Вы здесь

Обращение в редакцию. Яблонька раздора, или Земельный спор на улице Мирной


Говорят, что близкий сосед лучше дальнего родственника, но, к сожалению (и свидетельством тому наша почта), далеко не все соседи живут дружно: часто не слышат друг друга, не хотят идти навстречу. В результате — споры, условно говоря, за метр земли, которые иногда тянутся годами, рассматриваются судами, требующими колоссальных затрат, а уж сколько нервов портят…


Та самая яблонька раздора...​

Что интересно: каждая из сторон до последнего считает, что она права.

«Выкупили этот участок, приехали и командуют...»

В частности, в этом месяце мы получили письмо, в котором речь идет о земельном конфликте из деревни Теляково, что на Узденщине. Зоя Ничипорович прописана в родительском доме вместе со своей 80-летней мамой. Рядом с домом женщины имеют 25 «соток» земли. А напротив, через дорогу, — еще один, чуточку меньший участочек. Именно возле него и о нем разговариваем с Зоей Владимировной по моему приезду. «Этой землей мои родители пользуются с 1966 года, — говорит женщина. — Здесь, сколько себя помню, садим картошку и другие овощи...»

В 2002 году Зоя Ничипорович написала заявление в сельсовет, и ей выделили те 16 «соток» на 30 лет в аренду. Спустя 18 лет женщина решила узаконить землю, которой пользовалась. Говорит, что в 2020 году много обращалась и писала в Дещенский сельсовет, Узденский райисполком, Миноблисполком. Просила, чтобы ей дали ту пахотную землю в пожизненное наследуемое владение для ведения собственного подсобного хозяйства. И только в 2021 году получила свидетельство о регистрации.

«Мы с мамой заплатили 514 рублей и вызвали специалиста из землеустроительной службы ГП «БелПСХАГИ». Оно все размеры и восстановило границы моего земельного участка, обозначив их металлическими столбиками. На основании тех столбцов люди, которых мы наняли, и поставили сетку Рабица. Теперь же Дещенский сельисполком присылает предписание, чтобы я перенесла свою ограду. Раньше, когда весь сопредельный участок принадлежал местной жительнице Шамко Марии Степановне, никаких проблем не было, жили с соседями дружно. Два года назад часть ее «соток» отдали Ячменеву Владимиру Михайловичу, который построил там дом. Если честно, не знаю, как так получилось, что при живой Маньке часть ее участка дали другому человеку. Как сельсовет уговорил ее отказаться от своих «соток»...

Не знаю, может, тот Ячменев дом построил с нарушениями. Так если там не хватает метров до моего участка, чтобы ввести дом в эксплуатацию, то подойди, скажи: «Зоя Владимировна, хочу свой дом узаконить, давайте решим с вами мирно, по-соседки этот вопрос. Отодвиньте, пожалуйста, свой забор». Но, увы, этого не произошло. Больше всего было обидно, когда Ячменев мне заявил: «Зоя Владимировна, вы знаете, что ваша яблоня растет на моем участке?». Как она может ему принадлежать, он же ее не садил? Выставил свой колышек за мою яблоню. Мол, вы мне должны столько отступить. На каком основании я ему должна отступать? Это же он залез на мою землю. А предписание сельсовет пишет мне. Мол, я неправильно установила ограждение, самовольно захватила 1,1 метра земли.

С кем я не разговариваю, у всех участки ровненькие. Только у одних нас с мамой, как у вдов, буквой «Г» стоит ограда. Как такой участок обрабатывать? Видимо, придется часть земли вскапывать вручную. Ведь тут же трактор не подъедет.

Я не конфликтный человек, ни с кем не хочу ссориться. Но просто не понимаю, на каком основании я должна вот так уступить кусок земли, которую всю жизнь обрабатывали я и мои родители, приезжему человеку. Как вообще ему могли дать участок с нашей яблонькой? Президент по телевизору говорит, чтобы выделяли землю не в ущерб местным жителям, чтобы не ущемляли наши права. А у нас получается наоборот. Мама плачет: «Доченька, неужели мы правды нигде не добьемся? Я здесь всю жизнь проработала (сначала дояркой, потом сборщицей молока). Я здесь никто и ничто. Чужой человек выкупил участок, приехал и еще командует нами, «наезжает» на здешних. Как так можно?». Ей больно, говорит: «Доченька, ну вот раньше было по-человечески»... В старину вообще заборов не было, борозды трактором нарезали между участками. Тем не менее, как-то в деревне соседи между собой договаривались, никто никаких претензий никому не предъявлял. Я не против границ, ограждений, пусть будут. Но ведь чтобы было все по справедливости. Здесь, наверное, без суда не обойдется, нужно будет какого адвоката нанимать«. 

