Вы здесь

Секреты ценообразования. Как дачники зарабатывают на своих овощах и услугах


Давно подсчитано, что «бесплатные» дачные овощи и фрукты дорого обходятся: семена, саженцы, удобрения, инструменты, почвогрунт и т.д. стоят не так уж и мало. «Ну, а свою работу мы вообще не ценим», — говорил один из соседей. Впрочем, кое-кто благодаря дачному участку находит возможность заработать неплохую копеечку.


Секреты ценообразования

Не будем рассматривать такой доход от дачи как сдача его в аренду. Поговорим об овощах, фруктах, меде и разного рода услугах.

В нашем СТ несколько хозяек держали кур. Домашние яйца продавали по цене от 3 до 6 рублей за десяток. Почему такая разбежка, трудно объяснить. Но как-то сами собой образовались две группы: «элитная» покупала дороже, кто проще — дешевле. Наверное, только стоимость яиц и определяла элитарность дачников.

Излишки ягод и овощей тоже продавали. Нина Ивановна считала: если ей не нужно ехать на Комаровку, покупать билеты на маршрутку, заботиться о справке, что все выращено на своем участке, а покупатели есть на месте, то и цена должна быть ниже, чем на рынке. А вот Татьяна Филипповна придерживалась противоположного мнения, полагая: раз покупателям не нужно ехать на рынок, то и платить они должны больше.

Покупателей хватало. Во-первых, это арендаторы дач, во-вторых, те, у кого всякие ландшафтные дизайны на участке, а на ужин хочется экологически чистых продуктов. Правда, последний критерий кажется спорным. Ведь если вы сами не используете химические удобрения, то это может делать ваш сосед, и рано или поздно все эти вещества попадут и на близлежащие участки.

В СТ есть два пчеловода, вокруг которых было больше всего споров. Часть дачников утверждала, что у Станислава самый настоящий мед, а у Петра разбавленный, вторая часть предполагала с точностью до наоборот. Сами же пчеловоды только посмеиваются над тем, что покупатели бегают от одного к другому.

Борьба с золотарником и жадностью

Садоводческое товарищество — то место, где хорошо видна разница в продолжительности жизни мужчин и женщин. В возрасте 70+ очень мало семейных пар, а вот вдов — подавляющее большинство. Есть очень активные женщины, которые сами и за рулем авто, легко управляются и с газонокосилкой, и с сучкорезом, а то и с пилой. Но все же больше тех, кому нужна помощь. Наличие детей и внуков ничего в этом вопросе не гарантирует.

Сыну Нины Ивановны проще оплатить услуги разного рода мастерам, чем тратить свое время. Зоя Вячеславовна умеет так распорядиться пенсией, что хватает на все. «Зять пообещает, а потом у него нет времени что-то сделать. Поэтому вот купила беседку и сразу заказала мастера, чтобы собрал. И не надо мне соседа, который возьмет в два раза меньше денег, а потом неделю будет ходить на обеды и еще рюмку требовать», — рассказывала женщина.

Самой востребованной услугой прошлым летом оказалась косьба. Новый председатель СТ начал активную борьбу с инвазивными растениями: золотарником и бешеным огурцом. Если на собрании он сказал о большом ущербе этих растений и о том, что и СТ, и хозяева участков получат штраф, если это безобразие увидят специалисты инспекции природных ресурсов, Людмила Григорьевна выступила с речью:

— Все, что вы говорите, — фейк. Золотарник — очень красивое растение, я внукам в букеты к первому сентября обязательно его добавляю, и в школе им не делали замечаний.

Но Дмитрий Антонович знал, что, как говорят дачники, «Люся выучила новое слово», которое употребляет всегда, когда с чем-то не согласна. Зная характер этой дамы, председатель СТ принес на собрание распечатки документов. Людмила Григорьевна изучила их и стала... самым свирепым борцом с инвазивными растениями. Правда, больше следила за соседними участками. Сама же она не могла скосить золотарник. «В чем проблема? Пусть внук скосит», — предложил Дмитрий Антонович. Людмила Григорьевна с дочкой заголосили: «Это же ребенок!».

И тут выступила еще одна соседка: «Как косить, так ребенок, а как с девушкой приезжать на дачу, то взрослый». Такой скандал случился! В результате полсотки золотарника скосил сосед за 20 рублей. Не могли же женщины позволить 19-летнему «ребенку» освоить триммер.

Зинаида же Васильевна в свою очередь жаловалась на соседей: «Люди же такие пошли бездушные, что не хотят просто помочь одинокой пенсионерке, только за деньги, так еще и попробуй уговорить!».

Действительно, подстроить соседей не так просто, ведь каждому и на своем участке хватает работы. Наше СТ молилось на две семьи из соседней деревни, в которых мужчины от 15 до 70 лет мастера на все руки.

Отблагодарить рублем

В СТ появились новые контейнерные площадки, на которых созданы условия для раздельного сбора мусора. Но в контейнер для пластика бросают траву, бутылки летят в ящики для ТБО. Правление посмотрело записи видеокамер: нарушают правила все. Как пояснили пожилые, «потому что привыкли все вместе выбрасывать». Тинейджеры — потому что «плевать хотели» на ваши правила. Среднее поколение — «буду я, как лох, складывать здесь вам все отдельно». В выходные дни пластиковые бутылки из-под пива валялись прямо на площадке — в контейнеры они уже не помещались. Между тем СТ платит штрафы за несортированный мусор.

В начале сезона Дмитрий Антонович заказал три машины, которые вывозят металлолом. Люди были довольны: выбросили хлам, за который еще и деньги им заплатили. Председатель объявил, что в конце сезона приедут сборщики пластика и стекла. Дачники начали собирать пластик, не ленились даже приминать бутылки, чтобы они занимали меньше места. И вот приехали заготовители. Народ повытягивал из сараев то, что лежало там лет двадцать. У некоторых старый полиэтилен от теплиц рассыпался в руках.

Татьяна Филипповна возмущалась: что-то мало денег дают за эти вторичные ресурсы! Зоя Вячеславовна парировала: «На несколько билетов на маршрутку заработала? Вот и хорошо. И еще все это переработается, а не будет валяться где попало». В итоге многие дачники сказали Дмитрию Антоновичу, что в следующем сезоне этот эксперимент нужно повторить.

Ксения КОВАЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.