Вы здесь

Разговор по существу. «Мы живем в среде, насыщенной искусством»


Они возвращают нас в прошлое и фиксируют сегодняшний день, вписывая его в историю, обращаются к потомкам через образы, которые цепляют и бередят разум. Они — о чести и славе. И так хочется, чтобы не о забвении. Художники. Творцы. Люди, которым очень нужно внимание, потому что хоть и считается, что каждый создает так, как видит он, но ведь точно не только для себя. Об этом наш разговор накануне съезда Белорусского союза художников с его друзьями, известными личностями, которые определяют художественный уровень нынешней Беларуси. Поэтому на «виртуальном круглом столе» мы обсуждали насущные вопросы для художественного сообщества, например:

Художники — для страны, в чем значимость и ценность их работы сегодня?


Наталья Шарангович, первый заместитель председателя Белорусского союза художников:

— На самом деле художники — это часть нашей интеллигенции, которая делает часто незаметные для многих, но очень важные дела. И мы, не осознавая этого, живем в среде, насыщенной искусством. Давняя традиция, когда в городах, даже в микрорайонах, появлялись монументальные памятники или мозаики — многие помнят это из советского времени. Определенная эстетика заложена даже в цветовой гармонии, в том, как ставятся фонари, оформляются улицы. Минское метро изначально было наполнено произведениями искусства – мы видим их на старых станциях, отмечая отличительную отделку «Площади Якуба Коласа» и других. Людей, имеющих профессиональное образование, умение и желание работать, государство всегда привлекало для создания произведений, в которых заложена ее идеологическая основа. Ведь визуальное изображение четко фиксируется в сознании: человек идет по улице — и видит отличительный образ, берет книгу — и там рисунок на определенную тему.

Сейчас, когда произошли определенные сдвиги и мы живем в отдельном государстве, у нас изменились принципы понимания жизненного пространства. Можно сказать, что Беларусь — одна из немногих стран, в которых художники так или иначе играют большую роль в формировании эстетики жизненной среды. Примеров множество. Новая ветка метро, в котором каждая станция — это фактически музейный экспонат, где сошлись эстетика архитектуры, дизайна и произведений искусства, потому что наши выдающиеся скульпторы ввели туда белорусские темы. Важно, что в таких проектах есть проникновенная белорусская нота. Или в Гродно последние несколько лет идет реставрация Нового замка, что предполагает не только определенную архитектурную или историческую эстетику, но и визуальную. Наши специалисты делают сложные монументальные росписи из графита (это опасная работа на высоте!), что требует глубокого понимания истории страны. Празднование каждого Дня письменности дает белорусским городам новый художественный объект или произведения в региональных музеях. Несмотря на пандемию и другие сложности, у нас большое количество выставок (не только в столичном Дворце искусства, но в музеях разных городов), и они вызывают интерес у людей, которые в изобразительном искусстве чувствуют раскованность и искренность, которую художники всегда вкладывают в свою работу — люди приходят за этими эмоциями.

Николай Кузьмич, председатель Брестского областного отделения Белорусского союза художников:

— Союз художников — профессиональный союз, а это значит, что наши творцы вносят достойный вклад в культуру нашего государства, особенно если речь о монументальном искусстве, скульптуре, то, что связано с ландшафтом... В этом году нам 84 года — за этот срок столько значимых дел совершено, но самое главное, что сохранился Союз, работают художественные комбинаты. Да, работать сейчас стало сложнее, но хорошо то, что популяризируется именно профессиональное искусство — оно держит уровень и отмечает лучшее в отечественной культуре. Например, у нас привлекает внимание памятник Афанасию Брестскому. А сейчас в городе проходит отчетная выставка, посвященная Году исторической памяти. Кроме того брестские художники подарили нашему кукольному театру в его новое здание коллекцию своих работ.

