Вы здесь

Кусочек счастья. Почему зимой возрастает потребление шоколада?


Всемирный день шоколада отмечают в июле, потому что придумали этот праздник во Франции. Если бы его придумали в Беларуси, то, пожалуй, назначили бы на самые холодные и темные дни года – конец января или начало февраля. То, что в условиях сырой и промозглой белорусской зимы в разы возрастает потребление сладкого вообще и шоколада в частности, не секрет ни для статистики, ни для торговли.


Фото: pexels.com

Кстати, почему зимой хочется шоколада? Ответ есть и у диетологов, и у психологов. Первые отмечают, что серотонин, он же «гормон счастья» (влияющий на довольство собой, удовлетворенность жизнью и уверенность в своих силах) синтезируется в организме под воздействием солнечного света.  А без этого гормона мы получаем снижение жизненного тонуса, беспричинно плохое настроение и бессонницу. Так вот, шоколад содержит аминокислоту триптофан, исходный материал для производства серотонина. А также аминокилоту фенилаланин, участвующую в синтезе еще одного гормона счастья – эндорфина. Таким образом, 40-50 г шоколада в день обеспечивает организм «исходным материалом» для того, чтобы синтезировать достаточно гормонов на сутки хорошего настроения.

Психологи, в свою очередь, добавляют: шоколад – не просто десерт, продукт превратился в социокультурный феномен. Достаточно посмотреть, сколько метафор со словом «шоколад» активно используют носители любого европейского языка. В наших широтах, например, «шоколадная» в отношении девушки – значит загорелая (или экзотичная), сексуальная и красивая, «в шоколаде» говорится о жизненном успехе и материальном достатке. Шоколад в массовом сознании ассоциируется с молодостью, красотой и сексуальностью. А также с теплом родного дома, семейными праздниками, домашней выпечкой и чувством защищенности. То есть ассоциации исключительно со знаком плюс, будь то яркость и внешняя привлекательность или домашний уют и спокойная радость.

Выбор есть

Из продуктов питания санкции в наибольшей степени затронули (наряду с некоторыми другими) как раз сегмент шоколада. Ассортимент тех отделов гипермаркетов, где продаются шоколад и шоколадные конфеты, претерпел больше всего изменений. С полок ушли немецкие «квадратики» Ritter Sport, а также Merci и Toffifee. Швейцарский шоколадный бренд Toblerone тоже пока остается для наших потребителей воспоминанием, как и его «соотечественник» Lindt. То же самое касается и шоколадных шариков в золотой бумажке Ferrero Rocher итальянского производства. Многие из потребителей это заметили, а многие – и нет, потому что «Коммунарка» и «Спартак» никуда не делись, а их продукция действительно пользуется всенародной любовью. Остались на полках, разумеется, и те привычные потребителю шоколадные сладости, которые производят в России (Milka, «Кinder шоколад» и «народные» батончики: Sniskers, Nuts и т.д.). Ассортимент дополняют шоколадные изделия из Турции, ОАЭ, Казахстана и Сербии.

Кстати, любовь постсоветского потребителя к «Коммунарке» и «Спартаку», разумеется, результат многолетней работы над имиджем бренда и качеством продукции. Но есть у них и изначальная «фора» по сравнению с зарубежными конкурентами, отмечают психологи.

Наверное, любому представителю славянских стран возрастной категории от 35 до 60 лет и старше несложно вспомнить, какой именно шоколад он попробовал первым. Чаще всего знакомство начиналось с «советской классики» («Мишки на поляне», «Красная шапочка», «Грильяж», «Аленка»), – говорит гештальт-терапевт Екатерина Алехина. – Отсюда любовь к брендам, которые ассоциируются с этими рецептурами, и к производителям, которые до сих пор их выпускают.

Отсюда же, кстати, и повсеместная в постсоветских странах любовь к молочному шоколаду в противовес горькому.

– Советские рецепты шоколада всегда содержали молоко, – говорит специалист. – А молоко – продукт, вкус которого говорит подсознанию о безопасности, защищенности и предсказуемости мира (даже если во взрослой жизни само по себе молоко вы не любите). Положив кусочек молочного шоколада в рот, человек чувствует позитив и успокоение: вкусовые рецепторы дают подсознанию сигнал о том, что мы защищены.

