Невидимое оружие — электромагнитные волны — способно не только полностью дезориентировать противника, парализовать вражескую технику и вооружение, но и защитить от внешних воздействий свою территорию. Нельзя переоценить роль радиоэлектронных средств и в мирной жизни. Благодаря им, мы можем передавать информацию на разные расстояния, при этом необязательно в самых благоприятных условиях.
Какое значение радиоэлектронные средства имеют в современных военных конфликтах, почему крупнейшие армии мира отдают предпочтение белорусской технике РЭБ и как войска радиотехнической борьбы, которые вчера отметили 80-летие своего существования, будут развиваться в ближайшее время, рассказал начальник управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси полковник Игорь ДАНИЛЬЧИК.
— Игорь Иванович, впервые средства радиоэлектронной борьбы были применены в годы Великой Отечественной войны, во время Сталинградской битвы, которая полностью изменила дальнейший ход событий...
— 16 декабря 1942 года Государственный народный комиссариат обороны постановил, что РЭБу быть. В критически малые сроки были сформированы три первых радиодивизиона — предшественники наших воинских частей, — которые впервые приняли участие в Сталинградской битве. Потом они хорошо отметились в ходе операции «Багратион», при освобождении Кенигсберга. Это было замечено в том числе противником, который говорил о том, что стало сложно передавать информацию в радиосетях. Именно тогда впервые почувствовали, что такое радиоэлектронная борьба.
— В 1950-е годы, когда началось возрождение войск РЭБ, они стали называться службой воспрепятствования и обороны. Какие задачи выполняют нынешние подразделения радиоэлектронной борьбы?
— Препятствовать и защищать — те две важнейшие функции, которые лежат в основе и современной радиоэлектронной борьбы. Сейчас они звучат по-другому — радиоэлектронное поражение и радиоэлектронная защита. Суть же радиоэлектронной борьбы осталась прежней, не изменилась за эти годы. Поменялась техника, усовершенствовалась подготовка специалистов, задачи стали функционально более широкими, осуществляется полное насыщение радиоэлектронными средствами объектов. «Умный дом» приходит к нам в квартиру, связь пятого поколения стучится в дверь. Возможно, в следующем году мы ее почувствуем и увидим. Развитие — везде. И на поле боя тоже. Важной является ситуационная осведомленность на поле боя: чтобы к каждому солдату, каждому командиру быстро и точно приходилось информация, чтобы он обладал тем, что делают соседи, чем заняты взаимодействующие, поддерживающие, чтобы связь была достоверна и надежна. Это характерно и для радиоэлектронной борьбы — сделать все для того, чтобы противник не мог помешать обеспечить радиоэлектронную защиту наших средств. Мы стараемся сделать так, чтобы противник не обеспечил надежной связью свои войска.
— Наверное, в современных условиях это очень непросто?
— Всегда было непросто. Теперь стало больше всего. В тоже время современные возможности позволяют выполнять задачи попроще. Электронно-вычислительные машины облегчили нам жизнь, сам подход к радио сейчас абсолютно другой. Развитие технологической основы и программного обеспечения позволили по-другому транслировать информацию, иначе ее принимать. Если раньше можно было говорить о том, что одно средство связи — одна линия связи, а одна единица станции помех — единственная возможность подавить что-либо, теперь же вся техника — мультизадочная. Бесконечное развитие технологий подталкивает к тому, что нужно обеспечить устойчивую, надежную связь. Для этого применяются многочисленные подходы, позволяющие достичь цели различными дорогами, путями. Иногда — объездными. Любым способом доставить информацию в пункт назначения — это один из принципов сетецентрических войн, когда информация попадает из пункта «А» в пункт «Б» не по прямой, а по разным кривым, чем обеспечивается надежность ее доставки к потребителю. В этой ситуации нам нужно найти все эти «дорожки» и попытаться их уничтожить.
— Техника РЭБ, стоящая на вооружении белорусской армии, соответствует лучшим мировым стандартам. Какое вооружение попадет в наши войска в ближайшее время?
— Не буду раскрывать секреты, какая техника попадет на вооружение. А вот в том, что техника поступает, причем регулярно, нет никаких секретов. 14 декабря в Полоцке, в пункте постоянной дислокации 228-го отдельного полка, мы вручили технику и этому полку, и 10-му отдельному батальону РЭБ. Технику создала наша промышленность. Приятно, что она пришла к нам в преддверии профессионального праздника. В общем, о качестве нашей техники наиболее красноречиво свидетельствует ее продажа по всему миру. Это лучшее доказательство того, что она востребована. Причем у самых требовательных и избалованных покупателей, которые среди того, что предлагается на мировом рынке, могут выбрать все самое лучшее, несмотря на цену. В этой конкурентной жесткой среде наши предприятия побеждают, и белорусская техника попадает на вооружение иностранных государств. Это говорит о том, что качество и те технологические заделы, которые заложены в эту технику, лучше, чем у крупнейших мировых компаний, создающих известное на весь мир вооружение. То, что мы в шестерке крупнейших мировых производителей техники РЭБ, — однозначно. Нам есть, чем гордиться. Техника постоянно совершенствуется, мы не стоим на месте.
— Причем поводы для совершенствования и развития регулярно подбрасывает военно-политическая обстановка в мире...
— Кто в прошлом году всерьез воспринимал любительские квадрокоптеры, которые люди используют для съемок своих событий: свадеб, путешествий, походов и др.? Без квадрокоптера сейчас никуда. Он используется везде. Беспилотный летательный аппарат — один из основных вспомогательных изделий на поле боя. Если бы мы не смотрели вперед, то оказались бы полностью не готовыми к проблеме борьбы с квадрокоптерами. Вместе с конструкторами создали технику, которая опередила широкое использование этих изделий на поле боя. Мы можем спокойно смотреть в будущее, ведь наша техника позволяет бороться с этими изделиями, причем на очень хорошем уровне. Квадрокоптеры, которые предлагались год назад и сейчас, — две большие разницы. Соответственно, в связи с развитием высоких технологий регулярно нужно совершенствовать технику. Однако благодаря тому, что наша техника гибкая, поддается программированию, нам, по большому счету, нет необходимости менять «железо». Мы можем использовать то, что есть. Достаточно изменить софт — и у техники получается абсолютное новое качество. Это одно из отличий современной техники от той, которая эксплуатировалась в советское время, где физические возможности были завязаны на «железе», из которого она изготавливалась.
— Нередко беспилотные летательные аппараты, используемые гражданами в своих интересах, нарушают воздушное пространство и оказываются там, где их быть не должно. Как этот вопрос урегулирован на законодательном уровне?
— Здесь все сделано так, как надо. Для гражданских беспилотных летательных аппаратов определен диапазон работы, максимальные мощности. В этой области есть регулятор, контрольный орган — Белорусская государственная инспекция по электросвязи. Она следит и за тем, как осуществляется порядок эксплуатации квадрокоптеров в личных целях, и за тем, чтобы в торговых сетях продавались разрешенные изделия. Кроме того, определен перечень запрещенных зон к полетам. Он постоянно публикуется, обновляется. Те, кто хочет законно использовать свой квадрокоптер, может с этим перечнем ознакомиться: он в открытом доступе. Некоторые компании уже на заводе при создании вносят в память этих изделий информацию, которая не позволит залететь и выполнить полет в запретной зоне. Другое дело — злоумышленник, который при наличии определенных навыков внес изменения в программное обеспечение, может «взломать» эти запреты и осуществить полет там, где его нельзя совершать. В этом случае на защите нашего закона выступаем и мы, и многие другие структуры. Мы можем обеспечить радиоблокаду в необходимых районах, чтобы там ни при каких условиях нельзя было использовать квадрокоптеры. У нас есть и организационные (законодательные), и физические — вплоть до уничтожения — методы воздействия на незаконного нарушителя. Почему бы и нет, если это угрожает жизни и здоровью наших граждан?
