Вы здесь

Рождественская сказка в Оперном: премьера «Истории Кая и Герды»


Эта опера называется «История Кая и Герды» — и это принципиальное решение создателей: композитора Сергея Боневича и автора либретто Татьяны Калининой. Действительно, есть нюанс, который отличает музыкальное произведение от сказки Андерсена, которая легла в основу. Однако в нем в том числе ключик к тому, чтобы постановка была интересна зрителям разных возрастов. Маленькие детки посмотрят сказку со злой королевой и разбойниками, подростков должна заинтересовать история первой любви (о чем нас предупреждают вначале в арии Фонарщика), внимание взрослых может привлечь возможность вспомнить чистые и искренние эмоции, как в детстве. Между прочим, режиссер-постановщик спектакля Анна Моторная сама вдохновилась этой оперой с того самого момента, как услышала ее впервые. А было это в 1990-е годы, когда спектакль шел в Музыкальном театре. Поставил его режиссер Юрий Александров, автор художественного оформления — Вячеслав Окунев. Тогда ее поразило необычное звуковое пространство, которое оказалось невозможно забыть. В 1990-е такая музыка казалась современной, а сегодня многие музыкальные ходы уже являются классикой. И в этом также особенность произведения, которую постановочная группа Большого театра Беларуси собирается подкрепить другими средствами.​ 


— Опера «История Кая и Герды» — чудесная сказка, которая расширяет представление о мире, в ней объединяются все человеческие истины, — объясняет главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная. — Поэтому наша задача — соединить идеи и лучшие эмоции, которые она может родить. Все самые необычные впечатления, которые могут быть у ребенка при встрече с изобразительными средствами оперного театра, мне кажется, содержит эта опера. Сказка Андерсена, по сути, не рассчитана исключительно на детей, она очень трепетная и возвышенная, близкая к притче. А в оперном произведении чрезвычайно аккуратно объединяются традиции Большого театра и тонкие камерные интонации. В опере Сергея Боневича представлена вся палитра голосов, вся палитра изобразительных средств — не только солисты, но и балет, и хор, и масштабная сценография. Этот спектакль в Большом театре не может быть маленьким. Потому что благодаря средствам Большого, сказка перерастает в историю любви, борьбы человека за свою душу и воспитания внутренней веры. Она показывает, что самопожертвование и любовь человека — ценные вещи. В этой сказке заявлена важная идея: у каждого должен быть дом. Он должен быть теплым, там должны жить великолепные, добрые и честные люди. Эти люди способны делиться своим теплом. Если на уровне отдельного маленького дома — семьи — будут сохраняться главные истины, то они тогда распределятся на весь мир.

На мой взгляд, этот спектакль должен быть в афише Оперного театра еще и для того, чтобы воспитывать любовь к опере с детства. Ведь семейная опера — это музыкальный спектакль, в котором каждый эпизод и образ должен быть ярким и притягательным для зрителей разных возрастных категорий. 

— Я считаю, что музыка написана гениально. Отличная палитра, гармоничный музыкальный язык — понятный и доступный, — отмечает Юрий Караваев, дирижер-постановщик. — Я прошу музыкантов оркестра, чтобы они играли особенно экспрессивно все темы, касающиеся любви. Фактура непростая, но опера написана просто — там есть чистота и искренность. То, что для нас естественно в детстве, во взрослой жизни, к сожалению, становится не таким очевидным.

Возможно, сказка поможет взрослому вернуться в детство, коснется глубинных струн души, которые позволят вспомнить, что такое настоящее счастье и настоящая любовь, способна возродить то, что должно жить. 

У художников, работавших над спектаклем, задача была сложная, потому что нужно было создать несколько миров — уютный городской, лесной с разбойниками, мир Снежной королевы... художница Ольга Мельник-Малахова считает, что эта сказка — благодарный материал для работы именно потому, что во время путешествия Герды происходит перемена мест, и нужно продумать, чтобы был контраст между средневековым городом, лесом, ледяным дворцом. Детали они продумывали вместе с Андреем Меренковым. Костюмы Татьяны Лисовенко представляют собой историческую стилизацию. А видеоконтент является частью световой фантазийной партитуры. Все сделано для того, чтобы держать внимание театральными средствами, ведь спектакль — конкурент телевизору. Основные в этом действии — безусловно, артисты. Среди них — звезды белорусского Большого театра. Например, партию Снежной королевы будет исполнять заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова:

— Композитор написал маловато для королевы — всего четыре эпизода. И поэтому у исполнителя партии возникают сложности: я считаю, что Королева в этом спектакле — единственное воплощение зла. А все остальные персонажи, даже из свиты — очень милые. Тролли, разбойники — смешные и симпатичные. Получается, что королева должна отвечать за контраст, и это очень сложно. От нее должна уходить соответствующая энергетика. Быть королевой очень сложно, ведь нужно донести идею мирового зла, которое должно быть побеждено. 

Заслуженному артисту Беларуси Станиславу Трифонову поручили роль... Атаманши. Так, партия заявлена композитором для мужского голоса. На самом деле традиция оперы состоит в том, чтобы условности, связанные с персонажами, обозначать голосом. Для исполнения этой партии Станислав Трифонов даже наденет платье... Но он доволен, ведь наконец в спектакле ему никого не придется убивать: 

— У нас благородные разбойники, поэтому я могу уединиться от амплуа вечного вора на сцене. На самом деле нам интересно играть в детских спектаклях, потому что это возможность немного похулиганить. 

А вот Виктору Менделеву, исполнителю роли Кая, вообще пришлось вести наблюдения за собственными детьми. Артист кривлялся у зеркала, чтобы найти нужные движения и мимику... Все ради того, чтобы зрители поверили, что Менделеву 14 лет. 

— Музыка изобразительная и обозначает характер, помогает тембрально окрасить определенные эпизоды, — отмечает Виктор. — В результате происходит метаморфоза, идет постоянное развитие характера героя.

А вот Анастасия Михновец похожа на настоящую Герду и в жизни. Это первый сезон артистки в театре, и она благодарна коллегам за теплый прием, готова работать с максимальной отдачей. Признается:

— Я очень органично чувствую себя в этой партии. Герда — воплощение самой жизни на протяжении всего спектакля. Сначала мы видим трусливую девочку. Но, преодолев большой путь в поисках дорогого человека, она становится смелой и сильной. Девушка, которая любит и готова на жертвенность ради того, чтобы спасти другого. 

Особенность этой постановки в Большом театре Беларуси обусловлена тем, что она создается в 2022 году, когда уже есть большое количество Каев и Герд, воплощенных в различных театрах и кинофильмах. Это будет современный спектакль с артистами, поющими живыми голосами, и в то же время с условными декорациями, традиционными для сказки. И с элементарными чудесами, которые случаются буквально на глазах с благородным оленем, с кинетической летающей совой... Создатели видели свою задачу в том, чтобы привлечь все возможности искусства, особенно оперного, для того, чтобы человек, который, возможно, пришел в театр впервые, полюбил его на всю жизнь. 

Лариса ТИМОШИК

Фото: bolshoibelarus.by

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.