Художественная галерея в глухой деревне? Вдали от столицы?.. Минчане Артур и Лора Пахлавы, когда слышат подобные, полные удивления, вопросы, только улыбаются. «А почему бы и нет? У искусства нет пределов. Чем смелее затея, тем больше вероятность, что она увенчается успехом, откликнется людям».
Началось все девять лет назад. С того, что Артур и Лора купили на берегу живописного озера в маленькой, но очень красивой деревне Чересово, что под Лепелем, старый дом. Ремонтировать не было смысла. За то время, что здание стояло без присмотра, бревна прогнили. Поэтому на его месте новые хозяева построили другой добротный дом.
— Все эти девять лет мы проезжали мимо заброшенного деревянного дома, находящегося в ста метрах от нашего дома. И не обращали на нее внимания, — говорит Артур Павлов. — И только в прошлом году, в мае, когда в очередной раз проезжали мимо, Лора (она художница) говорит: «Артур, у меня нет нормальной мастерской. А давай купим этот дом, и я буду в нем рисовать?»- «Надо подумать», — ответил я. И уже в июне оформлял документы на тот дом.
— Как пришла идея сделать в простом деревенском доме картинную галерею международного уровня?
— В доме, который мы с Артуром изначально приобретали ради моей мастерской, среди многочисленного хлама нашли две картины в рамах, — рассказывает Лора Павлова. — Одна из них — репродукция Шишкина «Мордвиновские дубы» 1891 года. Автора второй мы не знаем, но на ней тоже природа. Сегодня они занимают почетное место в нашей постоянной экспозиции. Мы их оставили, сохранили как часть истории простой белорусской избы, которая превратилась в художественную галерею. Когда я впервые зашла сюда, присутствие картин меня поразило. Я сразу почувствовала, что в доме хорошая энергетика и мне понравится здесь рисовать. И тогда я вообразила, что здесь можно не только работать, но и устраивать выставки. «Представляешь, — говорю Артуру, — если здесь, в Чересово, будут выставляться картины разных художников, сюда начнут приезжать люди, в том числе и из-за границы, деревня еще более оживет».
— Так появилась мысль совместить мастерскую художника с международной картинной галереей... Я ухватился за эту идею, вдохновился, — говорит Артур. — В конце июля засучил рукава и занялся реконструкцией. Только тогда еще не представлял, сколько всего придется переделать...
— Вы приобрели дом 13 июня прошлого года. И уже 24 декабря состоялось открытие галереи — Дома художника «Lora Pavlova gallery Lepey». Прошло всего какие-то полгода — а старый дом не узнать. Как удалось так быстро все отреставрировать?
— Как говорят, глаза боятся — а руки делают. Идея и желание — самый главный двигатель. Я работал почти каждый день с утра до вечера. Практически все делал сам. Только время от времени привлекал помощников. Таким образом сэкономил много денег. Многие идеи рождались в процессе реконструкции, ведь сюрпризы были на каждом шагу... Когда покупали дом, думали: ну немного подкрасим стены, пол, потолок... А потом, после дождя, выяснилось, что крыша течет и печь дымит... Поэтому пришлось полностью заменить старую крышу на новую, а огромную печь, занимавшую 1/3 дома, на компактную, более энергоэффективную печь-камин. Кстати, старому кирпичу мы дали вторую жизнь — закрыли ей отверстия, которые остались в полу на месте бывшей печки.
— Можно было снести старую постройку и все сделать с нуля. Но вы пошли другим путем...
— Кого сегодня удивишь современным зданием? Они все одинаковые: стены белые, все идеально ровное. Нам хотелось, чтобы галерея была с «изюминкой». Поэтому строили новое, сохраняя все хорошее, старое...
— Что удалось сохранить?
— Полностью сохранили старый сруб. Снаружи обшили его сосновой доской по технологии вентфасада. Внутри специально оставили текстуру дерева, я только зачистил все бревна шлифовальной машинкой. В той части дома, где сейчас размещается выставочный зал, стены были оштукатурены глиной по деревянной щепе. Мы немного подреставрировали ту штукатурку, специально сохранив все неровности, впадины и выпуклости, которые были, и покрасили в белый цвет. Такие стены можно рассматривать долго, они — как отдельное произведение искусства. Также оставили старый пол, так как он сделан из досок толщиной около восьми сантиметров. Сейчас таких и не найти. Такой пол, как я говорю, прослужит вечность. Когда меняли старые окна на новые, оказалось, что они «завалены» — стоят не в одной плоскости с фасадом. Можно было, конечно, выровнять по уровню, но мы решили сохранить и эту кривизну. Кстати, после того как мы расчистили участок от зарослей, выяснилось, что с одной стороны дома, где сейчас находится Лорина мастерская, открывается шикарный вид на поле, поэтому мы специально заменили маленькие окна на одно большое панорамное. Из мебели, которая здесь была, оставили только кресло, которое помогало нам от начала реконструкции галереи до конца. Мы сказали ему «спасибо» и, немного подреставрировав-подкрасив, подарили вторую жизнь.
