Вы здесь

Виктор Лискович: Мир — завоевание предков, и мы обязаны его сохранить


Год исторической памяти, объявленный главой государства, еще раз подтвердил, что белорусы сильны своей способностью помнить. И не только о том, что греет душу: достижения, успехи, рекорды... Белорусский народ до сих пор не может забыть о наиболее трагическом периоде в своей истории — Великой Отечественной войне. Немного осталось свидетелей тех событий, но новые поколения продолжают помнить и о подвиге своих героических предков, и о страданиях, которые им принесли чужаки. О том, что наша память — не пустые слова, свидетельствуют горы цветов возле памятников и могил преждевременно погибших, возведены заново мемориалы и обелиски, многочисленные патриотические проекты, которых в этом году было реализовано немало.


Почему в них активно участвует подрастающее поколение, рассказал председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Виктор Лискович. Также сенатор поделился некоторыми деталями второго сезона патриотического проекта «Поезд Памяти», который очень востребован среди молодежи.

— Виктор Андреевич, Год исторической памяти завершается. Насколько он был необходим белорусом? О чем заставил задуматься?

— Для белорусов всегда было характерное единство как одно из национальных свойств. В то же время Год исторической памяти посодействовал тому, что мы систематизировали свои знания, видение того, что раньше было. Это очень важно, ведь наше современное развитие основывается на истории. Мы выделили, особенно для молодежи, те главные вехи, что привели к сегодняшнему уровню развития нашей страны. Таких основных этапов, оказавших влияние на белорусское общество, было немало: это и Великая Отечественная война, и послевоенное восстановление Беларуси во всех сферах ее жизни. Причем на всех этапах развития нашей страны всегда была видна роль молодежи, которая активно участвовала и в Великой Отечественной войне, и в восстановлении народного хозяйства, и в освоении целины, и в строительстве БАМа, во многом еще. Молодежь всегда воспитывалась на глобальных, знаковых вещах, которые тогда были необходимы Советскому Союзу, сейчас — современной Беларуси. У нас прекрасная молодежь — очень талантливая и перспективная. Конечно, она должна знать историю, свое прошлое. Неслучайно сегодня мы так много внимания уделяем не просто исторической памяти, а правде. События 2020 года встряхнули мозги некоторых людей, и они по-другому начали осознавать мир и свободу, стали лучше понимать, что мир — покорение наших предков, и мы обязаны его сохранить. Наверное, сегодня нет ничего более ценного. И пандемия, и санкционное давление на Беларусь, и военные действия, которые происходят вокруг нас, заставили некоторых задуматься, что им есть что терять.

— Великая Отечественная война оставила след практически в каждой белорусской семье. Как те события затронули вашу семью?

— Будучи школьником, я перечитал все мемуары советских военачальников, выпущенные на то время о событиях Великой Отечественной войны. Очень любил книги о партизанском движении. Однако о войне я знаю не только из книг. Один из моих дедушек, Демид Савчук, погиб за несколько дней до Победы — 21 апреля 1945 года. Похоронен он в Берлине. Поэтому для меня абсолютно непонятно и очень больно воспринимается уничтожение могил советских солдат в сопредельных недружественных странах. Освобождая Польшу, страны Прибалтики, советские люди отдали собственные жизни ради того, чтобы жили эти народы. Только в одной Польше похоронено около миллиона советских жителей! А они позорят память тех, кто принес им независимость.

