Вы здесь

Что такое экспозиция литературного музея и где искать ее смысловое ядро


Что такое экспозиция музея? А экспозиция музея литературного? Где искать ее смысловое ядро? Как сделать литературу интересной для массового посетителя? Какие методики и подходы для этого существуют и какими из них пользуются сегодня? По мнению сотрудников главного литературного музея страны, экспозиция — это не просто набор предметов, а очень сложный, растянутый по времени, структурный процесс, требующий комплексных подходов (научного, географического, исторического)…


Фрагмент постоянной экспозиции Музея-усадьбы Мицкевичей «Заосье».

Пожалуй, начать стоит с того, что литература — это, прежде всего, книга. Но тут можно возразить: мол, книжки есть и в библиотека — зачем тогда музей? Да книга на пустом месте не рождается, а становится результатом многих событий. В конце концов литературу, уверенный в музее, нужно рассматривать как историческое явление, как способ отражения времени. Если задуматься, влияние на нее оказывают не только история государства либо политически-общественная сторона жизни, но и география, и даже биосфера той части планеты, где она возникает.

Белорусская литература во многом переплетена с другими национальными литературами. Наша страна находится на пересечении многих путей: и торговых, и туристических тоже. «Такой у нас этногенез и такая у нас биосфера, — отмечает Ирина Князева, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Музея истории белорусской литературы. — Отечественная литература не то чтобы сама по себе, да действительно аутентичная, особая, присущая только этой части планеты».

Собственно говоря, сотрудники ГМИБЛ, работая над экспозицией, прежде всего опираются на то время, когда литература (читай «книга») возникала, создавалась, когда рождались те или иные литературные течения. Соответственно, книги являются основной частью такой экспозиции, особенно когда дело касается древних, старопечатных изданий и тем более изданий аутентичных либо, как говорят, прижизненных. Последние всегда вызывают особый интерес.

В распоряжении музея ИБЛ очень богатые фонды (свыше 110 тысяч единиц хранения). Все они распределены по коллекциям, коллекции в свою очередь — не только книжки... это и различные археологические артефакты, и документы, и фотодокументы, и медали, и, что особенно важно, эпистолярии (переписки) писателей. Сюда входят также собственные вещи литераторов и даже коллекции, которые они собирали сами. Словом, предметов очень-очень много. «И, конечно же, мы стремимся использовать все», — говорит Ирина Князева.

Вместе с тем, несмотря на то, что экспозиция музея, по меткому определению самих сотрудников, носит «литературно-историко-бумажный характер», учреждение не забывает и о современности. Пытаясь удержаться на волне времени, музейщики использовать разнообразные ноу-хау, возникающие в обществе (например, интерактивные артефакты и цифровые технологии). Кроме того, среди экскурсоводов выработалось кредо: во время экскурсий они стараются быть для посетителя не ментором, не учителем с указкой, а своего рода сталкером, который, словно в тайную зону, вводит группу в ту или иную тему.

Выставка к 100-летию журнала «Полымя».

Важно, чтобы эти отношения с посетителями были как можно более живы, естественны. Здесь помогут и конкурсы, устроенные напрямую во время экскурсии, и готовность «сталкера» в любой момент ответить на любые вопросы, даже самые нелепые (чаще всего они таковыми кажутся только на первый взгляд). «Не то, что я сейчас проведу экскурсию, а напоследок вы зададите мне вопросы, нет. Если заинтересовал какой-то момент, у посетителя должна быть возможность озвучить его сразу. От этого экскурсия только выиграет», — делают акцент в музее.

Музейное здание по улице М. Богдановича в Минске — своеобразная метрополия, центр уникального литературного холдинга (как называют его сотрудники) под названием «Государственный музей истории белорусской литературы». Экспозиция здесь охватывает весь период существования белорусской письменности: со дня возникновения до сегодняшнего времени. Филиалы же, наоборот, посвящены отдельным персоналиям. Но и в главном музее, и во всех его филиалах есть как постоянные экспозиции, так и временные, которые проводятся по случаю юбилеев либо других исторических дат. Нередкое явление – и обменные выставки с другими музеями.

Что представляют собой временные экспозиции? Значимым поводом для их проведения являются и календарные праздники. Вот как музей может поздравить с Новым годом своих посетителей? Елка? Ну, это само собой. Возможно, какие-то торжества? Да, обязательно. Но почему бы не порадовать гостей и тем, что умеет лучше всего — тематической экспозицией? В фойе главного здания как раз проходит такая импровизированная выставка. За витринами — открытки-поздравления. Подписанные, красиво оформленные, эти открытки писатели присылали друг другу под Новый год. Также таким образом музей откликается на события.

На данный момент постоянная экспозиция главного корпуса по улице М. Богдановича находится в стадии окончания. Особенно сложными, по словам сотрудников, оказались первые залы, так как такие большие пласты в истории литературы, как Возрождение, эпоха барокко, бурнный XIX век, период возникновения белорусской драматургии, требуют, как можно догадаться, громадных исследовательских усилий и много времени. Тем не менее работа идет полным ходом, и уже к концу года посетители смогут оценить всю экспозицию.

Для того, чтобы охватить все события культурной жизни, происходившие в тот или иной период, ГМИБЛ также активно сотрудничает с библиотеками страны, с издательствами, с Белорусским государственным архивом-музеем литературы и искусства, с Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов, с Национальной киностудией «Беларусьфильм», другими учреждениями. В музее настаивают: «Охватить неосязаемое — сложная задача, но мы стремимся к ее решению, используя все возможные средства, к которым есть интерес у людей».

История одной вещи

За каждым музейным экспонатом скрываются увлекательные истории. Одной такой — об экспонате из фондов Литературного музея Петруся Бровки — поделились с нами научные сотрудники учреждения...

Известно, что Петрусь Устинович любил писать свои произведения обычным карандашом, но, естественно, иногда приходилось пользоваться и машинкой. Таких у народного поэта Беларуси было несколько, и одну из них музей получил как раз в прошлом году. Объявление о продаже портативной печатной машинки Continental появилось на сайте «onliner.by» в начале марта 2021 года. Вместе с ней продавали рукописи Петруся Бровки, а также текст и ноты песни «Ой-е-ей» на слова Петруся Устиновича и музыку Александра Хлимановича. Машинка находилась в футляре черного цвета для переноски и хранения. Сотрудники музея связались с продавцом и рассказали ему о значимости находки. После переговоров владелец раритета передал его в дар музею.

Никита ЩЕРБАКОВ

Выбор редакции

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?