Вы здесь

Рожденный для неба. История легендарного летчика Бориса Лунца


Партизанский аэродром на острове Зыслов Любанского района действовал до июня 1944-го, когда Любанщина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Сейчас здесь находится широко известный мемориальный комплекс «Остров Зыслов», возведенный в 1969-м по проекту архитектора Георгия Заборского. К этим местам имеют непосредственное отношение газеты «Звязда» и «Красная смена», которые печатались во время фашистской оккупации неподалеку — в деревне Дворец.


Именно на этот аэродром, которому в прошлом году, кстати, исполнилось 80 лет со дня создания, прилетали самолеты с большой земли. Советские летчики дальней авиации внесли значительный вклад в победу над фашистами. Они доставляли на партизанские аэродромы боеприпасы, оружие, лекарства, продукты питания, забирали на Большую землю раненых, женщин и детей. Благодаря им партизаны на оккупированных территориях были тесно связаны с тылом и фронтом.
 
Летчики дальней авиации совершали полеты к партизанам на самолетах различных моделей, в том числе и на транспортном самолете Ли-2. Самолет был надежный, экономичный, перевозил военные грузы, пассажиров, участвовал в ночных бомбардировках. Один из таких самолетов установлен на открытой площадке рядом с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны.

Мы попросили старшего научного сотрудника отдела истории партизанского движения музея Владимира Григорьева рассказать нам о судьбе пилотов, в том числе и Бориса Лунца, жизненный и боевой путь которого он исследовал.
 
Владимир Владимирович подвел нас к разделу экспозиции, посвященному летчикам, которые совершали рейды в глубокий тыл врага. Здесь помещен групповой снимок экипажа Ли-2, командиром которого был Герой Советского Союза Борис Лунц. Легендарный летчик — в первом ряду в центре вместе с боевыми товарищами. В фондах музея также есть фотографии отважного аса 1943 и 1945 годов.

— Борис Григорьевич Лунц, советский летчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, гвардии майор. Родился 8 мая 1908 года в Дрездене (Германия), куда его родители вынуждены были эмигрировать из Российской империи по политическим мотивам. В Дрездене прошло раннее детство мальчика. Затем его жизнь была связана с Россией, Советским Союзом, — рассказывает Владимир Григорьев. — Борис Лунц был профессионалом, мужественным и настойчивым человеком. Он не боялся выполнять полеты в любую погоду, даже самую неблагоприятную, не боялся опасных ситуаций. Часто ему приходилось вести самолет вслепую, но он благодаря опыту и мастерству выполнял задание. Бориса Григорьевича уважали товарищи по оружию, партизаны, командование. А его фамилия стала для них паролем.
 
— Владимир Владимирович, почему темой вашего исследования является боевой путь именно Бориса Лунца? — поинтересовалась у него.
 
— Все знают прославленных летчиков Валентину Гризодубову, Александра Мамкина, других асов советской авиации. О них много написано. Лунц — Герой Советского Союза, а о его жизни известно мало. Он же, как и другие летчики, рисковал жизнью, доставляя грузы на партизанские аэродромы, которые представляли собой кустарные площадки. Например, остров Зыслов был со всех сторон окружен лесами и болотами. Там партизаны и местные жители с помощью подручных средств сделали площадку для посадки самолетов. Пришлось выкорчевывать деревья и кустарник, готовить место для посадочной полосы. После отлета советских летчиков аэродром нужно было замаскировать, чтобы не заметил враг.

По воспоминаниям Бориса Лунца, его очень впечатлил зысловский аэродром. Грунтовые воды здесь подходили близко к поверхности, но место было довольно ровным, достаточной площади. Этот аэродром летчики называли «Альбинск», по наименованию ближайшей деревни.
 
