«Удивительно, но мой 4-летний сын в детском саду совсем не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я так стараюсь, а он там, с чужими людьми, гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, в садике он ест все, а дома я за ним бегаю с ложкой и упрашиваю. Во-вторых, там он сам одевается. Но стоит прийти мне его забирать — сидит на лавочке и говорит: «Мама, одень меня!». Я дома борюсь с непослушным капризулей, а воспитательница говорит: «Какой у вас самостоятельный, спокойный мальчик!». Так может развиться комплекс неполноценной мамы. Что я делаю не так?»
Алеся Романович, г. Минск.
— Дети, кстати, как и мы, взрослые, ведут себя с разными людьми по-разному, — отвечает детский психолог Людмила ГУБСКАЯ. — Но именно маме обычно достаются самые сложные формы поведения, ведь рядом с ней ребенок чувствует себя в безопасности, поэтому не сдерживает себя. Как правило, для малыша садик — место, где его воспринимают таким, каким он себя покажет. Поэтому туда он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится воспитательницей и нянечкой. Дома же он «стоит на голове», отдыхая от тяжелой социальной роли «образцового ребенка». Разумеется, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что сын или дочь хорошо ведут себя с другими, а с ними капризничают. Однако важно понимать, что в четыре года ребенок пока не может постоянно быть самостоятельным, «взрослым», а непослушание именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и затрачивает на то много сил. Только самым близким оно может полностью и без оглядки доверить свои тревоги и эмоции.
Советую родителям снять ребенка, который, развалившись в кресле, крошит на стол хлеб, на видеокамеру и показать, как его капризы выглядят со стороны. После того поведение очень часто меняются в лучшую сторону. Часто дети привыкают использовать маму для решения тех дел, которые им самим не хочется делать. «Накорми меня, одень...» Важно вовремя переключиться с таких форм поведения. Как только увидели, что сын сам смог натянуть носки, нужно передать ему те полномочия, чтобы ребенок понимал, что это его ответственность. Если дети, которые самостоятельно никогда не одевались, идут в школу, им бывает сложно. Нужно за один перерыв переодеться после физкультуры и успеть сбегать в столовую, и они не укладываются в отведенное время. Для ребенка это большой стресс, более того, последнее может стать причиной насмешек со стороны одноклассников. Поэтому советую родителям не делать своему ребенку медвежью услугу, выполняя за него то, что малыш в состоянии делать самостоятельно.
При этом будьте последовательными и не старайтесь решить все проблемы одновременно. Невозможно, чтобы в один миг ребенок начал самостоятельно есть, одеваться и завязывать шнурки, даже если он то же делает в детском саду. Эффективно в таком возрасте привести как пример любимого героя мультфильма или сказать: «Смотри, котик и тот сам моется, и у тебя тоже получится — попробуй».
То, как ребенок ведет себя с родителями, не является показателем правильного или неправильно воспитания. На психологических консультациях по поведению детей данного возраста я сначала выслушиваю жалобы мамы. А потом спрашиваю, есть ли эти же жалобы со стороны воспитательницы, бабушки. Если мама говорит: «Нет, с другими людьми — идеальный ребенок», значит, она делает все правильно. Более того, именно благодаря тому, что мама делает все правильно, ребенок за пределами дома ведет себя хорошо и все его хвалят».
Надежда ДРИНДРОЖИК
Превью: pexels.com
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.