Вы здесь

«Геликон-Опера» участвует в Рождественском оперном форуме Большого театра


И это чудо, которое стало возможным, благодаря международным контактам руководства нашего театра — их результат оказался стремительным. 30 сентября генеральный директор Национального академического Большого театра Беларуси Екатерина Дулова и художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман подписали меморандум о сотрудничестве и тогда же договорились о выступлении московского коллектива на Рождественском оперном форуме в Минске уже в этом году. Всего два месяца прошло — и вот 13 декабря открытие форума оперой Чайковского «Евгений Онегин», в постановке которой традиция встречается с современностью.​


— Я работаю в сфере театра 28 лет, и не знаю менеджера, который бы за два месяца мог бы организовать полноценные гастроли полноценной труппы на сцене Большого театра. Все сложилось очень быстро. И наверное, помогали небесные силы. Но и на земле решения принимались очень стремительно теми, кто решил поддержать наши гастроли, — отмечает перед показом в Минске первый заместитель генерального директора-художественного руководителя театра «Геликон-Опера» Владимир Горохов. — Благодаря быстрым решениям, мы показываем в Минске самый креативный, самый авангардный «Евгений Онегин», который существует в мире. Все, что связано с «Геликоном», все, что связано с именем Дмитрия Бертмана. — это всегда креативно. С оперой «Евгений Онегин» разные режиссеры творят разное: то переносят его в разные эпохи, то делают из героев разных воров. У нас самая авангардная постановка — Константина Станиславского 1922 года. Мы ее полностью восстановили, даже декорации и костюмы по эскизам, по фотографиям. Таким образом воссоздан облик того самого спектакля, что создал Станиславский. Существуют дневники его ассистентов, согласно которым можно было восстановить режиссуру и образы героев. Обратите внимание на образы артистов хора — у каждого есть своя роль, ведь Станиславский не относился к хору формально. Этот спектакль состоит из многочисленных ярких образов. И хочу особо поблагодарить коллектив Большого театра Беларуси за прекрасный оркестр, который безукоризненно исполняет музыку Чайковского.

— Когда я ехал в Большой театр Беларуси, то рассчитывал на высокий уровень оркестра, но реальность превзошла ожидания, — признается дирижер Валерий Кирьянов.

— Опытные музыканты, которые реагируют на самую мелкую просьбу едва ли заметен жест дирижера. Дело в том, что опера «Евгений Онегин» особенная не только в нашей постановке, но вообще в творчестве Чайковского. Недаром ее называют «лирические сцены». Она самая камерная, самая чистая, самая открытая и искренняя по эмоциям и их высказыванию. В музыке все это есть. Чтобы исполнять Чайковского, нужно его произведение пропустить через сердце и немного посмотреть вглубь музыки. И важно найти контакт с оркестром — чтобы возникла «химия». И когда понимаешь, что все работает, можно выходить на сцену.

Если с самим театром «Геликон-Опера» белорусская публика знакомится только в этом году, то отдельных ее солистов уже знает и любит. Например, Ивана Гынгазова, который с удовольствием приезжает в Минск. Еще и потому, что он имеет белорусские корни — отсюда его бабушка. В этом году Ивана Гынгазова мы увидим в постановке нашего театра оперы «Турандот», где он исполнит партию Калафа, исполняемую с 2017 года. И принимал участие в различных постановках. А в белорусской «Турандот» есть финал, который не все театры исполняют.

— Постановка яркая, помпезная, соответствует тому, что должно быть в этом спектакле, — отмечает Иван Гынгазов. — Мне вообще приятно возвращаться в те театры, где я уже пел. Потому что уже всех знаю — и костюмеров, и гримеров, и артистов, и певцов хора. Я со всеми в контакте, все мне пишут, а я всем отвечаю. И мне близка белорусская земля, у меня очень много друзей-белорусов, с которыми я пел. В Минске в прошлый раз был очень теплый прием публики, и сейчас я этого жду.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции