновения.

— То, что у нас такое внимание отдается традиционным ремеслам — позволяет художникам трансформировать свое понимание декоративного искусства. И это хорошая живая связь между поколениями и между слоями народного и профессионального искусства, — отметила Наталья Васильевна. — Наше триеннале декоративного искусства имеет уже свою историю. В этом году проект, объединяются как вещи традиционные и те, где художники использовали новые и неожиданные материалы.

Увидеть палитру интересного самовыражения как профессиональных художников Минска и регионов, так и студентов, можно во Дворце искусств и на ряде других выставочных площадок столицы.

— Кроме общей экспозиции Триеннале во Дворце искусств, у нас параллельно будет проходить еще несколько текстильных проектов. Один из них мы предприняли уже в начале текущего года. Это проект мини-текстиля, который мы проводим во второй раз, опробовав такой формат на прошлом Триеннале. Формат мини-текстиля известен во всем мире. В нашем проекте будут представлены работы в текстильных материалах и техниках, ограниченные по размеру (20 на 20 или 30 на 30 сантиметров). Такой размер работы позволяет художнику опробовать мобильно новые материалы, какую — то свою идею, — делится художник по текстилю, председатель секции текстиля Белорусского союза художников Ольга Редникина. — Мы, когда думали над темой выставки, посчитали, что будет интересно показать текстиль через синтез абсолютно разных техник и материалов. Работы наших участников сделаны с использованием стекла, пластика, синтетических волокон и т.д. Они часто выходят в пространство, в объем, но все проявляют себя как текстиль, хотя иногда и очень неожиданно.

Так, в городской галерее Щемелева можно посетить персональную выставку его дочери, художницы Маргариты Щемелевой «Цифры», которая работает в технике классического гобелена и имеет свой познавательный стиль.

А если хочется насладиться скульптурной керамикой, то с 16 ноября загляните на выставку Terracota в Арт-гостиную «Высокое место». После 23 ноября откроется выставка экспериментальной керамики в художественной галерее Михаила Савицкого.

Красивым финальным аккордом станет «Рождественская сказка» Веры Блинцовой и Любови Кирилловой, что с 29 ноября развернется в галерее «Искусство» Белорусского союза художников. Обе художницы работают в технике текстильной мозаики, и данный проект — хорошая возможность познакомиться с ее интересной авторской интерпретацией.

Алена ДРЯПКО

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.