Второй мой дедушка, Лаврентий Лискович, который также участвовал в войне, остался жив. Он прожил долгую жизнь — 86 лет, и именно из его уст я очень много услышал о тех событиях. Он был ранен под Будапештом. Войну закончил в январе 1946 года на японском фронте. До призыва на фронт оба дедушки помогали партизанам. Лаврентий Лискович шил для партизан кожухи. Бабушка и дедушка Савчуки были партизанскими связными. Их дом находился на хуторе в Кобринском районе, поэтому народные мстители часто в них останавливались. Однажды пришли к ним с пленным немцем, а он сбежал. По случайности другие партизаны застрелили беглеца, когда тот шел в комендатуру. Можно только представить, чем могло все кончиться, если бы немец туда дошел... Реальную правду о войне я знал из первых уст. Моему отцу было 11 лет, когда она началась. Он тоже многое помнил. Из-за своей скромности многие белорусы не афишировали подвигов своих родных. Считали, что воевать, защищать Родину — обязанность. А в принципе, каждый, кто воевал, в разной степени совершил подвиг. И сегодня об этом надо рассказывать. Очень горжусь тем, что моя внучка знает о подвигах своих прапрадедов: где воевали, какие имели награды (они хранятся в нашей семье). Всегда, когда проходят памятные мероприятия, внучка участвует в них, на демонстрациях несет в руках портрет одного из своих героических предков. Причем это ее внутренний посыл, личное желание.

— Воплощением всей патриотической работы в молодежной среде в этом году стал совместный проект Совета Республики Национального собрания Беларуси и Совета Федерации Федерального Собрания России «Поезд Памяти». Вы не только являлись руководителем организационного комитета по подготовке данного проекта, а и проехали с детьми на поезде из пункта «А» в пункт «Б», вернулись с ними обратно...

— Ехать было уже самым простым, несмотря на то, что на маршруте не раз возникали разные нюансы. «Поезд Памяти» — уникальный проект. Притом, что участвовало в нем 200 парней и девушек (по 100 — из России и из Беларуси), он объединил не одну тысячу детей. В каждом городе (а их на маршруте было 15) пассажиров поезда встречали сверстники, с которыми участники проекта общались в течение дня. Уже к концу первого дня дети стали единым целым, не было различия — это ребенок из Якутии или из Гомельской области.

15 дней пролетели очень быстро. За это время подростки многое увидели, многое пропустили через себя, успели все осмыслить, обсудить и, самое главное, стали проводниками увиденного. Участники проекта подружились, они до сих пор остаются на связи в социальных сетях. Думаю, что второй сезон «Поезда Памяти» будет еще более интересным.

— Поделитесь, чем планируете удивлять юных патриотов?

— Движение «Поезда Памяти» всегда будет начинаться 22 июня в городе Бресте, заканчиваться — 3 июля в Минске. Однако маршрут будет меняться. В этом году планируется посетить более южное направление: Волгоград, Курск, где происходили ключевые бои Великой Отечественной войны. Что касается белорусских городов, то дети побывают в Минске, Бресте, Гродно, Могилеве, Жлобине, Гомеле. Предполагается, что расширится география участников проекта: вместе с детьми из Беларуси и России в «Поезде Памяти» проедут школьники из Казахстана, Кыргызстана и Армении. Отбор в проект будет осуществляться на конкурсной основе. Конкурс пройдет в несколько этапов. В первом этапе примут участие не только десятиклассники, которые в итоге поедут в поезде. Попробовать свои силы предлагают и учащимся младших классов — для того, чтобы сформировать представление о проекте, заинтересовать дальше участвовать в нем. Участниками проекта станут представители разных регионов нашей страны. Во время отбора предпочтение будет отдаваться детям, которые любят свою страну, изучают ее историю, занимаются патриотической работой, поисковой деятельностью. За пять-шесть лет существования этого проекта сформируется сильная плеяда тех, кто будет распространять и отстаивать правду о Великой Отечественной войне.

— Большое количество желающих стать участником проекта «Поезд Памяти» свидетельствует об интересе подрастающего поколения к истории своей страны, патриотических настроениях в молодежной среде. Это красноречивый пример того, что патриотическое воспитание в нашей стране осуществляется не по принуждению, как трактуют некоторые наши оппоненты...

— Поезд только прибыл в Минск, как через неделю нас атаковали звонками: люди спрашивали, будет ли проект в следующем году и как стать его участником. Очень положительно восприняли такую работу с подрастающим поколением отца. В общем формализма не должно быть в идеологической работе. Он должен быть исключен из повседневной жизни любого человека. Особенно это актуально в работе с молодежью.

— Часто приходится слышать, что, мол, мы что-то упустили в воспитании молодежи...

