Вы здесь

О чувствах — с иронией. Смотрим самый новогодний фильм с психологом


Комедия «Ирония судьбы, или с легким паром» впервые была представлена публике 1 января 1976 года. На протяжении жизни нескольких поколений эта картина – обязательный, неотъемлемый атрибут Нового года. Нестареющий фильм давно разобрали на цитаты, которые зрители произносят за актеров, опережая реплики с экрана. Его помнят покадрово и те, кто родился в Советском Союзе, и те, кто появился на свет гораздо позже. И те, кто любят эту картину, и те, кто терпеть ее не могут и вообще по СССР совершенно не ностальгируют. Это уже не кино – это, хотим мы того или нет, традиция, часть нашей жизни. 


Но о чем же на самом деле эта история? И почему она запала в душу многим поколениям зрителей? Об этом мы решили спросить у практикующего семейного психолога, гештальт-терапевта Екатерины Алехиной.

Путешествие из Москвы в Ленинград

Господи, как скучно мы живем! В нас пропадает дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…

Цитата из фильма

Самым новогодним фильмом картина Эльдара Рязанова стала не сразу, а лишь спустя десять лет после премьеры. До этого традиционным новогодним фильмом считалась «Карнавальная ночь» – если помните, об организации «корпоратива» в Доме культуры. Но постепенно перипетии общественных и производственных отношений, в которые вплетены личные мотивы, перестали находить прежний отклик в душе телезрителя, а Новый год стал преимущественно семейным праздником. И поиски личного счастья для многих стали важнее признания в коллективе.

Сценарий фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» был написан еще в 1969 году. Но герои фильма по-прежнему очень современны.

– Они ничем (ну, может, кроме отсутствия смартфонов) не отличаются от современных горожан, – говорит Екатерина. – В них и сегодня зрителю легко узнать себя. Они боятся кому-то открыться, стараются выглядеть в чужих глазах лучше, умнее, успешнее, чем они есть на самом деле, не любят готовить (и при этом любят вкусно поесть), страшатся одиночества и стремятся быть счастливы, не зная, чего хотят на самом деле и как это «личное счастье» найти.

Создатели фильма, скорее всего, сначала просто задумали рассказать зрителю добрую историю о новогоднем чуде. Собственно, таких фильмов – о любви, которую по воле случая люди нашли в волшебную новогоднюю ночь, во всем мире снята не одна сотня, и они продолжают сниматься ежегодно. Но, вероятно, по причине исключительного таланта команды, работавшей над «Иронией судьбы», фильм получился очень жизненным. И, если разобраться, очень грустным. Хотя и смешным.

– Об «Иронии судьбы» написано немало – и развлекательных статей, и даже серьезных психологических работ, – говорит собеседница. – Потому что этот фильм уже не просто фильм, а полноправное жизненное явление и важная новогодняя традиция. В частности, интересный разбор персонажей предлагает известный психолог Михаил Лабковский в своей книге «Хочу и буду». И лично мне его взгляд кажется наиболее глубоким и аргументированным.

Итак, разбираемся с персонажами: чему они могут научить нас, живущих почти через полстолетия после выхода фильма на экраны.

Лукашин: в тихом омуте…

— Я не проходимец, как будто вы этого не видите. Я несчастный человек.

— Как будто несчастный человек не может быть проходимцем!

(Цитата из фильма)

И начнем с главного героя – Жени Лукашина. Можно сказать, что сюжет фильма – история о том, как две красивые женщины (невеста Галя (эпизодическая роль) и главная героиня Надя) сражаются за этого в общем-то заурядного, не слишком привлекательного мужчину. Кстати, на роль Лукашина, оказывается, пробовался Андрей Миронов. Но он не сумел быть в кадре достаточно заурядным, непривлекательным и не харизматичным.

– Что мы знаем о Жене Лукашине? Он живет с мамой, и его это вполне устраивает. При этом он собирается жениться. Мы понимаем, что, в принципе, ему не важно, на ком – просто обзавестись семьей ему «пора», завести семью «пришло время». И инициатива тут явно принадлежит невесте – это Галя женит его на себе. Его же вполне устраивает жизнь с мамой. Скорее всего, брак Жени с Галей, если бы он состоялся, был бы изначально обречен: Женя явно даже после свадьбы собирался строить свою жизнь не с женой, а с мамой. Помните, как невеста говорит ему в начале фильма: «Я хочу встречать Новый год с тобой! И только с тобой!», а он ей отвечает: «А мама? Мама с нами будет?».

Итак, «маменькин сынок» живет скучной размеренной жизнью. Идеальный муж для женщины, которой тоже «уже пора замуж», потому что «биологические часы тикают». И Галя берет, что называется, быка за рога и прокладывает грудью дорогу к счастью. То есть решает сделать то, что не удалось ее предшественнице, от которой Лукашин сбежал («Я уже делал предложение одной женщине и, к моему великому удивлению она согласилась. Но потом, когда я представил, что она будет (…) каждый день мелькать у меня перед глазами…»).  Потому что в те времена считалось (да и в наше время порой еще считается), что к определенному возрасту женщине нужен муж. Хотя бы в качестве объекта ненависти…

– Внешне Лукашин вполне успешен, он врач-хирург. Звезд с неба не хватает, просто работает в поликлинике. Но в целом – положительный, образованный, не пьет… Кроме тех редких случаев, когда он решает «оторваться». Оторваться от мамы, невесты, привычной размеренной жизни. И тогда он становится другим человеком. У него появляется смелость (несколько истеричная), появляется драйв, он становится дерзким и деятельным. «Я впервые чувствую, что на все способен!» – говорит он Наде. Но, можно с уверенностью сказать, не впервые. Просто такие сильные эмоции появляются у Жени редко, и в определенные моменты жизни, когда он, говоря современным языком, «отрывается». Это достаточно распространенный поведенческий сценарий в том числе и многих современных мужчин. Когда эмоциональный всплеск себя исчерпает, такие люди возвращаются к своей обычной жизни как ни в чем не бывало, чтобы через какое-то время, часто запланированно (как, кстати, и герой фильма), снова уйти в отрыв.