Андрей Воробьев, председатель Могилевского отделения Белорусского союза художников:

— Изобразительное искусство не только украшает жизнь, но и наполняет ее смыслом. Люди часто в погоне за материальным не успевают подумать о духовном, а искусство стремится способствовать мыслям о жизни духа. Ведь нас радует на самом деле не только колбаса, а много чудесных явлений — и красота в том числе. Даже на внешнем уровне, ведь мы украшаем города скульптурами, монументальными росписями. Разумеется, государство в этом помогает и должно помогать, чтобы наши города были отличительными. Например, в Могилеве я делал отделку моста — появились четыре скульптуры львов. Они стали знаковым местом, куда ведут всех гостей города. Либо есть скульптура Маленького принца, который поливает розу — еще одно место притяжения, там назначают свидания, играют с детьми. Воспитательный момент тоже имеет значение. И общество меняется постепенно, ведь когда дети растут среди произведений искусства, они потом к ним относятся бережно и вырастают более культурными.

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:

— Самое главное, что могут предложить художники, — это идею. Оригинальную, актуальную, нужную. Именно она наиболее ценна в нашей работе, несмотря на то, что есть еще реализация этой идеи через творческий процесс. Все видят уже результат, как правило, его оценивают и за него платят. Но чтобы это случилось, нужно сначала доказать стоимость идеи, что не очень просто, ведь люди, от которых зависит ее материализация (или реализация), должны обладать творческим воображением как минимум. И если свою идею доводить другим творцам, то это одно дело, а если людям не из творческой среды — совсем другое. Далеко не все наши идеи, к сожалению, могут получать воплощение. А жить же надо не время от времени. Если прийти в мастерскую к живописцу, графику, можно увидеть большой запас готовых работ – сколько идей лежит на полках! Было бы интересно, чтобы Союз художников сделал проекты из идей, которые оказались нереализованными.

Я всю жизнь занимаюсь скульптурой, а это занятие само по себе не дешевое. Ведь если отливать скульптуру в металле — это дорого, да и в глине она стоит денег. Кроме того, в нашей специальности, в отличии, например, от живописцев, невозможно работать «в стол», создавая потому, что невтерпеж воплотить замысел. Разве что гипс поможет образ, который родился, сохранить — и то не для истории, ведь это хрупкий материал. А сколько ценностей — идей — остаются невостребованными. Ведь если есть, например, творческий конкурс, то победит в нем кто-то один, получит заказ, остальные, получается, работали напрасно, без каких-либо поощрений или благодарностей. Но это мало кто понимает. Раньше, когда художник получал заказ от государства, то она оплачивала 50 процентов во время исполнения. Сегодня такого нет, и как тому же молодому художнику выжить да оплачивать мастерскую?

Поэтому обидно бывает слышать на каких-то совещаниях: предложите идею. Якобы она рождается так просто, только потому, что мы принадлежим к творческому сообществу. Рождать идеи – на самом деле часть нашей работы, а любой труд в обществе должен оплачиваться. Получается, что мы очень часто наши идеи и талант просто дарим. Поэтому, я считаю, наши творцы достойны уважения — они многое готовы делать из-за одержимости и любви к своей стране. Это дорогого стоит.

Юлия Анацкая, директор «Художественного комбината», Минск:

— Мы сегодня чувствуем потребность в работе художников, особенно когда речь идет о заказах памятников, например, к «Дожинкам». Другое дело, что хороший подход — это когда все памятники и вообще оформление города делается в одной стилистике, тогда это смотрится органично. Для этого нужен общий проект, что понимают наши художники, но не они принимают решения... Считаю, что нужно иметь в виду различные формы искусства. Ведь монументальное искусство — это не только памятники. Это еще мозаика, которую сейчас не делают, а только реставрируют, и витражи, и росписи графитом. Если о витражах еще более-менее знают, то другие формы монументального искусства потихоньку просто вымирают, потому что нет заказов на отделку. Если речь идет об экстерьере, то почему-то рассматривают только круглые формы – памятники либо арт-объекты. А плоской отделки, кроме вот этих, часто низких по своим образам росписей, которые мы называем муралами, заказчики не знают. Поэтому следует учитывать художественный аспект еще на уровне проектов.

Например, мы осуществили графический проект, посвященный Году исторической памяти в рамках симпозиума литографии, посвященному трагедии белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Заинтересовался музей «Хатынь», потому что им предстоит отделывать интерьеры нового здания — кроме музейной экспозиции, есть коридоры, холлы, конференц-залы, которые не должны быть пустыми. Этот же подход могут подразумевать любые учреждения – банки, офисы, отели, санатории. Но люди сегодня могут не знать слово «литография». Я считаю, одна из задач — расширять знания о различных формах изобразительного искусства, чтобы заказчики были более образованны и могли пользоваться нашими возможностями в деле отделки интерьеров и экстерьеров.

