Вы здесь

Как жители Латвии встречают новогодние праздники?


Латвия выбилась на первое место по уровню инфляции в Евросоюзе, с горькой иронией сообщил bb.lv. Довольно долго эта страна была на третьем месте в списке европейских аутсайдеров, традиционно уступая Эстонии и Литве. И вот по итогам прошлого месяца Рига установила национальный антирекорд. В ноябре инфляция в Латвии составила 21,7% (в среднем по еврозоне — 10,1%), свидетельствуют данные Eurostat. Потребительские цены в данной прибалтийской стране по сравнению с октябрем возросли на 1,1 процента. Как отмечают эксперты, основной вклад в «достижение» внес резкий рост стоимости энергоносителей и продовольствия. Власти тщательно отрабатывают политический заказ своих заокеанских «кураторов» — значительно увеличивать вложения в военную сферу и разрушать связи с соседними Беларусью и Россией. Все это только расширяет масштабы социально-экономического кризиса в стране, что негативно влияет на благосостояние населения. Конечно, из-за такой ситуации люди просто в отчаянии. Как жители Латвии встречают новогодние праздники?


Сахарное «ралли»

В течение последних пяти месяцев инфляция в Латвии превышала отметку в 20%. «Сейчас мы очень близки к пику инфляции. Может быть, мы уже достигли его», — отметил bb.lv экономист Банка Латвии Олег Красноперов. Как заметил эксперт, нет оснований надеяться на быстрый перелом в динамике инфляции. «Мы видим все более значительное влияние на продукты питания», — заметил директор Департамента макроэкономической статистики Центрального статистического управления Интар Абражунс. По мнению специалистов, именно продукты вместе с коммунальными платежами и транспортом являются базовыми статьями, которые будут дорожать и в итоге определять размер годовой инфляции.

В группе продуктов питания и безалкогольных напитков цены за год в Латвии возросли на 29,5%. Ощутимо подорожали сахар (82,6 %), мука и крупы (53,6 %), молоко (43,2 %), хлеб (39,3 %), кондитерские изделия (28,3 %), макаронные изделия (31,9 %), рис (35,2%), сухие завтраки (20,9%). Дороже стали сыр и творог (37,2 %), молочные продукты (37,6 %), сливочное масло (37,2 %), яйца (20,2%), йогурт (19,2%).

Увеличились цены на вяленое, соленое или копченое мясо (23,9%), мясо домашних птиц (40,6%), свинину (22%), мясные продукты (23,6 %) и говядину (36,5 %). За год также подорожали кофе (33 %), свежие овощи (22,7 %), свежие фрукты (20 %), консервированная или переработанная рыба и морепродукты (30,6 %), мороженое (22,2 %), шоколад (19,7 %), растительное масло (34,4 %), соусы и заправки (45,1 %), фруктовые и овощные соки (17,1 %).

Изменились ценники на варенье и мед (23,1 %), сладости (27,9 %), замороженную рыбу (37,4 %), безалкогольные напитки (20,7 %), соль и специи (35,7 %), свежую или охлажденную рыбу (20,8 %), сушеные, консервированные или переработанные овощи (20,6 %), готовые к употреблению продукты (28,4 %), сухофрукты и орехи (20,2 %), маргарин (31,9 %), чипсы (35,6 %), оливковое масло (17 %), вяленую, копченую или соленую рыбу (19,8 %), а также чай (14,8 %).

Средний уровень цен на алкогольные напитки и табачные изделия за год увеличился на 6,2%. Цены на алкогольные напитки выросли на 7,1%: за год подорожали крепкие спиртные напитки, пиво и вино, а цены на табачные изделия увеличились в среднем на 4,7%.

Неподъемная «коммуналка»

Средний уровень цен на товары и услуги, связанные с жильем, за год увеличился на 44,4%. В течение года наиболее значительный рост цен произошел на тепловую энергию, твердое топливо, природный газ и электроэнергию. Подорожали услуги водоснабжения, канализации, вывоза мусора, материалы для содержания и ремонта жилья, услуги по содержанию и ремонту жилья, а также услуги по управлению жилфондом.

В группе здравоохранения средний уровень цен за год увеличился на 9,1%. Подорожали стоматологические услуги, фармацевтическая продукция, услуги врачей-специалистов, очки и контактные линзы, услуги лабораторий для проведения медицинских анализов и радиологических центров.

