В Витебской области более 50% автомобильных дорог требуют ремонта. Капитального — свыше 480 километров дорожных артерий или 16,2 процента от общей протяженности; текущего, который предотвратит интенсивный износ, — свыше 35 процентов. Из-за ускоренного разрушения более тысячи сто километров дорог имеют ограничения по нагрузке до 6 тонн.
Обслуживанием автомобильных дорог республиканского значения в северном регионе занимается республиканское унитарное предприятие «Витебскавтодор», на балансе которого находится около трех тысяч километров. В этом числе 358 мостов общей протяженностью более 14 тысяч метров. За обслуживание местных дорог отвечает коммунальное проектно-ремонтно-строительное унитарное предприятие «Витебскоблдорстрой» — это почти 15 тысяч километров, 857 мостов и путепроводов, свыше 14 тысяч водопропускных труб. В состав предприятия входят 24 филиала: 21 дорожное ремонтно-строительное управление (в районах), управление производственно-технической комплектации, филиал «Витебскдорпроект» и сельскохозяйственный филиал «Клевцы».
В октябре 2022 года в Витебском районе и Новополоцке после реконструкции торжественно открыли два моста через реку Каспля в г. п. Сураж и Западную Двину. Два этих сооружения имеют стратегическую важность для поселка и города — Нефтяника, так как связывают две части указанных населенных пунктов. В Миорском районе в прошлом году открылся обновленный мост через реку Ауту. В планах на этот год указаны текущий ремонт трех мостов на автодорогах местного значения: мост через реку Соколянка на автодороге Орша — Коханово — Обольцы в Толочинском районе, мост на подъезде к деревне Соснино в Шумилинском районе и мост на автодороге казаки — Сосновцы Шарковщинского района. Кроме того, продолжится реконструкция моста через реку Свеченка Республиканской автотрассы М3 Минск-Витебск.
В эту зиму работники дорожных служб имеют в разы больше ям, чем в прошлую. Причина заключается в частых переходах температуры через ноль градусов. Сгладил бы проблему стабильный минус зимой, однако сейчас мы наблюдаем игривое настроение погоды: на Витебщине в начале января снежный покров полностью растаял, а после по еще непокрытым снегом земле и асфальту ударил морозец. На дорожном полотне сначала возникают трещины, в них затекает вода, которая в процессе замораживания-оттаивания делает их со временем все большими. Это сезонное явление, которое играет явно не на руку дорожникам. Что касается качества дорожных работ зимой, то отремонтированные участки асфальта подлежат замене в теплый период. Если удалось «залечить» качественно, такой участок будут ремонтировать по необходимости, но следует понимать, что главной защитой против сезонных дефектов полотна является качественная перекладка асфальта.
«Состояние автомобильных дорог оказывает непосредственное влияние на социально-экономические аспекты развития экономики страны, прежде всего на работу автотранспорта, рентабельность предприятий и условия жизни населения. В последние годы в связи с недофинансированием дорожной отрасли покрытие дорог разрушается ускоренными темпами, — рассказали специалисты РУП «Витебскавтодор». — Потребность средств на проведение ремонтных мероприятий при условии доведения транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автомобильных дорог области до нормативных требований в 2023 году составляет более 474,5 миллиона рублей. Физический объем потребности в ремонтах — свыше 1,5 тысячи километров, что составляет 51,5 процента от общей протяженности».
Судя по потраченным средствам на содержание, текущий и капитальный ремонты из республиканского дорожного фонда — 116,7 миллиона рублей — нормативные требования в полном объеме северный регион не выполнит, однако сложные участки дорог будут отремонтированы. В 2023 году запланирован капитальный ремонт 12,87 километра республиканских автомобильных дорог Витебской области, а том числе дороги Р22 Орша — Дубровно — до М1/Е30 (Буда) на участке 2,950 — 8,750 км. Будет выполняться капитальный ремонт трассы М1 / Е30 Брест (Козловичи) — Минск — граница Российской Федерации (Радьки) на участке 573,800 — 580,864 км, а также путепровода на 555,824 км автодороги М1 / Е30. На капитальный ремонт автодорог области будет направлено 27,1 миллиона рублей.
Обслуживанием и ремонтом сельских дорог занимаются филиалы КУП «Витебскоблдорстрой», в Витебском районе за качество обслуживания дорожной сети отвечает ДРСУ 144, на помощь коллегам приходит и государственное предприятие «ЖРЭП Витебского района». По мере финансовых и технических возможностей работники ДРСУ регулярно проводят работы по укладке нового асфальтового полотна на сложных участках дорог. Так в октябре прошлого года в деревне Зайцево Летчанского сельсовета дорожники не только обновили трассу, но и по просьбе местных жителей установили дополнительную остановку. Накануне районных Дожинок в г. п. Яновичи появилась новая кольцевая развязка, на грунтовых сельских дорогах в деревне Бердники проведен ямочный ремонт. В 2021 году на трассе Витебск — Сиротино был положен новый асфальт, что существенно упростило путь сельских жителей из близлежащих деревень в Витебск. В общем, дорожная ситуация в населенных пунктах в радиусе 20-30 километров от областного центра благоприятная, чего не скажешь про отдаленные населенные пункты, граничащие с Россией. На трассе Витебск — шлыки хороший асфальт после деревни Курино сменяется грунтовой дорогой. Асфальт положен только в пределах деревень, а путь от одной до другой по ухабам занимает по времени практически столько, сколько и преодоление 60 километров по трассе. Поворот на деревню Ковалево Запольского сельсовета и около 9 километров до нее — грунтовая выбитая дорога — существенно усложняет работу автолавки, скорой помощи и других служб. В тех краях ведутся активные работы по лесозаготовке и, вероятно, асфальт не выдержал бы веса спецтехники, которая активно там курсирует. Малочисленным жителям Ковалева остается надеяться только на редкий грейдер. Но, возможно, в будущем трасса на Шлыки станет не хуже Республиканской.
Факт
За 10 месяцев 2022 года в северном регионе по государственной программе «Дороги Беларуси» провели текущий ремонт более 133 километров и капремонт 5 километров дорог республиканского значения. За январь — октябрь завершили текущий ремонт на 263 километрах дорожных артерий местного значения.
Александра ГВОЗДЕВА
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
Валентина Бегеба проехала вместе с автолавкой по малым деревням Пинского района.
Закулисье открытого сердца.
Век живи — век учись.
О преимуществах и удобстве использования цифрового общения.