Вы здесь

Эмоциональный дневник состояния Маргариты Щемелевой


Персональная выставка текстиля Маргариты Щемелевой «ЦИФРЫ», посвященная юбилею Творца, работает в Городской художественной галерее произведений Леонида Щемелева. Проект подготовлен совместно с Белорусским союзом художников в рамках V Триеннале декоративного искусства «Декарт-22».


«Праздник», 1978 г.

Маргарита Щемелева — доцент кафедры костюма и текстиля Белорусской государственной академии искусств, занимается художественным ткачеством, работает в уникальной и сложной технике ручного переплетения нитей на специальной деревянной раме, совмещает преподавательскую работу с плодотворной художественной деятельностью. За годы творчества Маргарита Леонидовна создала десятки ярких, оригинальных работ. Она настоящая продолжательница творческой династии: ее отец — народный художник Беларуси Леонид Щемелев, мать — Галина Ивановна — была преподавателем музыки по классу аккордеона и баяна. Занимаются искусством и сестра Маргариты Щемелевой Людмила Леонидовна, и дочь Анна Щемелева-Коноваленко. Однажды героиня этого материала заметила «Нам приходится нелегко, ведь растем в тени большого дерева с богатой кроной. С одной стороны, гордимся этим, с другой — нужно прилагать больше усилий, чтобы соответствовать высокому уровню Щемелева-старшего». 

Выставку авторского текстиля «ЦИФРЫ» считают попыткой художника отрефлексировать одновременную потерю троих близких людей (Маргарита Леонидовна за короткий промежуток времени потеряла отца, мать и мужа), пережить чрезвычайно сложный период, зафиксировать моменты счастья и горя, а также страха перед жизнью без любимых людей. «Каждая работа — эмоциональный дневник состояния и искренняя благодарность самой себе», — отмечают организаторы.

«Цветок папоротника», 2022 г.

Название выставки — прежде всего отсылка к важным датам. 1952-й-год рождения художницы, 2021-й — потерь и боли, 70-юбилейная дата. «ЦИФРЫ» представляют более 20 работ Маргариты Щемелевой. На протяжении всей творческой жизни она экспериментирует с формой, цветом, фактурой, использует различные материалы, что видно по экспозиции, где представлен текстиль разных периодов. Одним из ярчайших произведений подается «Праздник» (1978) — первая попытка, дипломная работа художницы, в которой отражена искренняя радость и восхищение людей друг другом, высказано представление о народном счастье. Это традиционное монументальное произведение; в тот период на пристрастия автора влиял народный художник Беларуси Александр Кищенко. Позже Маргарита Щемелева отошла от крупных размеров. Она стремится к малым изобразительным формам, которые помогают лучше выявить теплые чувства, положительные эмоции, дорогие сердцу воспоминания. 

Любимые темы художницы — белорусская природа («Антоновка», 2020; «Васильковый вечер», 2022), история («Купальская ночь», 2002; «Замок Миндовга», 2002), а также сюжеты повседневности («Пани немножко в годах», 2013; «Ожидание», 2003). Яркие контрасты и плавные переходы создают конкретные изображения и абстрактные композиции, особенности материалов (чаще используется овечья шерсть) влияют на благозвучие мелодий произведений, игра цветов и оттенков порождает эмоциональную насыщенность высказанного. Это все то, за что ценится текстиль Маргариты Щемелевой. 

Евгения ШИТЬКО

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Сегодня в Беларуси чуть более 800 населенных пунктов еще не имеют качественной воды.

Экономика

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Как известно, с 23 января у нас изменилась ставка рефинансирования.

Общество

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

О том, какие эмоции почувствовал, когда понял, что победил.