Вы здесь

«12 апостолов» в интерьере. Сотрудник милиции из Гродно и его знаменитые корабли


Коллекция Павла Новокольского составляет более 20 стендовых моделей. Если учитывать, что на изготовление одной может потребоваться несколько лет — это немало. Правда, большинство осталось в Гродненском областном центре технического творчества, откуда началось его увлечение еще в 13-летнем возрасте. После перерыва Павел вернулся к судомоделированию и создал несколько очень сложных и красивых копий кораблей с интересной боевой историей.


Увлечение кораблями началось с приключенческих книг о далеких морских путешествиях. У подростка появилось желание присоединиться к этим необычным путешествиям. Так он попал в кружок по судомоделированию в Гродненском областном центре технического творчества. Кружок успешно работает и сейчас. Павел, как и многие другие кружковцы, мечтал о поступлении в военно-морское училище в Калининграде.

Он посещал «моделирование» до 10 класса. Принимал участие во многих республиканских соревнованиях. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта по судомоделированию. А когда пришло время определяться с будущей профессией, решил пойти по стопам отца, сотрудника милиции, который преждевременно ушел из жизни. Парень поступил в Белорусский институт правоведения. На некоторое время занятия судомодельным творчеством приостановились.

Сейчас Павел Новокольский служит в Октябрьском РОВД Гродно старшим участковым инспектором по делам несовершеннолетних. Говорит, что забот хватает и по работе, и в семье — у него подрастает двое сыновей, 6 и 9 лет. Свободного времени остается совсем мало, но Павел находит час-другой в выходные дни, чтобы заняться своим хобби. К тому же именно благодаря работе появились средства, чтобы приобретать материалы для моделей, а стоит это недешево. Например, себестоимость одной из моделей составляет около 900 долларов.

Корабль сразу обращает на себя внимание, хотя и стоит в углу комнаты. Это флагман российского императорского флота начала ХІХ века «12 апостолов» — один из самых мощных военных кораблей своего времени. Как он когда-то выглядел, можно увидеть на картине, на фоне которой как раз и стоит макет. Правда, художник нарисовал всю флотилию с раздутыми белыми парусами. На модели они тоже есть, но скручены, словно корабль стоит на рейде. Почему так?

— Паруса собраны, их невозможно расправить, потому что они занимают очень много места и скрывают деталировку корабля, отвлекают на себя много внимания, — объясняет Павел. — Паруса нужно крахмалить, чтобы создать эффект наполненности ветром. Но тогда корабль будет похож на белый шар. Я делаю по принципу, чтобы было все видно, поэтому и следующая модель будет тоже со сложенными парусами. Такой у меня подход, кто-то сделает по-другому, я выбрал именно так.

Чтобы максимально приблизить макет к оригиналу, нужно провести большую подготовительную работу. Например, на создание «12 апостолов» моему собеседнику понадобилось три года. Почти половину времени занял поиск чертежей. Сложность еще и в том, что оригинала не осталось. Подобный корабль «Виктори» сохранился во флоте Великобритании. Правда, только в качестве музея. Поэтому и чертежи в основном на англоязычных интернет-платформах.

Аналогичная ситуация сложилась во время моделирования немецкого линкора «Бисмарк». Работа над ним заняла два года. Поскольку чертежей не удалось найти, модель создавалась по снимкам и кадрам кинохроники. Кстати, судьба линкора была недолгой, он утоплен во время Второй мировой войны, буквально через несколько лет после постройки. А вот новый проект инспектора – корабль «Конституция» — до сих пор на плаву. И это единственный во всем мире военный парусный корабль, который может плавать. И хотя он пришвартован в Бостоне в качестве музея, с 1780 года и до нашего времени входит в состав Военно-морских сил США. Поскольку есть его реальные снимки, делать эту модель не так сложно.

В общем, работа довольно кропотливая. На деревянный корпус судна, размером 1,5-2 метра, крепится множество деталей из металла и пластика. Часть приобретается через интернет, но большинство делается своими силами. Например, вырезаются из определенных пород деревьев элементы корпуса, мачты, Реи, корабельные постройки, другие детали. В качестве инструментов под рукой должны быть скальпель, пинцет, микродрели, такие же свердлы, мини-токарный станок, аэрограф для покраски.

— Конечно, можно купить готовый набор и сложить корабль согласно схеме. Но это получится обычная игрушка. Такой набор пригоден для тех, кто начинает моделирование, только учиться этому. Мне это не подходит, так как модель должна быть максимально приближена к реальности. Это не игрушка, а уменьшенная копия оригинала. В этом суть стендового моделирования. Поэтому свои корабли я создаю с нуля, — говорит Павел.

Он считает, что творчество – хорошая разгрузка для любого человека. Во время работы есть возможность собраться с мыслями, восстановить свой энергетический потенциал. Вообще, смена рода деятельности полезна. К тому же виден результат работы. А корабли – это всегда красиво.

Дома у Павла находятся модели, созданные за период его работы в милиции, и одно из первых судов, которое сделано более 20 лет назад, еще в 8 классе. Правда, корабль пострадал от внимания кота, который запрыгнул на телевизор и свалил его на пол. Такие нелепости стоят конструктору нервов. С тех пор кот модели не трогает, а поврежденный корабль Павел собирается отремонтировать.

Корабли — не единственные произведения Гродненского инспектора. Есть в его арсенале и знаменитый военный танк «Тигр», а еще — уменьшенная копия автомобиля ЗИС-110. 70-сантиметровый экспонат полностью из металла, поэтому его вес достигает 15 килограммов. Там все открывается: дверь, капот, багажник... Салон, двигатель детализированы на сто процентов. Именно на таком лимузине ездил Сталин, пока не пересел на более бронированный автомобиль. Есть желающие купить эту модель за 1,5 тысячи рублей, но Павел не имеет цели что-то продавать. Действительно, если учитывать, что на изготовление только одного корабля тратится 2-3 года жизни, какими деньгами это можно отмерить?

— Хобби приносит мне удовольствие. Нравится и сам процесс создания модели, и результат. Считаю очень важным иметь какие-то увлечения. Если у моих сыновей появится желание чем-то заниматься либо они захотят проявить себя в каком-либо деле, с радостью их поддержу. И это необязательно должно быть моделирование. Ведь все мы разные и у каждого свои способности. Важно развивать талант, это помогает справляться и с профессиональными обязанностями, — резюмирует Павел.

С ним согласна и жена Анастасия. Она работает в областном управлении МЧС, а в свободное время пишет картины. Ее очень вдохновляет творчество Ван Гога, Дали, Пикассо и импрессионистов. В квартире около десятка копий знаменитых художников.

Вот так молодая семья служащих создает вокруг себя красоту в простой квартире обычной городской «панельки». Каждый, кто приходит к ним, в первую очередь обращает внимание на корабли Павла и картины Анастасии. Они радуют глаз и приводят душу в восторг больше, чем роскошные и вычурные интерьеры.

Маргарита УШКЕВИЧ
Фото автора

Выбор редакции