Всемирный день шоколада отмечают в июле, потому что придумали этот праздник во Франции. Если бы его придумали в Беларуси, то, пожалуй, назначили бы на самые холодные и темные дни года – конец января или начало февраля. То, что в условиях сырой и промозглой белорусской зимы в разы возрастает потребление сладкого вообще и шоколада в частности, не секрет ни для статистики, ни для торговли.
Кстати, почему зимой хочется шоколада? Ответ есть и у диетологов, и у психологов. Первые отмечают, что серотонин, он же «гормон счастья» (влияющий на довольство собой, удовлетворенность жизнью и уверенность в своих силах) синтезируется в организме под воздействием солнечного света. А без этого гормона мы получаем снижение жизненного тонуса, беспричинно плохое настроение и бессонницу. Так вот, шоколад содержит аминокислоту триптофан, исходный материал для производства серотонина. А также аминокилоту фенилаланин, участвующую в синтезе еще одного гормона счастья – эндорфина. Таким образом, 40-50 г шоколада в день обеспечивает организм «исходным материалом» для того, чтобы синтезировать достаточно гормонов на сутки хорошего настроения.
Психологи, в свою очередь, добавляют: шоколад – не просто десерт, продукт превратился в социокультурный феномен. Достаточно посмотреть, сколько метафор со словом «шоколад» активно используют носители любого европейского языка. В наших широтах, например, «шоколадная» в отношении девушки – значит загорелая (или экзотичная), сексуальная и красивая, «в шоколаде» говорится о жизненном успехе и материальном достатке. Шоколад в массовом сознании ассоциируется с молодостью, красотой и сексуальностью. А также с теплом родного дома, семейными праздниками, домашней выпечкой и чувством защищенности. То есть ассоциации исключительно со знаком плюс, будь то яркость и внешняя привлекательность или домашний уют и спокойная радость.
Из продуктов питания санкции в наибольшей степени затронули (наряду с некоторыми другими) как раз сегмент шоколада. Ассортимент тех отделов гипермаркетов, где продаются шоколад и шоколадные конфеты, претерпел больше всего изменений. С полок ушли немецкие «квадратики» Ritter Sport, а также Merci и Toffifee. Швейцарский шоколадный бренд Toblerone тоже пока остается для наших потребителей воспоминанием, как и его «соотечественник» Lindt. То же самое касается и шоколадных шариков в золотой бумажке Ferrero Rocher итальянского производства. Многие из потребителей это заметили, а многие – и нет, потому что «Коммунарка» и «Спартак» никуда не делись, а их продукция действительно пользуется всенародной любовью. Остались на полках, разумеется, и те привычные потребителю шоколадные сладости, которые производят в России (Milka, «Кinder шоколад» и «народные» батончики: Sniskers, Nuts и т.д.). Ассортимент дополняют шоколадные изделия из Турции, ОАЭ, Казахстана и Сербии.
Кстати, любовь постсоветского потребителя к «Коммунарке» и «Спартаку», разумеется, результат многолетней работы над имиджем бренда и качеством продукции. Но есть у них и изначальная «фора» по сравнению с зарубежными конкурентами, отмечают психологи.
– Наверное, любому представителю славянских стран возрастной категории от 35 до 60 лет и старше несложно вспомнить, какой именно шоколад он попробовал первым. Чаще всего знакомство начиналось с «советской классики» («Мишки на поляне», «Красная шапочка», «Грильяж», «Аленка»), – говорит гештальт-терапевт Екатерина Алехина. – Отсюда любовь к брендам, которые ассоциируются с этими рецептурами, и к производителям, которые до сих пор их выпускают.
Отсюда же, кстати, и повсеместная в постсоветских странах любовь к молочному шоколаду в противовес горькому.
– Советские рецепты шоколада всегда содержали молоко, – говорит специалист. – А молоко – продукт, вкус которого говорит подсознанию о безопасности, защищенности и предсказуемости мира (даже если во взрослой жизни само по себе молоко вы не любите). Положив кусочек молочного шоколада в рот, человек чувствует позитив и успокоение: вкусовые рецепторы дают подсознанию сигнал о том, что мы защищены.