— Если родители хотят воспитать своего ребенка, если учитель хочет его научить, а сам ребенок хочет учиться, то ничего не будет упущенным. Взрослые собственным примером должны показывать детям свое отношение к природе, истории, государству, к своей работе. Если ты сам будешь любить и свою страну, и дело, которым занимаешься, то и дети это полюбят. Основная масса наших детей очень неплохая: у них разносторонние взгляды, разнообразные увлечения. Взять хотя бы конкурс «100 идей для Беларуси» — сегодня дети предлагают много интересных проектов, которые стоят того, чтобы их реализовывать. У нас много одаренных ребят в искусстве, науке — специальный фонд Президента поддерживает таких детей. Каждый имеет право выбрать, чем ему заниматься. Однако общее — это наша страна, ее безопасность. И когда страна нуждается, каждый должен отложить в сторону свои умения и заниматься основным – защитой своей Родины, своих рубежей. И это человек должен понимать с малых лет. Сегодня для детей, которые учатся в военно-патриотических классах, занимаются в военно-патриотических клубах, открыты двери любой воинской части. Мое глубокое убеждение, что ребенок каждый год должен бывать в воинской части, буквально с первого класса. В результате за десять лет обучения в школе оно поймет, что такое армия, какие у нее возможности, и мировоззрение ребенка уже будет подготовлено к тому, что в 18 лет нужно будет пойти и пройти воинскую службу, получить навыки защиты своей Родины. Военно-патриотические клубы очень востребованы: и мальчики, и девочки хотят попасть в эти молодежные военизированные подразделения. И абсолютно не обязательно, что эти дети потом станут военными. Где они будут работать — это уже другой вопрос. Самое главное, что эти дети сформируются патриотами своей страны и при необходимости смогут ее защитить.

— Вы входите в Совет по исторической политике, который уже почти как год действует при Администрации Президента...

— Совет, который был создан по поручению Президента, решает разнообразный спектр вопросов. Те из них, которые мы рассмотрели в этом году, показали актуальность и необходимость функционирования Совета. В него входят люди разных специальностей, представители многих сфер жизнедеятельности, возрастов. Решения, консолидировано принятые Советом по исторической политике, содействуют развитию нашего общества.

— В нашей стране многое делается для сохранения исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Эта обязанность государства закреплена в обновленной Конституции. А что, на ваш взгляд, должен сделать каждый белорус, чтобы не был забыт подвиг наших предшественников, чтобы не допустить такого бесчеловечного издевательства над их памятью, как это происходит в соседних странах?

— Каждый житель нашей страны в первую очередь должен жить по тем законам, которые формируют нашу историческую политику. Для этого парламентариями в последние два года проведена очень большая работа, принят ряд законопроектов, направленных на недопущение искажения итогов Великой Отечественной войны, на сплоченность белорусского общества. Речь идет о законе «О геноциде белорусского народа» и Законе «О недопущении реабилитации нацизма». Эти два важнейших документа позволяют идти обществу в правильном направлении — помнить историю, не допускать ее искажения, а также жить в мире и согласии. Только сохраняя традиции и умножая достигнутое предыдущими поколениями, можно гармонично развиваться дальше.

— До сих пор не утихают дискуссии о том, что сегодня понимать под патриотизмом и можно ли научить быть патриотом. Как считаете, это возможно?

— При рождении все дети находятся практически в равном положении, не считая тех генетических доминантов, которые даны от природы. Конечно, что-то в этом плане может прийти с генами. Остальное будет зависеть от того, что на первом этапе в жизни ребенка станут вкладывать в него родители, а потом те, кто его окружает: школа, коллектив и др. Многое зависит и от атмосферы в обществе. Если она такая, как у нас в стране, — направлена на сохранение и развитие, — то, конечно, основная масса людей будет воспитываться патриотически настроенными гражданами. Большое влияние на патриотизм оказывает и общественная работа. Сегодня у нас создано немало общественных организаций (наиболее авторитетные из них «Белая Русь», Белорусский союз женщин, БРСМ, ветеранская и профсоюзная организации), на площадках которых можно и себя проявить, и принести пользу обществу.

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.