В последнее время мы восстановили три мастерской. В графической мастерской отремонтировали станок. Но надо было найти и подготовить печатника. Потому что Печатников на таких станках нигде не учат, работать на них могут только художники, заинтересованные этой техникой (она преподается только на кафедре графики в Академии искусств). Но не каждый художник-график согласен работать в мастерской и печатать чужие авторские работы. Мы нашли такого человека, отремонтировали помещение, закупили необходимые материалы. И теперь у нас есть фонд литографии, появляется возможность использования литографии в отделке интерьеров. Также восстановили керамическую мастерскую. Расчистили и отремонтировали помещение, закупили печи, круги, глины... Сейчас она работает, и к нам пошли художники, у которых нет своей печки. Еще в плане восстановление столярной мастерской, которая будет делать все, что нужно для художественного процесса — от подрамников до мебели, например, музейных витрин. Важно, чтобы мы могли закрывать весь художественный цикл своими силами. Чтобы наш художественный комбинат мог под ключ делать разные формы искусства, в разных техниках, из разных материалов.

Лариса Зуева, директор «Художественного комбината», Гомель:

— В современном мире уже стал нормой подход, что художник, архитектор, дизайнер должны присутствовать повсеместно, где создается определенная среда — городская, архитектурная. Мы стремимся донести эту мысль каждый раз, когда приходится взаимодействовать с городскими властями по реконструкции скверов, организации ландшафта и другим вопросам. Ведь даже ландшафт закладывается согласно принципам гармонии, чтобы то, что в итоге будет видеть человек, не только радовало глаз и создавало настроение, но органично вписывалось в пространство. Это прекрасно знают и понимают наши художники, потому что имеют нужную подготовку и образование. Именно поэтому их присутствие необходимо там, где принимаются решения по организации среды, отделке, украшению наших городов или местечек, чтобы не было в этом деле вкусовщины. Ведь о вкусах вообще спорить сложно — они могут быть разные на персональном уровне в зависимости от многих причин. Но в вопросах, касающихся всех жителей города, который к тому же имеет туристический потенциал, целесообразно опираться на мнение профессионалов — чтобы избежать погрешностей и несовершенства. Для этого, в частности, в Гомеле существует областной художественный совет по монументальным проектам — там большинство художников и архитекторов. Они сами являются жителями города и хотят видеть его еще более красивым и отличительным — плохого не посоветуют точно. Но не всегда их предложения бывают услышаны и учтены. Поэтому у нас иногда возникают на стенах муралы неизвестного происхождения, странной тематики и с непонятной композицией. А даже такие проекты требуют утверждения на художественных советах. Не говорю уже о монументальных скульптурных решениях, которые однозначно должны осуществлять профессионалы-скульпторы. Чтобы не было так, что где-то появляется какой-то странноватый объект сомнительной ценности, а люди смотрят и тихо улыбаются — чувствуют нелепость. А то бывает и так, что к нам идут обращения, чтобы с профессиональной точки зрения дали художественную оценку той или иной работе — а она к искусству вообще не имеет отношения. Возникают ли проблемы по установлению скульптурных памятников — композицию сделали и одобрили профессионалы из художественного совета, а итоговое решение почему-то не в их пользу...

Мне кажется, что во всех решениях, принимаемых по художественным вопросам на любых уровнях, нужно больше ответственности именно потому, что их результат может затрагивать каждого — а значит, он должен быть в интересах страны. Государственный подход предполагает решение взвешенное и обоснованное профессионалами. Мне очень нравится принцип, который звучит из уст представителей власти: каждый должен заниматься своим делом. Да, золотые слова! Они касаются и художественного сообщества — мы готовы заниматься тем, что умеем и любим.

