Разговор о том, какими категориями мыслят художники по текстилю, чрезвычайно сложен. Их раздумья витают между традиционным и новаторским, конкретным и абстрактным, земным и небесным... Возможно, из-за этой двойственности кто-то в тех же гобеленах видит отметки устаревшего, незначительного, «беспозвоночного», другие, как правило, те, кто интересуется непосредственно декоративно-прикладным искусством, находят в них ясные многообещающие признаки, качества. Так или иначе, отечественное ткачество двух последних десятилетий — явление особенное и самодостаточное.
Много лет в этом направлении работали знаменитые творцы Алла Непочелович, Владимир Лисовенко и Лариса Густава. Все они ушли из жизни в прошлом году. Помня их значительный вклад в белорусское декоративно-прикладное искусство, роль в развитии белорусской школы текстиля и гобелена, организаторы V Триеннале декоративного искусства «Декарт-22» — члены Белорусского союза художников — решили посвятить художникам отдельную выставку. Место нахождения — галерея «Лабиринт» Национальной библиотеки. В экспозиции представлено около 50 гобеленов и обоев из личных коллекций семей авторов и Национального художественного музея.
За то время, что нет на свете этих мастеров, в публичном поле чаще всего упоминается имя Аллы Ивановны. Много лет она преподавала на кафедре народного творчества и ремесел Белорусского государственного университета культуры и искусств. Была удостоена звания Лауреата II Национальной премии в области изобразительного искусства за отличительные текстильные композиции. Произведениями Аллы Непочелович украшены Дворец Независимости и Национальная библиотека Беларуси, гродненский драматический театр и Могилевский областной Дворец культуры. Известно, что ее работы хранятся во многих музеях Беларуси и зарубежья.
Образы и символы национального, показанного через природное, — ключевая тема творческих поисков автора. На выставке в рамках Триеннале «Декарт-22» представлены прекрасные декоративные работы, полные намеков и ассоциаций: «Свободная земля» (2015), «Свирь» (2003), «Цветочки» (1995), «Тетерюки» (1995), «Праздничный вечер» (2011)... Особенно трогает «Автопортрет» (2000) — отличный пример самовыражения.
Творчество другого мастера — Ларисы Густавой — возможно, не может похвастаться таким вниманием к себе. Ларису Николаевну обычно упоминают в числе авторов поколения художников-текстильщиков, выпускников Белорусского государственного театрально-художественного института, с которым связано возрождение национальных традиций ткачества и техники классического гобелена в 1970-1980 годах.
Так, устремления художницы были направлены к традиции — проявлению светоносной красоты, неожиданной радости, желанной свежести. Ключевой жанр творчества Ларисы Густавой — пейзаж, однако не спокойный и не сдержанный, которым он часто предстает в белорусском гобелене. Природа у нее пестрая, броская, нестатичная. Одна из основных характеристик отраженного — идеализированность, высокая концентрация которой наблюдается, например, в триптихе «Прекрасный день» (2013). Интересным получилось и посвящение Елене Киш — речь о гобелене «Ботанический сад» (2017), в котором прекрасно сочетана познавательная уже гармония цветов и неизменная интонация Ларисы Густавой.
Синтезом традиции народного искусства и юношеской ярости выделяется творчество Владимира Лисовенко. Много уже сказано об использовании автором совершенно неслучайной джинсовой ткани (джута) с включениями в полотно разнофактурных нитей (в том числе магнитофонных лент). Жажда экспериментов считывается не только в технике, но и в сюжетах. «Адам и Ева» (2009), «Вечный зов» (2010), «Лабиринт» (2009), «Камни, которые котятся» (2013), «День. Ночь» (2014), «Джинсомания» (2011) — во всех произведениях нельзя обходить вниманием содержание, требующее сосредоточенности на мельчайших деталях. Ведь именно из него (хотя никто не отрицает особенностей использования материалов) следует и особый ритм композиций Владимира Лисовенко.
Увидеть работы Аллы Непочелович, Владимира Лисовенко и Ларисы Густавой можно до 22 апреля 2023 года.
Евгения ШИТЬКО
Фото автора
Мероприятие проводится на добровольной основе.
Не обнаружить ни секунды равнодушия.
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.