— Хотя аэродром был в целом пригодным для посадки самолетов, авиаторам нужно было быть очень внимательными и осторожными, — рассказывает Владимир Григорьев. — В июне 1943 года на аэродром прилетел Ли-2 под командованием боевого друга Бориса Лунца — белоруса Ивана Гришакова. Обратным рейсом он должен был забрать раненых и детей на Большую землю. Шел сильный дождь, вода подтопила взлетную полосу. Когда самолет начал подниматься, то зацепил колодезный журавль, получил сильные повреждения, но благодаря профессионализму пилотов удачно приземлился на подмосковном аэродроме. Партизаны думали, что самолет разбился. Их мрачные прогнозы развеял Лунц, прилетевший на остров следующим рейсом.
 
В сложных ситуациях не раз оказывался и сам Борис Лунц. Однажды экипаж получил задание доставить на партизанскую площадку, что находилась недалеко от деревни Горелец в районе Пуховичей, оружие и медикаменты, и забрать тяжелораненого командира бригады «Беларусь» Николая Покровского. Но из-за непогоды и низкой облачности пришлось заночевать у партизан. На следующую ночь погода не улучшилась, но экипаж все равно решил лететь. Самолет поднялся в небо с 20 ранеными на борту, в их числе был и комбриг.

Фашистские истребители понимали, что перед ними опытный летчик. Они часто гонялись за Лунцем, но тщетно, сбить самолет не удавалось. Экипаж умело маневрировал, снижал боевую машину до 300 метров, шел некоторое время ломаным курсом, а затем набирал высоту 1000 метров и продолжал полет. 
 
— В 1943 году Борис Лунц для выполнения задания командования прилетел на аэродром Харпунь, который находился на юге Полесья. Как свидетельствуют воспоминания и наградной лист летчика, ему необходимо было забрать на борт секретаря ЦК Коммунистической партии Украины Демьяна Коротченко и начальника украинского штаба партизанского движения Тимофея Строкача. В то время шли бои народных мстителей с фашистами. Самолет удачно взлетел и через 200 километров приземлился на острове Зыслов. Здесь переждали опасное для полетов светлое время суток, — рассказал Владимир Григорьев. — В начале сентября 1943 года Борис Лунц доставлял боеприпасы и лекарства на партизанский аэродром вблизи Ушачей Витебской области. Возле Полоцка его заметил и атаковал вражеский «мессер». Самолет Лунца был поврежден, но сумел дать отпор врагу и долететь до места назначения на одном двигателе.
В качестве дальнего бомбардировщика Борис Лунц участвовал и в налетах на крупные железнодорожные узлы — Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Смоленск, бомбил переправы на реке Дон, живые силы и колонны техники в сталинградском направлении. Он прошел путь от простого летчика до командира эскадрильи, гвардии майора. К июлю 1943 года авиатор 323 раза вылетал на боевые задания, включая 229 — ночью. Экипаж уничтожал военные и промышленные объекты, живую силу и технику, доставлял провиант, оружие, высаживал десантные группы, эвакуировал раненых.
 
— Владимир Владимирович, возможно, во время исследования вы отыскали новые факты о летчиках дальней авиации?
 
— Интересно, что грузы доставлялись партизанам и таким способом. К самолету с помощью троса прикреплялся планер, который внешне напоминал самолет, но не имел двигателя, только руль и крылья. Планер служил как бы прицепом к самолету, куда помещались грузы, пассажиры. Когда подлетали к месту назначения, планер отцеплялся от ведущего и планировал, куда надо. В большинстве случаев партизанские аэродромы не были приспособлены для того, чтобы забрать планер обратно, поэтому их оставляли у партизан.
 
— Что с ними делали? Приспосабливали для своих целей?
 
— Видимо, иx уничтожали, чтобы не попали врагу.

— Владимир Владимирович, как сложилась судьба Бориса Лунца в мирное время?
 
— Долгое время Борис Лунц работал летчиком-испытателем. Он достиг значительных результатов, в августе 1964 года ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». После выхода на пенсию Борис Григорьевич Лунц жил в Москве. 5 февраля 1997 года умер, похоронен на Московском Кунцевском кладбище.
 
Давно нет с нами славного авиатора. Но его боевые и трудовые подвиги никогда не будут забыты. В Мемориальном зале Победы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны его имя высечено золотыми буквами, — подчеркнул Владимир Григорьев.
 
Татьяна ЛАЗОВСКАЯ 
 
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.