Вы здесь

Волшебство рождественской ночи. Песни, танцы, гадание и представления


Рождественская ночь в народных представлениях обрастала преданиями и легендами. Даже библейский сюжет благодаря фантазии наших предков-белорусов дополнялся интересными деталями.


«Народная сказка не теряет и никогда не потеряет актуальности, потому что в ней, в ее волшебном содержании, духовности всегда было настроение на добро, — заметил директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Александр Локотко на открытии научно-практического семинара «Рождественские чудеса: легенды и сказки». — За сказкой спрятано много: народное мировоззрение, философия, культура».

До нашего времени дошло 580 сказочных сюжетов, никто из соседних народов не имеет столько! Все эти достижения сегодня исследователям нужно обобщить, издать, донести до следующих поколений, на что обратил внимание Председатель Президиума НАН Беларуси академик Владимир Гусаков.

Но Рождество — не только сказки. Хотя, бесспорно, зимними вечерами на них росли и воспитывались наши предки. Рождество — это и песни, танцы, гадание, представления.

Один из основных мотивов зимнего времени связан с созданием мира. Если заглянуть в рождественские тексты, песни, поверья, сказки, можно встретить сюжеты, которые как раз открывают такие представления. Один из них — о появлении мира от свечной искры, слезы Бога или святого. Часто встречаются «упоминания» о строительстве дома или церкви. Ее могут создавать Бог, голуби или пчелы. Домик такой необычный: в каждом оконце — солнце, звезды, луна, тучи — все признаки мира.

Этими наблюдениями поделился кандидат исторических наук Дмитрий Скворчевский. Он же рассказал и о сюжетах, связанных с рождественской звездой. В Беларуси в самую длинную ночь люди упоминали не только о Вифлеемской звезде. Не забывали и о Венере, которая называлась «Вечерницей», и о созвездии Пояс Ориона, в народе «Три короля», и на звезду капеллу, которую называли «Козой», что тоже появлялось на Рождество. Исследователи даже полагают, что сказочный сюжет про волка и козлят также связан с космосом. Мол, луна (волк) закрывает собой семь звезд Плеяд (козлят), а через некоторое время отпускает их.

Народная фантазия могла превращать небесные светила в одну семью, мол, у солнца и луны детками были звезды.

А знаете, почему в Беларуси верят, что паука нельзя убивать? По одной из версий, он основал мир, по другой — помогал прятаться святому семейству — заплетал вход в пещеру (яму), где находилась Божья Матерь с младенцем.

Вообще, с Рождеством связано много ответов на сказочные вопросы. Почему осина дрожит? — побоялась хоронить святое семейство.

Почему ель иглы не сбрасывает? Раньше, рассказывали в белорусских деревнях, она не была вечно зеленой и ветки ее росли вверх. Когда ель заслонила собой святое семейство, за это приобрела новые качества. Поэтому ее и украшают на Рождество. В Лунинецком районе исследователи записали, что, новогоднюю елку нельзя выкидывать — только сжигать: дым от нее будет идти прямо к Богу.

Кстати, в Евангелии бегствам святого семейства посвящено всего две строки, а в народной культуре — это уже захватывающая волшебная история. Об этом рассказала заведующая сектором этнолингвистики и фольклора Елена Боганева. Святое семейство по разным версиям пряталось в пустыне, в пещере, в доме, в яме, в дупле, под елкой, под можжевельником под березой, под лещиной, у цыган (за что последним разрешено воровать). Орешник за помощь обзавелась вкусными плодами. Во время бегства Божья Матерь забросала младенца травой, а та впоследствии превратилась в пионы. Собака не пускала в дом, где прятались Христос и его мать, кот попросил для них хлеба. Поэтому кота и собаку нельзя бить. А кукушка кукует и деток не растит за то, что помогала воинам Ирода в поиске беженцев.

Сюжет рождения Христа также в народе связан с определенными представлениями. От того, как себя вели животные, сложилась их дальнейшая жизнь. Так, конь ел сено из-под Христа, поэтому он постоянно не может наесться. А корова согревала младенца своим дыханием, поэтому ей особый почет от крестьянина — сам кушать не сядет, пока не накормит скотину...

В деревнях еще спрятано много рождественских секретов. Люди действительно представляли этот период как время чудес. Так, на Пинщине принято было бегать к колодцу считалось, что в это время вода превращается в вино. Волшебные сюжеты можно увидеть в песнях или даже еще и услышать от сельчан. Так, в некоторых деревнях старые люди рассказывают, что в ночь перед Рождеством деревья цветут. Вот только увидеть те чудеса сегодня вряд ли кому удается.

Вообще, Рождество — целая волшебная вселенная наполненная событиями, весельем, обрядами, которые несли надежду на то, что все в этом году должно хорошо сложиться. Одним из лучших подарков на праздник у наших предков была песня, через которую ряженые как раз и настраивали на хорошие мысли. Может, поэтому и мероприятие, организованное учеными, получилось необычным. Сотрудники Центра исследований белорусской культуры речи и литературы Национальной академии наук подготовили много сюрпризов, среди которых — мастер-класс по изготовлению пауков, визит колядовщиков, встреча с батлеечниками и артистами, выставка древних икон с изображениями Божьей Матери.

Елена ДЕЛЮЛЯ

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.