Вы здесь

Болезнь, особенности характера или невоспитанность?


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается у школьника серьезными проблемами: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека.


Мальчики болеют чаще

Хотя немыслимая подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем — игра это, учеба или просмотр телепередачи.

Повреждения мозга у таких детей нет — у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4-9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6-12 лет. А дальше проблема с медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за плохое поведение оплеухи дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает и статистика: среди «трудных» детей любого возраста много имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Когда такой ребенок поступает в школу, оказывается, что он очень отличается от других. Производительно работать оно может не более 5-15 минут, потом 3-7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Тем временем ребенок занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и оно снова работает 5-15 минут, после чего... мозг снова «отключается».

Такой ребенок может содержать в голове и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая. Ему бывает трудно усвоить чтение, письмо и число, но не потому, что у него понижен коэффициент интеллекта, а потому, что нарушено восприятие. В 7 лет такой ребенок, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания мозговых функций.

Гиперактивный малыш постоянно спешит, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя... Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться. В беседе он перепрыгивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40 % — ночное недержание мочи. Такие дети импульсивны, возбудимы и агрессивны. Они постоянно внутренне напряжены, у них мгновенно меняется настроение, они часто переживают чувство страха и повышенную тревожность.

Малышу сложно ладить и со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и управлять. Тяжело складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитаемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не нужно ли показать его врачу?

Сегодня ученые считают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть вызван несколькими причинами. Среди них — осложнения во время беременности матери (перенесенные инфекции, прием некоторых медикаментов, несовместимость крови матери и ребенка); осложнения во время родов (травмы ребенка, даже легкая гипоксия у недоношенных); болезнь ребенка (отравление угарным газом, энцефалиты, менингиты, повреждения сердца); генетическая предрасположенность (она встречается в 20-30% случаев, многие родители, дети которых гиперактивны, были такими же в детстве); алкоголизм и психические заболевания у родителей.

Не таблетки, а работа с психологом и родителями

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью не существует универсальной таблетки. В терапии лекарственные препараты второстепенные, их назначение оправдано лишь в 10% случаев. По большому счету речь идет даже не о лечении в широко известном смысле, а о коррекции нарушений поведения. То есть, главная роль отведена вовсе не врачам, а психологам, педагогам и в первую очередь родителям. На последних возлагается особая ответственность.

Как помочь, а не навредить гиперактивному ребенку во время научно-практического образовательного семинара «Нарушения поведения у детей в практике врача первичного звена» рассказала заместитель главного врача по медицинской части Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга Литвинова.

Отсутствие активного медикаментозного лечения не должно создавать у взрослых, воспитывающих ребенка с гиперактивностью, иллюзию «безобидности» расстройств внимания и поведения и ложных надежд: мол, ничего страшного, со временем перерастет. Действительно, многие клинические проявления по мере взросления затухают, становятся менее выраженными. Многие, но не все.

— Например, когнитивные особенности, обусловленные дефицитом внимания, сохраняются у большинства людей в любом возрасте, — объясняет Ольга Литвинова. — По мере взросления дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью склонны к формированию девиантного поведения, характеризующегося патологической зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ. В будущем высок риск формирования расстройств личности и других психических нарушений. К сожалению, все это создает неблагоприятный фон для успехов в образовании и профессиональных достижений.

Своевременная коррекция нарушений, в том числе через формирование правильных установок поведения, создание благоприятного быта и атмосферы, в которых воспитывается и обучается ребенок, во многом предотвращают развитие негативных проявлений и последствий гиперкинетического расстройства.

Чем могут помочь родители?

От взрослых зависит психологическая обстановка в семье. Оно должно быть спокойным и комфортным. Не редкость, когда нарушения поведения оказываются реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства, например на кризисную ситуацию в семье, конфликты с родителями или братьями-сестрами, развод родителей, ощущение ненужности, одиночества.

Точный режим дня в семье с гиперактивным ребенком обязателен. Он делает жизнь всей семьи более упорядоченной.

Все взрослые члены семьи должны следовать единой линии поведения в воспитании ребенка. Во время выполнения домашних заданий следует убрать все раздражающие факторы. Один из ярких клинических признаков расстройства — это трудности или неспособность ребенка включиться в работу, держать внимание во время рабочего процесса и довести свои действия до конца. Не нужно усложнять ему и без того сложную из-за слабости функционирования нервной системы задачу. Ничто не должно отвлекать внимание. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв, чтобы снять напряжение и избавиться от накопленной энергии.

Ставьте перед ребенком конкретные задачи, формулируя их вкратце, четко и ясно. Огромные, многословные задания гиперактивный ребенок попросту не воспримет и оставит без внимания. Не стоит давать несколько заданий сразу, например «Иди в свою комнату, пособирай игрушки, потом помой руки и садись обедать». Последовательно просите выполнить каждое указание.

Подкрепляйте устные инструкции визуально. Это может быть красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать, например, время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

— Выполнение любого задания должно быть ограничено определенными временными рамками. При синдроме дефицита внимания характерно искаженное восприятие времени. Таким детям трудно управлять временем, правильно его рассчитать, они всегда склонны затягивать процесс, — рассказывает Ольга Литвинова.

Обязательно хвалите ребенка в каждом случае, если ему удалось довести начатое дело до конца. В компетенции родителей — определить рамки и критерии поведения ребенка. Придумайте знаковую или бальную систему награды, например отмечайте звездочкой каждый добрый поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или лакомство. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с ребенком его успехи в садике, школе или дома. Вознаграждение для такого ребенка имеет большое значение, причем оно должно быть быстрым, а не отсроченным во времени. В противном случае ребенок потеряет мотивацию.

Периодически со стороны людей, особенно тех, кто не знает проблематики расстройства, поведение гиперактивных детей могут быть расценены как невоспитанность, грубость, неадекватность. Родители должны четко объяснить ребенку правила поведения в различных ситуациях. Но вместе с тем количество запретов и ограничений нужно свести к разумному минимуму. Тотальный контроль, запреты и ограничения не помогут, а, наоборот, усугубят проявления поведенческих нарушений.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции