Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что инцидент с падением ракеты на территории Польши похож на «договорняк». Эту тему он затронул во время встречи с главой Удмуртской Республики Александром Бречаловым.
Александр Лукашенко обратил внимание, что никто не задается и не дает ответа на ряд вопросов. «Надо на элементарные вопросы ответить. Почему именно во время саммита «двадцатки» внезапно атаковали натовское государство, как это было изначально представлено. Знаете, я боюсь делать выводы, но похоже на такой «договорняк», что дальше некуда. Но немного не рассчитали — люди погибли. Руководству Польши нужно ответить перед поляками, как могло так случиться, почему били по территории Польши, кто договорился, почему ракета вдруг с востока на Запад завернула и улетела и почему в тот момент стреляли, когда в воздухе не было российских ракет. Вот на эти вопросы нужно ответить, и все станет понятно», — отметил белорусский лидер.
В связи с этой ситуацией он в положительном ключе отметил реакцию президента США Джо Байдена: «Молодец. Джо Байден. Ему надо отдать должное, что он честно сказал: «Извините, не российская». «Сейчас против нас идет жестокая война, схватка. И вот этот пример показывает. Обожглись и быстренько пытаются закрыть эту тему. Уже она на Западе почти и не обсуждается. Ну, значит, это только начало. И они жалеют, поляки и украинцы, что это не российская ракета, которая летела. Им нужно нас спровоцировать, нужна эскалация», — заявил Президент Беларуси.
Президент Беларуси поставил абсолютно дельные вопросы, отметил политический аналитик Александр Шпаковский в эфире «Альфа Радио». «Как только появилась информация о бомбардировке Польши, изначально одна из версий военных экспертов и политических аналитиков заключалась в том, что это была самодеятельность спецслужб Украины — провокация, заранее обусловленная с их польскими коллегами с целью расширения географии конфликта и вовлечения в него НАТО», — заметил Александр Шпаковский.
Аналитик обратил внимание на тот факт, что «многие страны Североатлантического альянса не хотят участвовать в этом конфликте и всячески пытаются отмежеваться от него даже под давлением американцев».
— Действительно, многое указывает на то, что это могла быть какая-то договоренность. Кроме того, надо сказать, что президент же опирался не просто на какие-то гипотезы. Глава государства опирался на объективные данные контроля воздушного пространства, который осуществляет наша система ПВО, — подчеркнул Александр Шпаковский. — Мы знаем, что в рамках Союзного государства именно Беларусь отвечает за направление Северо — Запада, наша ПВО контролирует и небо над Беларусью, и определенное пространство за ее пределами — мы можем видеть его, есть данные. Этой информацией поделились с российскими коллегами, при необходимости ее обнародуют. Поэтому президент точно знает, что это была украинская ракета. В принципе, в этом никто сейчас в мире не сомневается.
В ситуации с ракетой, которая упала на территории Польши, сейчас вопросов больше, чем ответов. Такую точку зрения БелТА высказал военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай. «Похоже, что мы на самом деле явились свидетелями попытки создания искусственного кризиса, результатом которого должна была стать эскалация напряженности в зоне конфликта и даже, возможно, расширение самой этой зоны, вовлечение в вооруженное противостояние новых стран, вплоть до прямого столкновения России с блоком НАТО. «Хорошо, что разум над эмоциями на этот раз победил и эскалации удалось избежать», — отметил аналитик, комментируя заявления президента Беларуси. Чтобы попытаться ответить на возникшие вопросы, в том числе определить, кому это было более всех выгодно, нужно внимательно оценить обстановку, на фоне которой произошел инцидент, считает Андрей Чернобай. По его словам, дело не только в проведении саммита G20 на Бали, формат которого изменился и стал направлен на очередное осуждение России.
Эксперт обратил внимание и на другие интересные моменты. Например, на то, что на следующий день после падения ракеты в плановом порядке проводилось очередное заседание контактной группы по обороне Украины под председательством министра обороны США Ллойда Остина и с участием генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Представители нескольких десятков стран решали, какое вооружение необходимо поставить Киеву в ближайшее время в первоочередном порядке. Самое примечательное, по мнению Андрея Чернобоя, здесь то, что Украина давно запрашивала дополнительные средства противовоздушной и противоракетной обороны и эти просьбы на заседании были удовлетворены.
Также аналитик БИСД отметил, что буквально за месяц до инцидента, 13 октября, во время встречи министров обороны НАТО в Брюсселе была выдвинута инициатива по созданию «Европейского небесного щита», предусматривающая совместную закупку передовых систем противовоздушной обороны, которые смогли бы защитить территорию европейских стран от возможных ракетных атак. Инициатива была поддержана 14 государствами-членами НАТО, а также Финляндией. В эту группу, помимо ряда центральноевропейских, вошли практически все страны, расположенные на восточном фланге Североатлантического альянса, — Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария. Отказалась только Польша, которая была убеждена в эффективности собственной системы противовоздушной обороны.
Андрей Чернобай задался вопросом, зачем к расследованию инцидента нужно привлекать страны, которых данное происшествие абсолютно не затронуло, например, страны Балтии. Эксперт подчеркнул, что, вероятно, пройдет еще немало времени, прежде чем тема с упавшей на территорию Польши ракетой перестанет обсуждаться на международных форумах и уйдет с первых полос СМИ. «Значит, и информационная волна тоже имеет своего бенефициара», — считает Андрей Чернобай.
Петр ДУНЬКО
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.