Надя познакомилась с Женей именно в такой момент его жизни, и «повседневного» Лукашина она не знает. Могут ли они, теоретически, быть вместе, если мысленно продолжить эту историю за ту черту, которую проводят титры?

– Пожалуй – в гостевом, как сейчас сказали бы, браке. Который, вполне возможно, у них и сложился бы по логике развития персонажей.

Надя: и дома, и замужем

— Вы замужем?

— Ну, какое это имеет значение?

— Значит, не замужем.

Цитата из фильма

34-летняя красивая, образованная женщина. Учитель русского языка и литературы. Играет на гитаре и поет чувствительные романсы. Живет с мамой.

– Оставим в стороне квартирный вопрос, актуальный и сегодня, и порой практически нерешаемый в советских реалиях. Это ведь кино, а значит, художественную реальность можно было выстроить любую. Но Надя живет с мамой потому, что это – тоже штрих к ее портрету. Она чувствует себя несчастной («Прихожу домой, сажусь в кресло и начинаю себя жалеть…»), ей одиноко, но по факту она не готова строить взрослые, серьезные отношения.

Почему мы делаем такой вывод? Потому что Надя рассказывает о своей длительной связи с женатым мужчиной («Встречались два раза в неделю. В течение 10 лет»).

– На такую длительную связь с женатым мужчиной обычно идут женщины с психологией жертвы, – поясняет специалист.

Хочет ли Надя замуж? Нет, она хочет быть счастлива, хочет большой и чистой любви «из книг». И при этом – жить с мамой, потому что так удобней и безопасней. А Ипполит – положительный, «взрослый», надежный, с «серьезными намерениями». Это компромисс давлению общества: так же, как и Лукашин, как и его невеста Галя, Надя считает, что к определенному возрасту «надо создать семью».  («И подруги советуют: смотри не упусти…»). Такой брак психологи называют «функциональным», то есть удобным обоим партнерам (где о любви, в общем-то, речи не идет). Разумеется, Ипполита героиня не любит, иначе Лукашин не смог бы сбить ее с толку. Но чем же привлек красавицу-Надю пьяный хам, ввалившийся в ее квартиру (который, постепенно трезвея, оказывается не таким уж хамом)?

–  Женя для Нади на подсознательном уровне – вполне подходящий мужчина. Он из другого города, кроме того, всячески избегает брака. По логике развития персонажей, Лукашин, я бы сказала, станет жить «на два города». И каждый из влюбленных по факту останется со своей мамой и со своей жизнью. Что Надю (на подсознательном уровне) вполне устраивает (хотя и делает ее несчастной): и мужчина в ее жизни будет, и жизнь менять не надо.

Ипполит: еще один одинокий человек

Какая же гадость эта ваша заливная рыба!

Цитата из фильма

Итак, Надя не любит Ипполита. Но любит ли Ипполит свою невесту?

– Пожалуй, тоже нет. Для него Надя – то, что называется «прекрасный вариант», как пишет Лабковский. Красива, образована, послушна, молода, но не юна… Она – стабильный и спокойный «вариант» для тихой, небогатой событиями семейной жизни, к которой Ипполит стремится, тоже потому что «пора создать семью».

Уверенный в себе, представительный и «доминантный» с виду Ипполит в приличной бобриковой шапке на самом деле – очень неуверенный в себе человек. Отсюда – его ревность, его бурная реакция при встрече с Лукашиным в квартире невесты. В результате он разрушает свое счастье своими же руками. Поведи он себя иначе, и случай с появлением Жени в Надиной квартире так и остался бы незначительным эпизодом в жизни Нади. Но Ипполит усугубляет ситуацию и тем самым толкает главных героев в объятия друг друга. Для него жизнь, все ее события и чувства делятся только на черное и белое, на «правильно» и «неправильно». Когда что-то идет не по наезженной колее, он теряется и впадает в истерику. Он не видит, не хочет видеть полутонов, и это – причина того, что он тоже несчастлив.

Так в чем ирония?

Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье?

Цитата из фильма

Иронии в фильме действительно с избытком. Над типовыми домами и квартирами, среди которых живут люди с «типовыми» убеждениями и устремлениями (за рамки которых вырываются в новогоднюю ночь практически все основные герои картины). Над низкими зарплатами врачей и учителей. Но почему это шоу неврастеников, эта история, где никто никого на самом деле не любит, так запала в душу поколениям зрителей? Потому что это – про жизнь, про живых людей. Неуверенных в себе, одиноких, но мечтающих о счастье. Пусть и ненадолго, только на одну новогоднюю ночь, но между главными героями, Женей и Надей, проскакивает искра: возникает настоящее чувство, душевная связь. Это и есть новогоднее чудо.

– И еще один аспект. «Ирония судьбы» словно бы разрешает нам быть такими, какие мы есть – иногда инфантильными, иногда неуспешными, порой смешными. Фильм помогает зрителю принять себя со всеми своими ошибками, страхом одиночества, неуверенностью в себе. Со всеми комичными или некрасивыми ситуациями, в которые порой попадает каждый. Принять себя, посмеяться над собой и – простить себя. Ведь никто не идеален. Но счастье и любовь с неидеальными нами порой тоже могут случиться.

Диана РОНИНА

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.