— Почему решили покрасить дом в черный цвет?
— В деревне все старые дома традиционно синего, желтого, голубого, зеленого цветов. Хотелось, чтобы галерея выделялась, выглядела необычно, запоминающейся. Сначала были мысли покрасить ее в серый цвет, но меня опередили, в нашей деревне уже есть один серый дом. Поэтому остановились на черном. Кстати, мы попали в топ самых оригинальных зданий 2022 года, по мнению интернет-портала, посвященного недвижимости.
— Вы действительно верите, что в деревенскую картинную галерею будут приезжать горожане, иностранцы? Все-таки это неблизкий мир, 160 километров от Минска...
— Если бы я не поверил в эту идею, этого проекта не было бы. И космический корабль тоже когда-то был нереален, и лазерная терапия, и нанотехнологии. Мне кажется, чем сложнее путь, чем невероятнее цель и мечта, тем больше шансов на успех. Люди просто привыкли ходить в галереи в городах. Тот же, кто поедет в нашу деревенскую картинную галерею — получит гораздо больше. Для человека это будет целое приключение. Не только посещение экспозиции, но еще и знакомство с художником, с новым местом. Галерея находится вблизи живописного озера, возле холмистого участка. А если посещение выставки совместить с сезоном цветения лаванды — притягательность места увеличивается вдвое.
В деревне Чересово рядом с домом Артура и Лоры, что в десяти метрах от озера, находится лавандовое поле более чем из тысячи кустарников. В прошлом году в июле они провели первый музыкальный фестиваль «Лаванда Лепей» с фотосессиями, выставкой картин, концертом, презентацией лавандовой продукции.
— В последнее время деревни становятся все более притягательными. Поэтому мы планируем сделать лавандовый фестиваль ежегодным и со временем выйти на международный уровень. Хочется, чтобы люди приезжали к нам, ведь здесь невероятная природа, энергетика. Что касается расстояния... А что такое 160 километров? Это всего два часа на машине. Два часа — и вы в другом мире. Я это называю «находиться на расстоянии одного фильма». Кто-то устраивается на диване, включает телевизор и смотрит фильм. А кто-то садится в машину и за те же два часа едет в новое место и узнает что-то новое.
— А как восприняли галерею местные жители?
— Все новое, как правило, людьми воспринимается настороженно... Помню, когда мы с Лорой засадили участок лавандой, сельчане тоже сначала не понимали, мол, как это засадить весь огород цветами. А как же картофель?.. После привыкли и даже приходили к нам на фестиваль. Кстати, благодаря лавандовому полю деревня ожила. Здесь уже не осталось пустых домов — все раскупили. Вот и сейчас некоторые пока не понимают, как галерея может находиться в деревне. Зачем она здесь? Тем не менее всем интересно. Теперь путь прогулок у всех местных жителей лежит мимо галереи, чтобы посмотреть, что там такое.
В домах и квартирах на стенах редко можно увидеть произведение искусства. Люди приобретают дорогой санузел, телевизор, но только не картины... А жаль... «Ой, я в искусстве ничего не понимаю», — эту фразу я слышал не от одного человека. Мы же пытаемся донести, что искусство доступно для всех. Ты же слышишь музыку — и она тебе либо нравится, либо нет. Так и живопись. Картина тебе либо нравится, либо нет. Культуру посещения выставок, картинных галерей нужно расширять. Итак, мы уже сегодня сеем зерно любви к искусству. Хотим показать, что отдых может быть не только перед телевизором. Думаю, галерея не последний наш проект.
— Мне очень откликнулись слова из афиши первой выставки, которая сейчас проходит в вашей деревенской галерее: «Никогда не поздно стать тем, кем ты хочешь стать! Можно начать когда угодно».
— Действительно, Лора начала свой путь художника в 38 лет. Ей потребовались десятилетия, чтобы поверить в себя и начать действовать. Она говорит, что теперь стала гораздо счастливее. Я тоже после того как завершил реконструкцию деревенского дома, чувствую себя хоть и уставшим, но счастливым. Особенно как подумаю, насколько важное дело для людей мы делаем. На открытии галереи было очень тепло, душевно, по-домашнему. Людей было немного. Приехали наши друзья, родственники... В какой-то момент ко мне подходит Лора и говорит: «Представляешь, Артур, там к нам пришли иностранцы». Действительно, выхожу и вижу немца и японку. Считаю, это хороший знак. Мы же задумали, что у нас будет международная картинная галерея и сами того не ожидали, но открытие получилось международным. Не зря говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет... Поэтому не нужно бояться, позволяйте себе самые смелые мечты, двигайтесь в выбранном направлении и они обязательно рано или поздно сбудутся.
Надежда ДРЫНДРОЖИК
Фото из архива героев материала
«Одно невозможно без другого».
«Важный момент, что явные симптомы аутизма есть, но родители не хотят замечать их».
99 процентов детских ожогов можно предотвратить.
«Огненные деревни. Нельзя забыть».