Цены на товары и услуги, связанные с транспортом, за год возросли на 18,2%, что обусловлено ростом стоимости топлива на 28,4%. Дизель стал дороже на 38,7%, бензин — на 17,5%, автогаз — на 7,5%. Повышение цен произошло на техническое обслуживание и ремонт личного автотранспорта, запасные части и аксессуары для авто, автомобили с пробегом, автомобильные пассажирские перевозки, новые авто, а также пассажирские авиаперевозки.

Цены на товары и услуги, связанные с отдыхом и культурой, возросли за год на 8,8%. Подорожали корма для животных, Услуги по времяпрепровождению и занятиям спортом, канцтовары и принадлежности для рисования, комплексные услуги досуга, абонентская плата за телевидение, цветы, а также газеты и журналы.

Средний уровень цен на ресторанно-гостиничные услуги за год увеличился на 19,2%. Подорожало общественное питание, в том числе посещение ресторанов и кафе — на 17,4%, столовых — на 19% и пунктов быстрого питания — на 19,3%. Услуги отелей также стали ощутимо дороже. В других группах потребления наиболее значительный рост цен в течение года был на одежду, обувь, а также на телекоммуникацию.

«Увидела цены — и аппетит пропал»

Жители Латвии начали бояться магазинов, пишет press.lv со ссылкой на еженедельник vestі.lv. Потому что каждый раз цена на привычный товар становится все выше. Традиционный набор продуктов, который покупает семья годами, вырос вдвое, а то и втрое. «Живем с мужем вдвоем, — рассказала читательница Евгения Георгиевна. — Муж на пенсии, я пока работаю. Денег стало не хватать, хотя еще недавно мы могли себе позволить поездку в отпуск раз в год, покупали билеты в театр по 30-40 евро. Сейчас ввели режим жесткой экономии — только самое необходимое».

Читатели vestі.lv рассказывают, что привычная корзина товаров сильно подорожала, и бюджет, который ранее планировался на покупку продуктов, приходится увеличивать. За счет чего – вот вопрос. «Мой обычный набор продуктов (творог, сметана, молоко, печенье, сосиски, курица, помидоры, хлеб, масло, макароны, гречневые или рисовые крупы, сахар, чай) стал дороже вдвое, а масло и крупы — в разы», — говорит рижанка Виктория. Она рассказала, что обычно на повседневные покупки у нее уходило 10 евро, в прошлом году сумма увеличилась до 20, а теперь не всегда в 30 евро укладывается.

Как замечает vestі.lv, «курица, которую привыкли есть в целях экономии, сейчас стоит, почти как заморский страус, — 9 евро без цента за килограмм филе! Как говорит одна читательница: «Увидела цены — и аппетит пропал». И мясо осталось только понюхать или в праздники готовить, если деньги останутся: килограмм говядины стоит от 7 до 10 евро, свинина — не намного дешевле.

Молочные продукты, к которым латвийцы привыкли, сейчас так «кусаются», что думаешь: может быть, творог без сметаны можно кушать, а бутерброд без масла и кашу варить на воде?»

В Латвийской ассоциации торговцев пищевыми продуктами отметили, что сейчас покупатели более тщательно подходят к выбору продуктов в магазине. Статистика сообщает, что падение уровня жизни латвийцев, получающих минимальную зарплату, этой осенью составило около 22 процентов. Уровень жизни снизился как минимум на 15 процентов по сравнению с прошлогодним. Людям, получающим минимальные и низкие зарплаты, этой зимой придется резко сократить все расходы, не связанные с выживанием, и отказаться от прежнего ассортимента продуктов. Это означает снижение уровня и качества жизни.

Согласно данным Центрального статистического управления, большинство в Латвии зарабатывает меньше средней зарплаты в месяц, а 10 процентов — меньше минимальной зарплаты.

Жители начали активно использовать свои сбережения, чтобы покрыть ежедневные расходы на покупку продуктов и на жилье, возрос спрос и на потребительские кредиты. Банки сообщают, что люди начали снимать деньги со своих вкладов. Например, в марте 25 процентов жителей Латвии отметило, что они были вынуждены начать использовать сбережения, а в сентябре это признало уже примерно треть опрошенных. Как отмечают эксперты, эта тенденция усилится, поскольку самый сложный этап по отношению к жилищным затратам еще впереди, отмечают экономисты.