Разумеется, сегодня и «Коммунарка», и «Спартак» выпускают широкий ассортимент шоколада, и молочного, и горького. И, кстати, предпочтение человеком того или иного вида шоколада может многое рассказать о нем.  Например, сторонники горького шоколада…  О тех, кто действительно любит черный шоколад, можно сказать, что они доверяют своему вкусу, не подвержены чужому влиянию, хорошо знают свои желания и стремления и имеют смелость следовать им, предполагает психолог. Есть и другие – те, кто ест «утонченный» горький шоколад, хотя на самом деле любит «плебейский» молочный (дело в том, что горький шоколад реклама и общественное мнение позиционируют как лакомство для людей, следящих за весом, а также как любимый десерт артистичных натур). Этим, напротив, сложно делать выбор, они легко внушаемы и не всегда в состоянии ответить на вопрос, что им действительно нравится в жизни. Ну, а те, кто любит сочетание белого и черного шоколада или необычные комбинации (типа шоколад с соленой «начинкой») – это, скорее всего, мобильные, активные, непоседливые натуры. В крайнем своем проявлении такие люди постоянно находятся в поиске новых впечатлениий – от кулинарных изысков до смены рода деятельности раз в несколько лет и новых отношений (без этого они скучают).

Кстати, именно ассоциативный ряд, связанный с шоколадом, используют салоны красоты, предлагая шоколадные обертывания и шоколадные маски для лица (традиционно интерес к ним возрастает в холода, хотя предлагаются они круглый год). Основа шоколадных обертываний – какао-бобы и какао-масло, которые борются с целлюлитом, дают эффект лифтинга, питают и омолаживают кожу. Но речь не только о реальной пользе. Подсознательно женщина испытывает уверенность, что после такой бьюти-процедуры ее жизнь станет «слаще» – счастливей и успешней.

Роман с шоколадом 

А раз это лакомство – не просто десерт, а один из культурных кодов человечества, то свидание с потенциальным кандидатом в мужья вполне разумно назначить в кофейне, где подают шоколадные десерты, в шутку (или всерьез?) советует психолог.

– К сведению мужчин. Если женщина активно и с неподдельным ужасом отказывается от любого сладкого (“Я вообще не ем шоколада (вариант: сладкого), это причина и лишнего веса, и кариеса!”), вполне возможно, она – обладательница “жесткого суперэго” (то есть живет в постоянном давлении на саму себя). Дамы с жестким суперэго строят жизнь в соответствии с самостоятельно созданной системой жестких табу и предписаний. И если ваши отношения станут серьезными, табу и предписания распространятся и на вас: они будут касаться всех сфер жизни, в том числе быта и  интима, – рассказывает Екатерина Алехина.

А вот решение ознакомиться со всем ассортиментом предлагаемых десертов (“Поглядим, что тут предлагают гостям”) – как раз добрый знак: он или она способны делать выбор, а это, безусловно, черта зрелого человека.

 Информацию о том, что человек – любитель определенной марки шоколада, и всегда выбирает только ее, можно расценивать по-разному, отмечает собеседница. Со знаком “плюс” или “минус”, зависит от того, как вы воспринимаете постоянство и консервативность: как верность или скучное занудство.

– Допустим, человек любит “Аленку” от “Коммунарки”, и с детства выбирает только ее. Что ж, можно сделать вывод, что такой человек будет верным мужем. У него  едва ли возникнет желание изменять своей избраннице, и если остановит выбор на вас, то будет любить вас в разных «фантиках» (несмотря на возраст, набранный вес или неудачную прическу). Многим он покажется скучным, но именно консервативность – черта надежных мужей (и хороших жен). Если вы сумеете зажечь его любовь, она не померкнет с годами, – говорит психолог.

Что должно вас насторожить? Агрессивная манипулятивность. Когда человек обесценивает ваше мнение: применительно к шоколаду – например, настаивает, что «молочный любят дети, взрослые выбирают горький». Или, к примеру, читает вам лекцию о «вреде всех этих трасжиров в десертах» и «не надо тебе всего этого».

– Это уже не про шоколад. Это про доминирование и желание подчинять. Если человек уже на первом свидании знает, «что для вас правильно» – с ним лучше не связываться, независимо от того, предпочитает он шоколад или копченую колбасу. Счастливые отношения можно построить только с тем или с той, кто позволяет себе и вам выбирать и наслаждаться жизнью.

А если мужчина обращается к женщине «моя сладкая», «моя конфетка»?

– Я бы сказала, это обесценивание личности женщины. Хотя многие расценивают это как комплимент, на самом деле тут стоит задуматься, как такой мужчина относится к вам в частности и к женщинам вообще. Не исключено, что действительно как к конфете: «съесть и забыть». Я бы задумалась о верности и надежности такого человека, и, вероятно, о его предположительном неумении строить долговременные, серьезные отношения, предполагающие взаимную ответственность.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Образование

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Тельцам не стоит расслабляться.

Образование

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.

Общество

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

Рассказываем, почему туда стоит сходить.