Татьяна Савик, молодая художница:

— Художники создают красоту. Эстетично и духовно наполняют среду. А монументалисты вообще способны охватывать своей работой экстерьеры и интерьеры, что создает гармоничный фон и непосредственно влияет на ощущение и настроение человека. Но важно и то, что художники своим трудом подталкивают людей к духовному росту — так было исторически, но эта задача остается актуальной, ведь человек должен чувствовать себя и оставаться человеком в любые времена.

Какие формы приобщения публики к художественному процессу следует задействовать?

Лариса Зуева:

— Чтобы публика лучше понимала сделанное художниками, ее нужно воспитывать. Настолько большие изменения произошли в обществе, наверное, под влиянием интернета, когда, не выходя из дома, можно занять свое свободное время, и не хочется ни на какие выставки или мероприятия. Но мы крутимся — в Гомеле достаточно выставочных залов, экспозиции меняются, но следят за этим в большинстве сами творческие личности. Как «пробить» интерес большей части жителей, которые не интересуются искусством, а могли бы стать нашими зрителями? Конечно, идет в ход интерактив, уличные проекты, чтобы вовлечь людей и показать: это интересно, это создано ради вас. Но начинать нужно с детства — с садика и школы, когда маленький человек только начинает задумываться над эстетическими вопросами или старается что-то создать сам (а это свойственно каждому ребенку). Конечно, художники в силу своего профессионализма также могут повлиять на интерес к творчеству. Мы постоянно организовываем художественные выставки — популяризируем изобразительное искусство, национальные традиции. Союз художников проводит большую работу в этом направлении. Она бесценна, но хотелось бы, чтобы у нас больше прислушивались к мнению людей, которые достигли мастерства в своем деле.

Юлия Анацкая:

— Нам не хватает именно проектной деятельности. То есть целостного подхода, когда все делается органично. Почему произошел разрыв? Потому что проектирование заказывают проектным институтом, без присоединения художников либо «Художественного комбината», чтобы мы со своими знаниями могли расширить возможности проектных работ. Если про витраж еще слышали — его могут внести в проект. А то, о чем знал нет — и не проектируют. Очень часто проектная документация более архитектурная. А есть такие объекты, когда хочется, чтобы их проекты были архитектурно-художественными.

Наталья Шарангович:

— За последние два десятилетия возникло много интересных форм привлечения обычных людей к изобразительному искусству. В классическом варианте в музеи приходили зрители, приводили школьников. С начала двухтысячных годов, понимая, что изменилось отношение к искусству в силу различных обстоятельств, в том числе экономических, многие менеджеры от культуры, работники музеев, кураторы да и сами художники стали искать другие способы общения со зрителем. Для меня, например, один из важных способов — когда искусство выходит в публичное пространство. Если на улицах городов появляются, например, изображения на стенах домов, мозаичные или классические росписи, и то, что мы относим к стрит-арту. Если на улицах появляются памятники или арт-объекты, связанные с современным искусством. Человек видит и сразу получает какой-то отклик. Знаковый проект «Художник и город» много лет знакомил с произведениями разных авторов. Сейчас он переместился с площади Якуба Коласа на улицу Комсомольскую, ближе к музею города Минска. Интересна форма взаимодействия со зрителем, предложенная некогда в виде скульптурного проекта «Арт-острова» на Комсомольском озере: с произведениями можно было взаимодействовать, трогать, даже залезать на них. Потом дизайнеры организовали в Минске большие фестивали. Имеют значение и большие проекты, которые последние несколько лет проходят во Дворце искусств, как «Осенний салон», имело резонанс первое триеннале концептуального искусства «Концепт-21». Такие проекты собирают художников разных поколений и зрителей всех возрастных категорий, которые с удовольствием фотографируются рядом с произведениями современного искусства — им хочется быть к нему ближе. Потому что это искусство живет рядом с ними, ему можно задать вопросы и получить ответы. Зритель включается в диалог, потому что изобразительное искусство говорит на языке современного человека. На одной из недавних выставок появились объекты, которые существуют только в виртуальном пространстве, их можно было увидеть с помощью QR-кода. Я наблюдала сцену, как гуляя по выставке, папа навел телефон — и возник огромный мост. Ребенок был в восторге. Искусство ведет интеллектуальную игру со зрителем, которая необходима в современном мире.