Волна краж

Рост цен также «поспособствовал» активности воров. «Мы видим, что доходы людей снижаются или в худшем случае кто-то вообще лишается источника дохода. Есть люди, которые берутся за кражу», — очертил tv3.lv общие тенденции в сфере магазинных краж глава Ассоциации охранных компаний Арнис Марцинкевич. «У воров разные мотивы. Возможно, люди теперь могут положить что — то в карман, потому что просто не могут себе позволить купить все необходимое для повседневной жизни с учетом инфляции и увеличения ежемесячных расходов», — говорит член правления и директор по маркетингу сети магазинов «Top!» Илзе Приедите.

«Если раньше существовали отдельные социальные группы, которые можно было идентифицировать как потенциальных воров, то сейчас выделить специальную группу риска уже невозможно, потому что воруют от подростков и даже детей до пенсионеров. На кражах попадают люди самого разного возраста и социального положения. Это типично для этого года, — говорит Арнис Марцинкевич. — Раньше из торговых точек воровали в основном более дорогие и ценные вещи, такие как алкоголь и кофе, пытаясь продать их. Теперь крадут даже масло, хлеб и другие элементарные продукты, чтобы просто поесть. Пенсионер просто кладет пачку масла в мешок или сумку и пытается выйти из магазина. Подростки тоже воруют. Даже дети «тырят» сладости. Хотя такие случаи были всегда, теперь их больше. Видимо, родители не могут купить им угощения, поэтому они находят другой способ достать их — хватают в магазине».

Арнис Марцинкевич отмечает, что это создает дополнительную нагрузку и стресс для охранников. Сейчас практически каждый посетитель магазина находится под подозрением. Кроме того, если раньше внимание можно было сосредоточить на полках с дорогими товарами, то теперь она должна быть уделено всем товарным категориям. Полицейская статистика свидетельствует, что в этом году за десять месяцев количество краж, мошенничеств и мелких краж (в основном магазинных) увеличилось на пятую часть по сравнению с тем же периодом год назад. Зарегистрировано 6536 таких преступлений, что на 1109 больше, чем за такое же время в прошлом году.

Проблемы испытывают и торговцы топливом. Есть как клиенты, которые просто заправляются и уезжают, не заплатив, так и те, кто дополнительно использует поддельные номерные знаки, говорит исполнительный директор Латвийской ассоциации торговцев топливом Иева Лигер. «Случаются случаи, когда один и тот же человек неоднократно совершает кражи на разных заправках в разных сетях, — добавляет Лигер. — Количество краж на заправках увеличилось вместе со значительным ростом цен на топливо».

Без подарков и угощений

Инфляция и экономическая ситуация окажут влияние на то, как жители Латвии будут встречать праздники. Каждый второй надеется сократить расходы на празднование Рождества и Нового года, при этом чаще всего люди планируют сэкономить на подарках и сопутствующих расходах. Такая печальная тенденция следует из опроса жителей страны, проведенного Банком Citadele в конце ноября, сообщил новостной портал Delfі. В частности, чаще всего жители планируют сэкономить на подарках — таким образом намерен поступить почти каждый пятый, или 18 процентов респондентов.

Опрос показал, что более экономичные варианты подарков в основном будут выбирать жильцы в возрасте от 30 до 39 лет, а также те, кто уже перешагнул 60-летний рубеж. Реже экономить на подарках планируют жильцы в возрасте от 40 до 49 лет. Второй способ экономии связан с сокращением различных сопутствующих празднику расходов: 17 процентов опрошенных отметило, что будут стремиться уменьшать расходы на такие вещи, как, например, декорации, праздничное освещение, угощения. Еще 12 процентов респондентов отметило, что будут искать другие способы сэкономить, например при праздновании в гостях постараются разделить расходы с друзьями или родственниками.

Пётр ДУНЬКО

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. На этой неделе возможны довольно непростые ситуации.

Здароўе

Что такое циркадные ритмы человека и как они на нас влияют?

Что такое циркадные ритмы человека и как они на нас влияют?

Разбираемся вместе с врачом по медицинской профилактике.