Вы здесь

«Па-за часам часу». Осмысление вечной темы через керамику


Время — категория вечная, таинственная, а потому чрезвычайно притягательная. Ее хочется постигать, изучать, исследовать и воплощать. Белорусские художники решили это сделать с помощью керамики и предложили выставку «Па-за часам часу». Она проходит в рамках триеннале декоративно-прикладного искусства в Художественной галерее Михаила Савицкого.


Выставка хоть и утверждает неограниченность времени, тем не менее учит относиться к нему бережливо и успевать делать все вовремя. Она непродолжительна по срокам, поэтому есть еще несколько дней для того, чтобы понять, что кураторы Ольга Семашко и Анна Амбросова постарались поднять до уровня философских обоснований экспозицию произведений из глины (по-гречески то есть «керамика»). Вневременность проявляется как через сам материал, ставший символом развития человеческой цивилизации (ведь именно по осколкам посуды, найденной в археологических раскопках предполагают о спелости той или иной культуры), так и через образы, заложенные в произведениях. А еще и через единение представителей разных поколений белорусских творцов. На выставке объединены работы Анны Амбросовой, Светланы Кирилюк, Анны Маршевой, Ирины Мойгис, Ирины Раткевич, Ольги Семашко, Леонида Троцевского, Ирины Финцклер, Антона Тихоновца, Елены Чепелевой, Дмитрия Шкредова.

И самое главное — это «вневременность» керамики в самой Беларуси. Ведь глины в нашей почве достаточно, и работать с ней у нас умели издавна. Старались сделать не просто удобные инструменты для утилитарного использования, а даже ту же посуду изготавливали в разных формах, красиво. А что уж говорить о настоящем времени, когда творцы сумели выйти за пределы практического использования керамических вещей и свободно выражают через них свое авторское «Я». Если тарелка – всего лишь основа для фантазии, а горшочек или ваза — повод экспериментировать с формой. Да и вообще кусок бесформенного сырого материала в руках мастера может превратиться в оригинальный образ, который воплощен в керамической скульптуре.

«Работы участников выставки можно отнести к малой пластике, — отмечает искусствовед Елена Карпилова. — В отличие от монументальных скульптурных работ, они камерные, ближайшие к зрителю: их можно детально рассмотреть вблизи, изучить пластические и технологические находки автора, почувствовать, как объект организовывает вокруг себя пространство, и установить прямой контакт с их создателем».

Здесь работы эффектные, работы с фантазией, работы, способные развередить воображение, начиная даже с обычного человеческого желания: «Хочу иметь такое дома». И это понятно, ведь произведения небольшие, их можно вписать в интерьер — и восхищаться за чашечкой утреннего кофе, вдохновляясь образом и активизируя сознание для творческих подходов в собственной жизни. И еще одно свойство керамики — какую бы мысль или образ она не проявляла, какими бы цветами не была отделана, она выделяет теплоту. И это понятно: глина обжигается в печи. Но есть нечто наиболее существенное: она обработана теплом человеческих рук.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Здароўе

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Рассказала врач-терапевт, заведующий отделением профилактики 11-й городской поликлиники Минска Светлана Янушко.  

Спорт

Олег Шепель: Мировое паралимпийское движение многое потеряло от нашей изоляции

Олег Шепель: Мировое паралимпийское движение многое потеряло от нашей изоляции

История паралимпийского спорта — показатель развития страны.

Общество

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Алексей Бегун: «Гражданство надо заслужить». Кто имеет право называться белорусом?

Каждый ли желающий может получить белорусский паспорт.