Андрей Воробьев:

— В первую очередь мы ориентируемся на выставки. В Минске за последние три года случился прорыв: люди пошли на выставки — там много людей вечером, в выходные дни. Кроме того, устраиваем встречи, мастер-классы. Чтобы люди не думали, что музей или выставочный зал – это не для меня, потому что я в этом не разбираюсь. После того, как человек несколько раз придет, или знакомые подскажут, что это интересно, человек перестает считать себя чужим в этой среде, и потом подтягивается сам.

Мы в своем регионе популяризируем искусство, хорошо сотрудничаем с государственными музеями: истории Могилева, Бялыницкого-Бирули, Масленникова. У нас три основные площадки, куда можно прийти с выставками. И люди стали активнее приходить, особенно на смежные мероприятия. Музей Бялыницкого-Бирули организовывает концерты, которые совмещаются с другими видами искусства. Когда человек пришел на концерт, то он уже пришел в музей и увидит выставку.

Татьяна Савик:

— Разумеется, главной формой взаимодействия с публикой остаются выставки. У нас проходят выставки и в традиционном формате, и есть экспериментальные. Насчет экспериментов – их, наверное, можно и нужно предлагать больше. Этот процесс не должен останавливаться, так как суть экспериментов в поиске чего-то нового, чтобы избежать застоя. А также эксперимент всегда цепляет оригинальностью. Но я не разделяю подход, когда считают показателем достоинства или актуальности искусства только эксперимент. Мне кажется, что традиционное искусство и эксперимент уравновешивают одно другое и позволяют охватывать разную публику.

Я отношусь к монументальной секции и могу сказать, что наша работа направлена на непосредственное взаимодействие с широким кругом зрителей. Ведь монументальные произведения, как правило, не рассчитаны на частные коллекции или интерьеры отдельных квартир, а непосредственно связаны с экстерьерами-интерьерами производственных предприятий, библиотек, общественных учреждений и т.д. люди обращают внимание и радуются, когда есть забота об их самочувствии. Хотя может и не все сразу осознают пользу от встречи с искусством. Но интерес к нему есть, если судить по востребованности различных мастер-классов, когда каждый может раскрыть творческие способности в себе. Люди активно участвуют, что-то новое для себя открывают в разных художественных техниках и вообще начинают более глубоко интересоваться искусством.

Николай Кузьмич:

— Конечно, нам нужны небольшие галереи. Есть выставки, но сегодня формируется рынок, поэтому нужны разные формы работы, ведь искусство – тоже ценный товар. Да, у нас еще сохранился творческий пыл, и больше мы существуем на энтузиазме. Но работаем все равно, может где-то и «в стол»... Есть в Бресте галерея управления культуры «Скарбніца», где каждый может выставить свою работу и быть на виду. Но для этого нужно развивать частные галереи, с которыми, к сожалению, сложно. У меня есть небольшая ювелирная галерейка — пришлось ее создать, чтобы показывать свои изделия. Наверное, инициатива должна уходить от художников.

Иван Миско:

— Соединить людей с искусством несложно – нужна воля государства. Я работал в разные времена и помню, как раньше не было проблем с посещением выставок или музеев — это считалось необходимой частью эстетического воспитания. Творцы чувствовали свою востребованность, так как к ним обращались, их выставляли, приобретали работы, приглашали на встречи. Не надо было объяснять, почему все это нужно... А теперь, если достойное произведение, и хочется, чтобы у него была хорошая судьба, то нужно искать спонсора, который сможет его приобрести. Я несколько лет был в Государственной комиссии в Академии искусств, где выпускники демонстрировали отличные работы. Но когда стремился привлечь внимание людей, у которых была возможность создать коллекцию, то слышал: а где гарантия, что это произведение молодого автора со временем вырастет в цене? Коллекционеры ищут произведения XVII-ХХ века, не хотят приобретать дипломные работы студентов, потому что не знают, станет ли этот художник известным. Понятно, что лучше коллекционировать известных авторов. А сколько было замечательных произведений наших выпускников, достойных лучших коллекций. Кто их может оценить, кроме нас? Вот самый «горячий» вопрос — забота об общем культурном уровне людей. Ведь мы создаем не для себя...

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».