Вы здесь

Три поколения Ващенко представлены на одной выставке


Основатель творческой династии — Гавриил Харитонович Ващенко. В этом году мы отмечаем 95-летие со дня рождения художника. Прошло уже почти девять лет, как его нет рядом с нами. Но он оставил такое наследие, что не только творческая, но вообще белорусская общественность благодарна ему. На выставке представлены произведения народного художника Беларуси Гаврилы Ващенко и его потомков — сына Константина и внучки Ангелины.


«Бег» Гавриила Ващенко.

Выставка интересна не только именами. Во-первых, она раскрывает личность художника Гавриила Ващенко немного иначе (особенно из-за произведений, находящихся в коллекции семьи, редко показывавшихся ранее). Во-вторых, она отражает смену поколений в искусстве, фиксирующих свое время и его идеи. В-третьих, показывает, как меняется художественный язык поколений и формы отражения действительности. На открытии выставки интересно было наблюдать за тем, как зрители разных возрастов двигались по залу (экспозиция занимает весь второй этаж Дворца искусства), останавливаясь у тех произведений, которые вызвали у них больше эмоций. Но вначале всех привлекал все же скульптурный портрет Гавриила Харитоновича (работа Владимира Слободчикова).

— Когда я писала книгу о Гаврииле Харитоновиче, очень важным было то, что удавалось поговорить с ним в мастерской. Я запомнила слова, которые он говорил, когда мы рассуждали об искусстве. О своем творчестве однажды сказал так: можно ходить на пленэры, заниматься этюдами. Но картина рождается в голове. Она рождается от темы, которую хочешь раскрыть. Она должна быть сильна сама по себе, но художник должен ее усилить еще больше. Потому что тема, мысль должна быть донесена до зрителя, чтобы он ее услышал, — вспоминает первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Мы проходим по выставке и слышим мысли Гавриила Харитоновича.

Это мысли прежде всего о Беларуси, которую он чувствовал и изображал — и на уровне символов, и на уровне выбора цветов, и на уровне отличительной жизни духа. Уроженец Гомельщины, он мог стать железнодорожником, но парень поехал учиться искусству в Киев — монументальные росписи здания Верховного Суда Украины доверили студенту из Беларуси. После работал на киностудии имени Довженко. Высшее художественное образование получил во Львове. Работал в Молдове. Но когда появилась возможность, вернулся в Беларусь.

В экспозиции представлены и произведения из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. По ним сразу понимаешь, что было близко его сердцу: Полесье, его пейзажи, дух, цвета и оттенки. Если Беларусь называют «край аистов», то, наверное, не в малой степени благодаря произведениям Гавриила Ващенко. Аистов у него много, они разные в разных картинах. Есть лирические, есть заботливые за будущее и птенцов, есть стремительные, полет их высок и свободен. А есть тревожные: накрыл землю Чернобыль... 

Представлены работы и из собрания Национального центра современных искусств. Но основная часть работ из коллекции семьи, и благодаря им можно увидеть Гавриила Харитоновича разным. Есть картины, где Ващенко очень камерный, человеческий, увлеченный мигом жизни. Они другие по образности, свету, колорите и цветовой гамме. Его называют мастером больших размеров — и это так, убедятся зрители. Но лирика и теплота есть в каждой работе. Что значит поэзия в живописи, можно понять здесь.

«Гроб» Константин Ващенко.

— У нас на курсе он рассказал однажды восточную мудрость: не надо ловить бабочек, создавайте сад, и эти бабочки сами прилетят туда, — вспоминает бывший ученик Владимир Зинкевич, который сейчас возглавляет кафедру монументального искусства в Белорусской государственной академии искусства. — Гавриил Харитонович перевернул всю нашу творческую жизнь тем, что перед нами предстал не только замечательный художник, но и человек, который мог организовать окружение — нравственное, духовное, чувственное, в котором было воспитано большое количество талантливых людей. По сути, при его участии была сформирована не только кафедра, но и сообщество выдающихся личностей. Миссия этого человека была — воспитывать других людей, сделать их более тонкими, красивыми, талантливыми.

Народный художник Владимир Толстик считает: мы видим белорусского художника, гениального по своему масштабу мышления, по чувственности, тонкости. Это творец своей земли. Это художник того времени, в который он жил. Он давал почву для развития другим художникам. И это видно на примере его собственной семьи. Константин и Ангелина создают свое искусство.

Триптих «Idea Fix» Константин Ващенко.

Перед экспозицией сына есть работа «Костик», которую в свое время приобрел Национальный художественный музей. Она здесь якобы пролог, переход в другую художественную вселенную. Но по ней можно почувствовать, как отец относился к своему сыну. Во время открытия Константин Ващенко был немногословен. Тот момент, когда лучше смотреть, чем говорить. Его произведения по большинству выполнены в смешанной технике, представлена инсталляция. Их объединяет мысль о человеке XXI века и его внутренних колебаниях и изысканиях. Константин Ващенко — график, который работает и в живописи, создает арт-объекты. Чтит давнюю традицию просвещения (принимал участие в скориновском проекте), на этот раз представил произведения, соединенные одним настроением. И в этом тоже есть просветительство, только другого сорта: загляни, человек, внутрь себя, что ты там видишь?..

«Смотреть в глаза!» Константин Ващенко.

Его дочь Ангелина в Академии художеств выбрала кафедру графики, создает различные по технике произведения — офорты, литографии. Интересная работа под названием «Он есть», в которой просматривает лицо в муках — не как на иконе, но как часть живого: это графика на дереве. На одной из литографий можно узнать ее знаменитого деда, народного художника Беларуси. Символическое название: «Вдохновение».

«Кентавр» Ангелина Ващенко.

Цепь жизни — цепь искусства.

«Жар купальского костра» Гавриила Ващенко.

 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции