Вы здесь

Сезонная забота. Проследили за качеством уборки зимой в населенных пунктах с водителем ЖРЭП


«Эх, дороги, снег и туман»... С последними погодными условиями эти строки известной песни, переведенные на народный лад, приобретают особый смысл. Зима во всю царствует в стране, застилает белым покрывалом все, где ступает и не ступает нога человека. Горячая пора сейчас у работников коммунальных служб, которые ежедневно беспрестанно выходят на борьбу со снегом. Мы провели один день с водителем жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия Витебского района Денисом Власенко и узнали, почему улочки населенных пунктов по несколько дней остаются непроходимыми.


Мороз и солнце — день чудесный. Направляюсь на встречу с бойцом «Снежного десанта» Денисом в деревню Андроновичи Витебского района. Жду увидеть уже привычный для сельской местности трактор, но на горизонте появляется громадный, 8,5-тонный сине-оранжевый МАЗ. Таких, кстати, в ЖРЭПе два, и оба — новые. Залезть в кабину — дело для девушки среднего роста нелегкое, но общими усилиями мне все-таки удалось занять почетное пассажирское место рядом с водителем.

Постоять и поговорить времени нет — в зимнюю пору начинает смеркаться рано, поэтому, хватая дневные солнечные часы, направляемся по маршруту. За качество уборки зимой в населенных пунктах Подвинья отвечают два учреждения — дорожно-ремонтное строительное управление 144 и жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Витебского района. Первые занимаются уборкой снега на трассах и остановках общественного транспорта, вторые — на деревенских дорогах и улочках. ЖРЭП обслуживает все населенные пункты района, а это 727 километров. Предприятие — новичок на коммунальной арене, оно существует всего два года. На «вооружении» работников зимой находятся грейдер, бульдозер «Шантуй», два МАЗа и шесть тракторов «Белорусов» старого и нового поколений. Соответственно, в основном за каждой единицей техники закреплен водитель. Отсюда и ответ на вопрос, почему после сильных вьюг жители отдаленных населенных пунктов не могут выехать на личном автомобиле и кое-где пройти пешком — для оперативного реагирования на подарки небесной канцелярии не хватает техники и работников.

А мы между тем упорно колесим по андроновичским улицам — побывать нужно на каждой. Опустив отвал или по-народному ковш на землю, водитель проезжает по переулку до конца, сдает «задом» и еще раз проходится по снежному покрову. Кстати, по моим наблюдениям, одним из главных критериев для водителей на уборочной технике является умение виртуозно ездить задним ходом — не всегда хватает места развернуться, особенно — для МАЗа с прицепом. Денис рассказывает, что Ольговское направление — Андроновичи, Ольгово, Подберезье, Бабиничи — неофициально закреплено за ним. Несмотря на то, что для Власенко это первая зима в роли бойца «Снежного десанта», он с середины ноября уже хорошо изучил деревенские дороги: знает, где под снегом прячется канава, а где высока вероятность застрять. Последнее, как бы шуточно ни звучало, тоже случается с работниками коммунальных служб, тогда на помощь приходят местные власти, направляя тракторы с целью «вытащить» коллег.

Расчистка улиц в этой деревне заняла около часа, но такой прием работает только в малых населенных пунктах с несколькими улицами. После Андронович на очереди большое Ольгово возле города, в котором и детский сад, и Дом культуры, и школа, и производственный кооператив. По деревне мы колесили два с половиной часа! Я уже сбилась с подсчета, сколько кругов мы сделали, стремясь убрать снег с каждой улицы, но Денис знает точно, куда еще нужно заехать. Где из-под снега показывается лед — сразу подсыпается смесью песка и соли, а вот ссыпать утрамбованные снежные колеи улиц нежелательно — дорога раскиснет и превратится в кашу. Возле школы заметили хозяина автомобиля, который активно махал МАЗу... лопатой. И это было не угрозой, а просьбой взять из прицепа немного песка, чтобы иметь возможность выехать с парковки. «Такой случай — не единственный, — улыбается Денис Власенко. — Всегда иду навстречу людям, а если надо, то и помогаю вытолкнуть автомобиль. Бывает, что в деревнях жители обращаются с просьбами расчистить подъезд во двор, площадку для автолавки — все делаю. В населенных пунктах, за которые отвечаю я, мой сине-оранжевый «МАЗик» уже знают и ждут, а некоторые даже подготавливают место для разворота. Стараемся работать не ради «галочки», а ради людей».

Официально у водителей рабочий день длится с восьми часов утра до пяти вечера с перерывом на обед в кабине. На деле же во время сильного снегопада снежные экипажи выходят в район бесспорно, в субботу и воскресенье тоже. Чистить улицы в вечерних сумерках — дело опасное: можно не только сильно «засесть» в снегу, но и повредить отвал, поэтому лучше выходить на смену с рассветом. В среднем за день техника проезжает около 150 километров, в некоторых особо тяжелых деревнях — свыше 200. МАЗы, как правило, работают в населенных пунктах, где есть асфальт или улицы с щебеночным покрытием, грейдеры и тракторы — на сложных участках.

«За день в диспетчерскую службу поступает много обращений от граждан, на которые мы по возможности оперативно реагируем. Хорошо, что на помощь приходят наши местные предприятия, за что им искреннее спасибо. Так работники Витебской бройлерной птицефабрики расчищают улицы Запольского и Куринского сельсоветов, Витебский лесхоз работал в районе на своем грейдере. Все понимают, что делают одно общее дело», — рассказал директор ГУ «ЖРЭП Витебского района» Станислав Завадский.

Пока едем по ольговским улочкам, размышляю, что было бы здорово заменить отвалы на автоматизированные ковши: управлять отвалом из кабины можно только по схеме «поднять-опустить», а чтобы повернуть его влево или вправо, необходимо выйти из теплой кабины и сделать это вручную. Управление кнопками на панели значительно упростило бы и ускорило рабочий процесс, а это значит, что за день вместо 5-6 деревень можно было бы почистить около 8. Пока с ковшами, которые справляются со снежным настом эффективнее, только «Шантуй» и МТЗ-92П, но предприятию есть куда стремиться.

Для меня этот день выдался ярким и приятным: вне лобового стекла открываются красочные подвинские просторы — одно умиление. В этом меня поддержал и водитель Денис, и добавил, что работа на МАЗе летом и зимой значительно отличается, требует от работника особых качеств. Летом — это ответственность, зимой она в синтезе с решимостью, так как не каждый осмелится выруливать по непроездным деревенским дорогам и иногда продавливаться на ограниченных площадях. На мой вопрос, в чем заключается его профессиональный секрет, Денис Власенко ответил просто: делать все честно.

Александра ГВОЗДЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.