Вы здесь

Люди, жизнь, красота. Выставка «Структура мастерства» работает в Минске


Выставка живописи, графики и скульптуры «Структура мастерства» работает в Художественной галерее Михаила Савицкого. Главная экспозиция из ряда приуроченных к 75-летию Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова проектов знакомит с работами педагогов одного из ведущих учреждений художественного образования. Увидеть произведения самых разных художников можно до 18 декабря.


Этюд Леонида Дубара (год создания не известен).

Из драгоценных крупинок

Главная задача выставок, приуроченных к тем или иным значимым событиям и, безусловно, направленных к самовосхвалению, — показать разнообразие. Непохожесть творческих методов художников-педагогов разных поколений, эксперименты в разных жанрах, особые отношения с формой и содержанием способны в очередной раз прорекламировать колледж и тех, кто отдавал и отдает ему много сил и энергии. Однако невозможно — выставка «Структура мастерства» это полностью подтверждает — объединить таких разных творцов в одну группу, приписать их имена к определенной когорте, создать из их работ цельную экспозицию. «Структура мастерства» представляет собой сочетание отличительного с отличительным, неповторимого с неповторимым, неразгаданного с неразгаданным.

И, кажется, никто не конфликтует друг с другом, хотя никто и не дополняет друг друга. Еще одна задача подобной выставки — показать, что есть структура мастерства. Как подчеркивают сами организаторы, это ценные крупицы десятилетиями накопленных знаний, умений и навыков, которые передаются от педагога к ученику, а от ученика, ставшего мастером, — представителям следующего поколения.

Николай Залозный «Лето в Круглом», 1980 г.

— Я очень рада, что на выставке присутствуют произведения из коллекции Белорусского союза художников, — отметила во время открытия экспозиции первый заместитель председателя БСХ Наталья Шарангович. — Эта коллекция собиралась на протяжении почти 50 лет, и, естественно, покупались лучшие работы. Наличие произведений преподавателей «Глебовки» и у нас, и в фондах Национального художественного музея, и в хранилищах многих других сокровищниц говорит о том, что традиции этого учебного заведения чрезвычайные. В течение года колледж рассказывал о себе по-разному: показали всех — от нынешних выпускников до знаковых фигур педагогики. Это дало возможность понять, что все поколения художников интересны по-своему, ведь каждое говорит о себе разным языком. Для меня самое главное, что каждая генерация творцов-учителей размышляет о самом важном: людях, жизни, красоте.

Педагоги старой школы

Большая часть выставки в галерее Михаила Савицкого посвящена представителям прошлых поколений, среди которых — Аким Шевченко, Петр Крохалев, Натан Воронов, Николай Залозный, Хаим Лившиц, Виталий Цвирко, Иван Ахремчик, Ольгерд Малишевский, Светлана Каткова. Многие из этих и других именитых авторов остаются на слуху и не обделены вниманием. Однако есть и те, чье наследие упоминается все реже и реже. Это прежде всего Леонид Дубарь, живописец и график. Ученик Виталия Цвирко, он во многом похож на него: также любил пейзажи, полные света и воздуха, предпочитал мягкие тона, склонялся к умеренно насыщенным цветам. Главное различие между творчеством авторов — масштабы. Когда Виталий Константинович работал с крупными форматами, любил показать природу широко, с размахом, то Леонид Дубарь был более сдержан, стремился к камерности. На выставке «Структура мастерства» представлено довольно много его работ: «Нарочанские рыбаки» (1950-е), «Катера» (1960-е), «На причале» (1960-е), «Строят дом» (1960-е), «В горах» (1972)... в каждом — внимание не только к человеку и его внутреннему состоянию, но и к любому проявлению жизни природы.

Светлана Каткова «В праздничный день», 1985 г.

Большинство произведений этого периода выделяются сложной многоцветной гаммой. Это и «До весны» (1977) Бориса Аракчеева, и «Маки» (1966) Петра Крохалева, и «Вечер» (1982) Василия Васильева, и «В выходной день» (1968) Акима Шевченко... Еще один яркий классический пример интересного сочетания цветов — «Лето в круглом» (1980) Николая Залозного. Пейзаж с послушными деревьями, темно-синим небом, облака которого напоминают чешую какой-то рыбины, с умеренным озером, с темным холмом, с разветвленной тропой, которая куда-то ведет одинокую героиню, сюжетно напоминает картину «На опушке соснового леса» (1882) Ивана Шишкина. Однако именно перечисленные особенности, а также многочисленные детали — ограда, фигура девушки, направление ее движения, интенсивность солнечного отблеска — направляют к совершенно другим мотивам. Более личного, менее обобщенного. 

Традиционные пейзажи, портреты, сюжетные композиции, рассказывающие о жизни советского человека, — основные направления творчества художников «Глебовки» середины и второй половины XX века. Те произведения передавали спокойствие и наслаждение жизни без войны, которая оставила сильный отпечаток в душе каждого творца.

Василий Костюченко «Жаркое лето», 2022 г.

Многие, разумеется, высказывались и на эту тему. Кто-то осторожно, боясь сделать больно, сказать не то и не так. А кто-то произносил громко, чтобы быть замеченным, создавал то, в чем имелась потребность.

Современные учителя

Денис Кондратьев, Светлана Кострица, Мария Крючкова, Татьяна Савик, Виктория Куница, Галина Романова, Андрей Карпенков, Элеонора Бубашкина и многие другие представляют современное поколение педагогов художественного колледжа имени А. К. Глебова. 

Если многие художники прошлого периода посвящали свои произведения будничности, своей современности, то живописцы, графики, скульпторы начала этого тысячелетия стараются не ограничивать себя ни временными рамками, ни пространством, ни верностью той или иной тематике. Так, пока Анна Плотникова заглядывает в прошлое («В рамках истории», год создания не указан), Дарья Бунеева оживляет эту историю, вписывает в нее современника («Местечко-4 (Поставы)», 2019). Пока Светлана Кострица наслаждается теплым путешествием («Прогулка по Дунаю», 2022), другая Светлана — Рыжикова — совершает очередную прогулку по родным улицам («Танцы в Верхнем городе», 2019).

Павел Ходорович «Подсолнухи», 2020 г.

В то время, когда Марию Крючкову увлекают самые мелкие детали (из серии «Энциклопедия», 2020), Игоря Свентицкого интересуют только масштабные понятия («Эволюция», 2021). Тогда, как Галина Романова исследует человеческое тело («Лицо», 2020; «Фигура», 2020), Денис Кондратьев («Человек», 2017) разрушает любые представления о нем. Авторы с ярко выраженной индивидуальностью, они не идут протоптанными тропами, но и исключительно нового не предлагают. Многие произведения или из-за формата, или из-за глубоко скрытых идей, или из-за отсутствия яркой составляющей прямо-таки теряются. Между тем для каждого найдутся работы, способные зацепить. Есть из чего выбирать: это и необычная мозаика («Земля » (2019) Анны Плотниковой), и скульптура из металла («Творец» (2022) Дениса Кондратьева), это и лаконичная графика («Моя» (2022) Марины Аниськовой), и яркая живопись («Жаркое лето» (2022) Василия Костюченко). Не оставит равнодушным никого и своеобразный сюрприз — огромная коллективная работа «Город» (законченная в начале этого декабря), открывающая выставку.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции