Вы здесь

50 гобеленов и обоев представлено в галерее «Лабиринт» НББ


Разговор о том, какими категориями мыслят художники по текстилю, чрезвычайно сложен. Их раздумья витают между традиционным и новаторским, конкретным и абстрактным, земным и небесным... Возможно, из-за этой двойственности кто-то в тех же гобеленах видит отметки устаревшего, незначительного, «беспозвоночного», другие, как правило, те, кто интересуется непосредственно декоративно-прикладным искусством, находят в них ясные многообещающие признаки, качества. Так или иначе, отечественное ткачество двух последних десятилетий — явление особенное и самодостаточное.


Лариса Густава «Лошадки», 1998 г.

Много лет в этом направлении работали знаменитые творцы Алла Непочелович, Владимир Лисовенко и Лариса Густава. Все они ушли из жизни в прошлом году. Помня их значительный вклад в белорусское декоративно-прикладное искусство, роль в развитии белорусской школы текстиля и гобелена, организаторы V Триеннале декоративного искусства «Декарт-22» — члены Белорусского союза художников — решили посвятить художникам отдельную выставку. Место нахождения — галерея «Лабиринт» Национальной библиотеки. В экспозиции представлено около 50 гобеленов и обоев из личных коллекций семей авторов и Национального художественного музея. 

За то время, что нет на свете этих мастеров, в публичном поле чаще всего упоминается имя Аллы Ивановны. Много лет она преподавала на кафедре народного творчества и ремесел Белорусского государственного университета культуры и искусств. Была удостоена звания Лауреата II Национальной премии в области изобразительного искусства за отличительные текстильные композиции. Произведениями Аллы Непочелович украшены Дворец Независимости и Национальная библиотека Беларуси, гродненский драматический театр и Могилевский областной Дворец культуры. Известно, что ее работы хранятся во многих музеях Беларуси и зарубежья. 

Образы и символы национального, показанного через природное, — ключевая тема творческих поисков автора. На выставке в рамках Триеннале «Декарт-22» представлены прекрасные декоративные работы, полные намеков и ассоциаций: «Свободная земля» (2015), «Свирь» (2003), «Цветочки» (1995), «Тетерюки» (1995), «Праздничный вечер» (2011)... Особенно трогает «Автопортрет» (2000) — отличный пример самовыражения.

Алла Непочелович «Автопортрет», 2000 г.

Творчество другого мастера — Ларисы Густавой — возможно, не может похвастаться таким вниманием к себе. Ларису Николаевну обычно упоминают в числе авторов поколения художников-текстильщиков, выпускников Белорусского государственного театрально-художественного института, с которым связано возрождение национальных традиций ткачества и техники классического гобелена в 1970-1980 годах. 

Так, устремления художницы были направлены к традиции — проявлению светоносной красоты, неожиданной радости, желанной свежести. Ключевой жанр творчества Ларисы Густавой — пейзаж, однако не спокойный и не сдержанный, которым он часто предстает в белорусском гобелене. Природа у нее пестрая, броская, нестатичная. Одна из основных характеристик отраженного — идеализированность, высокая концентрация которой наблюдается, например, в триптихе «Прекрасный день» (2013). Интересным получилось и посвящение Елене Киш — речь о гобелене «Ботанический сад» (2017), в котором прекрасно сочетана познавательная уже гармония цветов и неизменная интонация Ларисы Густавой.

Владимир Лисовенко «День. Ночь», 2014 г.

Синтезом традиции народного искусства и юношеской ярости выделяется творчество Владимира Лисовенко. Много уже сказано об использовании автором совершенно неслучайной джинсовой ткани (джута) с включениями в полотно разнофактурных нитей (в том числе магнитофонных лент). Жажда экспериментов считывается не только в технике, но и в сюжетах. «Адам и Ева» (2009), «Вечный зов» (2010), «Лабиринт» (2009), «Камни, которые котятся» (2013), «День. Ночь» (2014), «Джинсомания» (2011) — во всех произведениях нельзя обходить вниманием содержание, требующее сосредоточенности на мельчайших деталях. Ведь именно из него (хотя никто не отрицает особенностей использования материалов) следует и особый ритм композиций Владимира Лисовенко. 

Увидеть работы Аллы Непочелович, Владимира Лисовенко и Ларисы Густавой можно до 22 апреля 2023 года. 

Евгения ШИТЬКО

Фото автора

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.