— Уже год как функционирует Центр радиомониторинга Вооруженных Сил. Какие задачи он решает?
— За спектром гражданского назначения контроль осуществляет Белорусская государственная инспекция по электросвязи. Все, что связано с силовыми структурами и теми участками радиочастотного спектра, которые выделены в интересах силовых структур, осуществляем мы. Чтобы не было никаких нарушений, чтобы друг другу не мешали, с Белгосинспекцией по электросвязи у нас налажен плотный контакт. Более того, у нас есть межведомственный документ, который позволяет быстро и комфортно обмениваться информацией в этой области и решать проблемы, возникающие между гражданскими пользователями и пользователями наших силовых структур. За год мы наработали хороший опыт. Наши дежурные постоянно на связи с дежурными Белгосинспекции по электросвязи. Они дают нам свой ресурс для контроля. Мы, если требуется, даем им свой. Фактически вместе контролируем полностью территорию Республики Беларусь. Если где-то кто-то начнет незаконно вещать, мы это быстро выясним и применим к нарушителю меры административного воздействия.
— В Вооруженных Силах начался новый учебный год. Какие направления развития войск РЭБ будут для вас приоритетными?
— Основное, на чем будет сконцентрировано наше внимание, — боевая подготовка. Необходимо уйти от формализма и шаблонных форм в боевой подготовке, чтобы постоянно отслеживать новые тенденции, которые есть в мире. Особенно важно в этом плане учесть опыт специальной военной операции. Мы видим, что происходит, и нам необходимо это преломлять в плоскости боевой подготовки своих воинских частей — часто даже применяя необычные для нас формы, тактические приемы.
— Что конкретно, исходя из опыта специальной военной операции в Украине, требует вашего внимания?
— Все увидели, что во время специальной военной операции очень широко используются квадрокоптеры. Причем для решения различных боевых задач: в основном с целью разведки, огневой поддержки. Естественно, мы не можем этого не замечать, поэтому обучаем наши экипажи для борьбы с квадрокоптерами. В частности, отрабатываем приемы по недопущению этих изделий на поле боя. Несмотря на детище, которая кажется таковой на первый взгляд, квадрокоптеры представляют очень серьезную цель для противодействия. Они миниатюрные, имеют малую эффективную площадь рассеяния, их сложно — практически невозможно — обнаружить традиционными средствами радиолокации, радиотехнической разведки, поскольку сигналы, которые в них используются, очень слабые и нешумоподобные. При определенных обстоятельствах это малое, почти незаметное изделие представляет большую угрозу. В частности, как неоднократно мы видели в телевизионных сюжетах, квадрокоптер часто используют для того, чтобы скидывать взрывчатые вещества на голову противника. Благодаря своей точности (квадрокоптер может подобраться очень близко), достигается нужный эффект и наносится большой урон противнику. Обнаружить беспилотный летательный аппарат — очень сложная задача. Этому мы уже сейчас учимся и будем учиться. Уверен, что во время нового учебного года мы достигнем новых высоких результатов в боевой подготовке и выполнении задач по назначению. Отдавая дань мужеству и героизму, ратному труду наших предшественников, обращаюсь к тем, кто стоит на страже мирного труда Республики Беларусь. От вашего умения, выдержки и профессионализма зависит мир и спокойствие Отечества. Твердо верю, что вы и впредь будете бережно хранить героические традиции наших предшественников, самоотверженно служить нашему народу. С праздником вас, уважаемые ветераны, офицеры, прапорщики и сержанты, курсанты и солдаты! Доброго здоровья вам и вашим близким, благополучия и счастья, успехов в самоотверженном служении нашей Родине!
Вероника КАНЮТА
Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.
Теплая погода, установившаяся в стране, поспособствовала массовому выезду людей на природу...
Собеседования для инженеров и электронная очередь для всех.
«Нас всех здесь собрала любовь к книге».