Вы здесь

В Витебске подвели итоги Международного фестиваля современной хореографии IFMC


После двухлетнего перерыва в Витебске снова зажглись огни Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Гран-при ХХХІІІ фестиваля присужден театру танца «Проспект» из Тюмени за постановку «Любое действие рождает противодействие».


Театр танца «Проспект» из Тюмени.

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC — International Festival Modern Choreography) стал первым и до 1997 года оставался единственным форумом современного танца на территории бывшего СССР. Программа IFMC включает балетные спектакли, выступления театров танца, оригинальные выставки фото и живописи, посвященные танцу, практические мастер-классы, лекции о современном искусстве, презентации, пресс-конференции, открытые дискуссии, кинопоказы. Главным событием праздника танца является международный конкурс, который проводится раз в два года и чередуется с белорусским конкурсом современной хореографии.

Два года подряд фестиваль, который, как и «Славянский базар», является визитной карточкой города на Двине, переносили из-за пандемии, а в этом году в конце ноября Витебск вновь на пять дней закружился в хореографическом вихре. На торжественной церемонии открытия первый заместитель министра культуры Валерий Громада зачитал приветственный адрес министра Анатолия Маркевича и отметил, что конкурс брейк-данса, который много лет назад зародился в культурной столице Беларуси, сегодня является ярким международным событием. «Имя этого фестиваля нарабатывали очень знаковые и выдающиеся личности: и Раду Поклитару, и Владимир Васильев, и Валерий Елизарьев, наш замечательный балетмейстер. Отдельные слова благодарности я хотел выразить Витебскому региону за организацию и проведение этого фестиваля», — отметил Валерий Иванович.

«После двухлетнего перерыва этот фестиваль-феерия снова у нас. Он превратился в событие международной величины, изображающее самых выдающихся людей в сфере современной хореографии со всего мира», — подчеркнул в поздравительном слове председатель Витебского облисполкома Александр Субботин.

Особенными аплодисментами во время праздничного открытия на витебской сцене встречали народного артиста СССР Владимира Васильева. Легенда балета подчеркнул, что для него большая честь присутствовать на фестивале. Артист напомнил, что 10 лет назад он приезжал в Витебск, и поделился воспоминаниями о своих работах. Кстати, в рамках фестиваля современной хореографии открылась выставка его акварельных картин, на двух из 30 полотен — Витебские пейзажи, которыми художник увлекся в 2012 году, когда возглавлял жюри IFMC.

Эмоциональный, яркий, проникновенный — все это о первом спектакле, который начал отсчет ХХХІІІ фестиваля. Им стал «Рахманинов», привезенный в танцевальный Витебск Государственным молодежным ансамблем песни и танца «Алтай» имени Ф. Березикова из Барнаула. На сцене драматического театра имени Якуба Коласа независимая компания современного танца Lіbertatem предложена спектакль «Гауди», а гости из Казани — театр танца «Дорога из Города» — спектакль «Не будите спящего пса». В рамках пяти фестивальных дней прошли мастер-классы преподавателей из Швеции, Армении, Северной Македонии, России, а также фотовыставка «Грузчики ветра».

В дань памяти хореографу Евгению Панфилову, знаковой для Витебского форума фигуры, ушедшего из жизни 20 лет назад, Пермский театр «Балет Евгения Панфилова» возобновил его по-прежнему актуальный спектакль 20-летней давности «Капитуляция».

Гран-При ХХХІІІ Международного фестиваля современной хореографии получил театр танца «Проспект» из Тюмени за постановку «Любое действие рождает противодействие». Хореограф и художественный руководитель коллектива Оксана Бакланова призналась, что не ожидала такой высокой оценки жюри, хотя эта работа была отмечена на фестивале в Тюмени. Но признание на IFMC — дорогого стоит. Хореограф связана с Витебщиной: ее родители родом из Ушачского района, а вот в город на Двине Оксана приехала впервые и была приятно впечатлена.

Спектакль-победитель, по словам постановщика, рождался более двух лет из разных миниатюр. Цельная концепция сложилась несколько месяцев назад, премьера состоялась в октябре. Это рассказ о человеке и окружающем мире, танцоры рассказывают об ошибках, сомнениях, борьбе, поиске ответа на вопрос — кто есть человек.

Международный конкурс был и остается главным событием фестиваля. По словам председателя жюри, главного балетмейстера Большого театра оперы и балета Игоря Колба, ему было интересно смотреть работы молодых хореографов, Игорь Павлович отметил, что стремился лично пережить каждую историю, которую танцоры рассказывали со сцены.

Всего за три дня членами жюри было просмотрено 25 коллективов, 39 произведений, в финал вышли всего 15. проект Евгении Николайчук из Минска и Могилевский народный хореографический ансамбль «Алеся» разделили первую премию. Обладателями ІІ премии стали тульский коллектив-танцевальная «НИКА dance company» и проект Дениса Чернышева из Челябинска. Минскому театру танца «Альтана» присудили III премию Международного конкурса современной хореографии IFMC.

Александра ГВОЗДЕВА

Фото БелТА

Выбор редакции

Общество

Как живут и кого ждут в гости жители отрезанной водой Поляновки

Как живут и кого ждут в гости жители отрезанной водой Поляновки

Продолжаем следить за развитием паводковой ситуации.

Общество

Безопасность «сердца» БелАЭС. Беларусь готовится к запуску второго энергоблока и думает о третьем

Безопасность «сердца» БелАЭС. Беларусь готовится к запуску второго энергоблока и думает о третьем

БелАЭС спроектирована с учетом определенного набора внешних факторов.