Разумеется, сегодня и «Коммунарка», и «Спартак» выпускают широкий ассортимент шоколада, и молочного, и горького. И, кстати, предпочтение человеком того или иного вида шоколада может многое рассказать о нем. Например, сторонники горького шоколада… О тех, кто действительно любит черный шоколад, можно сказать, что они доверяют своему вкусу, не подвержены чужому влиянию, хорошо знают свои желания и стремления и имеют смелость следовать им, предполагает психолог. Есть и другие – те, кто ест «утонченный» горький шоколад, хотя на самом деле любит «плебейский» молочный (дело в том, что горький шоколад реклама и общественное мнение позиционируют как лакомство для людей, следящих за весом, а также как любимый десерт артистичных натур). Этим, напротив, сложно делать выбор, они легко внушаемы и не всегда в состоянии ответить на вопрос, что им действительно нравится в жизни. Ну, а те, кто любит сочетание белого и черного шоколада или необычные комбинации (типа шоколад с соленой «начинкой») – это, скорее всего, мобильные, активные, непоседливые натуры. В крайнем своем проявлении такие люди постоянно находятся в поиске новых впечатлениий – от кулинарных изысков до смены рода деятельности раз в несколько лет и новых отношений (без этого они скучают).
Кстати, именно ассоциативный ряд, связанный с шоколадом, используют салоны красоты, предлагая шоколадные обертывания и шоколадные маски для лица (традиционно интерес к ним возрастает в холода, хотя предлагаются они круглый год). Основа шоколадных обертываний – какао-бобы и какао-масло, которые борются с целлюлитом, дают эффект лифтинга, питают и омолаживают кожу. Но речь не только о реальной пользе. Подсознательно женщина испытывает уверенность, что после такой бьюти-процедуры ее жизнь станет «слаще» – счастливей и успешней.
А раз это лакомство – не просто десерт, а один из культурных кодов человечества, то свидание с потенциальным кандидатом в мужья вполне разумно назначить в кофейне, где подают шоколадные десерты, в шутку (или всерьез?) советует психолог.
– К сведению мужчин. Если женщина активно и с неподдельным ужасом отказывается от любого сладкого (“Я вообще не ем шоколада (вариант: сладкого), это причина и лишнего веса, и кариеса!”), вполне возможно, она – обладательница “жесткого суперэго” (то есть живет в постоянном давлении на саму себя). Дамы с жестким суперэго строят жизнь в соответствии с самостоятельно созданной системой жестких табу и предписаний. И если ваши отношения станут серьезными, табу и предписания распространятся и на вас: они будут касаться всех сфер жизни, в том числе быта и интима, – рассказывает Екатерина Алехина.
А вот решение ознакомиться со всем ассортиментом предлагаемых десертов (“Поглядим, что тут предлагают гостям”) – как раз добрый знак: он или она способны делать выбор, а это, безусловно, черта зрелого человека.
Информацию о том, что человек – любитель определенной марки шоколада, и всегда выбирает только ее, можно расценивать по-разному, отмечает собеседница. Со знаком “плюс” или “минус”, зависит от того, как вы воспринимаете постоянство и консервативность: как верность или скучное занудство.
– Допустим, человек любит “Аленку” от “Коммунарки”, и с детства выбирает только ее. Что ж, можно сделать вывод, что такой человек будет верным мужем. У него едва ли возникнет желание изменять своей избраннице, и если остановит выбор на вас, то будет любить вас в разных «фантиках» (несмотря на возраст, набранный вес или неудачную прическу). Многим он покажется скучным, но именно консервативность – черта надежных мужей (и хороших жен). Если вы сумеете зажечь его любовь, она не померкнет с годами, – говорит психолог.
Что должно вас насторожить? Агрессивная манипулятивность. Когда человек обесценивает ваше мнение: применительно к шоколаду – например, настаивает, что «молочный любят дети, взрослые выбирают горький». Или, к примеру, читает вам лекцию о «вреде всех этих трасжиров в десертах» и «не надо тебе всего этого».
– Это уже не про шоколад. Это про доминирование и желание подчинять. Если человек уже на первом свидании знает, «что для вас правильно» – с ним лучше не связываться, независимо от того, предпочитает он шоколад или копченую колбасу. Счастливые отношения можно построить только с тем или с той, кто позволяет себе и вам выбирать и наслаждаться жизнью.
А если мужчина обращается к женщине «моя сладкая», «моя конфетка»?
– Я бы сказала, это обесценивание личности женщины. Хотя многие расценивают это как комплимент, на самом деле тут стоит задуматься, как такой мужчина относится к вам в частности и к женщинам вообще. Не исключено, что действительно как к конфете: «съесть и забыть». Я бы задумалась о верности и надежности такого человека, и, вероятно, о его предположительном неумении строить долговременные, серьезные отношения, предполагающие взаимную ответственность.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.