«Женщина самовольно «присвоила» себе кусок соседской земли»

За комментарием я обратилась в Дещенский сельисполком и Узденский райисполком. Там утверждают, что ситуация прозрачная. «Очевидно, что нарушителем законодательства о земле является гражданка Ничипорович, — говорит председатель Дещенского сельсовета Владимир Болтенков. — Она самовольно «присвоила» себе 1,1 метра соседской земли. Раньше, когда смежными участками пользовались две семьи, у них четкой границы между собой не было. Год так пахалась земля, год так. Жили дружно, и проблем не возникало. Споры возникли при попытке узаконить владение землей новым — третьим — землевладельцем...»

Этот участок обрабатывается родителями Зои Ничипорович (а теперь и ею самой) с 1966 года.

По его словам, гражданину Ячменеву земельный участок предоставлен в частную собственность на законных основаниях. Ранее он был выделен местной жительнице Шамко Марии Степановне для ведения личного подсобного хозяйства. Потом бабушка переписала часть своих «соток» на дочь, которая задумала было строиться, но спустя годы отказалась и от этой затеи, и от земли. Участок (границы ему уже были присвоены) мы выставили на аукцион. Гражданин Ячменев приобрел его для строительства и обслуживания жилого дома. Он зарегистрировал свой участок, получил все необходимые документы и, отступив три метра, как предусмотрено законом, от границы с соседним участком, начал заливать фундамент.

После того как прошел аукцион, Зоя Ничипорович поняла, что у нее могут со временем забрать арендную землю, которую она обрабатывала, поэтому женщина обратилась к нам с просьбой переоформить ее в пожизненное наследуемое владение. Мы ей не отказали, учитывая, что ее мать всю жизнь прожила в этой деревне, уважая ее возраст и то, что насчет участка к ним вопросов нет, огород был всегда ухожен. Отдали ей те «сотки» бесплатно. Она заплатила только за оформление документов«. 

По словам начальника отдела землеустройства Узденского райисполкома Елены Гречко, если в аренду Зои Ничипорович сельисполком выделил 0,16 га земли, то в пожизненное наследуемое владение — почти на полторы «сотки» больше — 0,1764 га. «Тем не менее, женщине, видимо, захотелось что-то сравнять, поэтому она поставила ограждение не по установленным специалистам землеустроительной службы границам, а по тем, которые она посчитала правильными. Тем самым самовольно захватила лишние сантиметры у соседа. Владимир Ячменев построил дом согласно утвержденной проектной документации, никаких нарушений с его стороны не выявлено.

— Зоя Ничипорович переживает, что у всех людей равные участки, а ее искривлены...

— В стране создана единая информационная база, в которой содержатся данные обо всех земельных участках с координатами их границ. Так какой только формы там у людей нет — даже треугольные... Это в новых микрорайонах, когда разбиваем землю на участки, стараемся, чтобы все были равны, прямоугольные.

— Гражданин Ячменев уже давно мог подать иск в суд на соседку по самозахвату, — добавляет председатель Дещенского сельсовета. — По решению суда снесли бы ту ограду и женщина бы еще платила за суд. Но пока он это не делает, надеется, что мать с дочерью образумятся. Я уже не раз им советовал: не ссорьтесь, отступите вы этот метр, перенесите ограждение и живите спокойно. Все равно ничего не добьетесь, ведь по закону новый сосед прав. Вы же залезли на чужую землю, а не он. Это мы второй год доказываем. Если говоришь устно, то в одно ухо залетело, в другое вылетело. Поэтому земельная служба Узденского райисполкома вынесла Зое Ничипорович предписание, чтобы она перенесла свой забор. Это сделано в первую очередь на случай, если вдруг соседи не помирятся и пойдут в суд, чтобы гражданка Ничипорович там не стояла с круглыми глазами: я, мол, не знала, мне никто ничего не говорил...

— Владимир Ячменев обратился к нам, — добавляет Елена Гречко. — Спрашивает: «Как мне вернуть свою законную землю, у меня и так небольшой участок?». Местные власти не могут вмешиваться в спор между соседями, так как это гражданско-правовые отношения, они разрешаются либо по взаимному согласию, либо через суд. Яблоня действительно растет где-то на границе. Может, когда-то садили тоненький саженец, за столько лет она разрослась. Им нужно между собой как-то договориться. Когда с Зоей Владимировной разговариваешь, я ей пыталась это объяснить, она как будто соглашается, все понимает, и все равно ничего не делает. Осенью договорились, что после того как выкопает картошку, она уберет или перенесет часть ограждения, что между ней и соседом. Если бы так сделала, сосед весной поставил бы новую по правильной линии. Но...

Надежда ДРИНДРОЖИК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.